Оживленное строительство городов развернулось в правление первых царей династии Аршакидов. Одним из них был построен Вагаршапат (ныне – Эчмиадзин), основанный в первой половине II века на месте древнего поселения Вардгесаван. Со 163 года, после разрушения римлянами Арташата, город был объявлен столицей Армении и на несколько веков стал её политическим, культурным, а затем религиозным и просветительским центром.
Именно здесь происходили исторические события, связанные с принятием Арменией христианства. Сюда Месроп Маштоц принес созданные им армянские письмена. Здесь были коронованы многие армянские цари. Отсюда не единожды разносился глас о защите родной земли от завоевателей.
Святой Первопрестольный Эчмиадзин, центр Армянской апостольской церкви – место, почитаемое армянами всего мира. Здесь, на территории около 60 тысяч квадратных метров расположены – кафедральный собор Сурб Эчмиадзин, Духовная Академия святого Эчмиадзина, резиденция Патриарха, Католикоса всех армян, Синод Армянской церкви, библиотека и книгохранилище, кельи монашеской братии, некоторые другие вспомогательные церковные службы. Большинство сооружений возведены в XVII – XIX веках на месте более ранних.
С монастырем Эчмиадзин связаны три памятника, расположенные за его пределами – церкви Сурб Рипсиме, Сурб Гаянэ и Сурб Шогакат. С этим местами связаны полулегендарные, полуисторические события, здесь приняли мученическую смерть первые христиане, пришедшие сюда в конце III века из пределов Римской империю...
Оставив другим авторам возможность рассказать истории монастыря Эчмиадзин и церквей Сурб Рипсиме и Сурб Гаяне, остановим наше внимание на церкви Сурб Шогакат.
Место, на котором возведен храм, по преданию, было винодельней, стоявшей в пригороде Вагаршапата в окружении виноградников. Здесь нашли свое убежище христианские монахини, бежавшие из пределов Рима от преследователей императора Диоклетиана. В их числе были Рипсиме, Гаяне и Шогакат.
Одна из спутниц Рипсимэ из-за болезни не смогла последовать за подругами к месту, где они нашли свою смерть вместе с Рипсимэ. Она была предана мученической смерти в скинии. Согласно распространенному мнению, храм получил свое название от имени погибшей здесь девы. Однако имя мученицы, согласно преданию, — Марианэ, название же Шогакат связано с видением Григория Просветителя и значит «ниспадение луча».
Храм возведен в 1694 году на месте часовни IV века, примечателен своеобразной архитектурой, известной под названием «купольной залы». Армянские зодчие могли прекрасно обходиться без промежуточных опор, так как их мастерски возведенные своды перекрывали значительные пролеты. Такая конструкция однопролетной церкви-залы, завершенной куполом, воплощенная в этом храме, практиковалась зодчими с первой половины VII века. Сводчатая галерея над входом, построенная одновременно с храмом, увенчана шестиколонной ротондой-звонницей. Высокий восьмигранный купол подчеркивает внутренний объем наиболее освещенной части зала. Сдержанная форма архитектурных деталей и орнаментального убранства имеет много общего с убранством кафедрального собора и храма св. Рипсиме.
Использованные источники:
1. Белый В.Н., Белая-Барсегян И.В. Армения. Энциклопедия путешественника / Ред. Колл.: К.Худавердян (гл. ред.) и др. – Ер.: Гл. ред. Арм. Сов. Энциклопедии, Кооператив «НОВУС-ИНФОРМ», 1990.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: