Монзенская железная дорога. Монза. Чувствуете, как пахнет от этого слова чем-то древним, вечным и могучим, как вологодские леса? Чем-то основательным и неспешным, как жизнь в далёких таёжных посёлках? Чем-то загадочным, как старый рельсовый путь в лесной глуши? Это ощущение захлестнуло меня, когда я первый раз узнал о Монзенской железной дороге. И тогда же возникло желание обязательно посетить эти края.
Но что же представляет собой Монзенская железная дорога, привлекающая, к слову, многих путешественников и исследователей малоизвестных железных дорог? Это ведомственная (т.е. не имеющая отношения к МПС-РЖД) лесовозная дорога нормальной колеи. Одна из её уникальных черт состоит в том, что протяжённость её магистрального хода составляет целых 238 км, а вместе с ветками – около 300 км! Другая необычная черта состоит в том, что бОльшая часть Монзенской железной дороги проходит по глухим местам, отрезанным от автодорог и недостижимым иными видами транспорта. Благодаря этой изолированности, время в немногочисленных посёлках, расположенных вдоль Монзенской дороги, как бы остановилось, законсервировалось, и их атмосфера осталась той же, какой была многие годы назад. На Монзе сохранились уникальные экземпляры подвижного состава, кое-где лежат рельсы ещё демидовского производства, а ещё – на всей дороге сохранились настоящие семафоры! Правда, они уже не работают, но изящные ажурные мачты с застывшими красно-белыми крыльями по-прежнему устремлены ввысь, напоминая о тех временах, когда множество составов с лесом деловито сновало туда-сюда по монзенским рельсам.
Историю Монзенской железной дороги любознательный геокэшер, без сомнения, легко отыщет в интернете, поэтому, наверное, не будем утомлять читателей объёмными копиями текстов. Приведём лишь основные вехи истории.
Строительство Монзенской дороги началась в далёком 1933 году. Нет, она вовсе не была лагерной, как можно подумать и как упоминают некоторые источники. Решение о строительстве железной дороги было принято в связи с резко возросшими объёмами леса, заготавливаемого и вывозимого Монзенским леспромхозом. Леспромхоз заготавливал дрова и древесный уголь для отопления Москвы, а также снабжал московские предприятия деловой древесиной. По ряду обстоятельств было принято решение строить не узкоколейку, а железную дорогу нормальной колеи. Её начальным пунктом стал разъезд Вохтога на линии МПС Вологда-Буй, им он остаётся и по сей день, но Вохтога из разъезда превратилась в станцию и крупный посёлок.
Поначалу магистраль Монзенской дороги шла на Каменку, где она заканчивалась, и дальше к лесоучасткам шла узкоколейка. Но в 50-х годах строительство Монзенской дороги продолжилось как развитие ветки, отходившей от станции Истопная (какое "говорящее" о назначении дороги название!) на восток. В итоге это направление стало магистралью, а участок Каменка-Истопная – веткой. Об этих временах напоминает теперь лишь то, что для следования по магистрали стрелка в восточной горловине станции Истопная по-прежнему переводится вбок.
В конце 50-х Монзенская дорога дошла до посёлка Ламса, откуда была построена вторая боковая ветка – на старинный город Солигалич. В 80-х годах начался последний этап строительства, и дорога достигла своего теперешнего конечного пункта – Кемы.
Сейчас объёмы перевозок по Монзенской дороге значительно сократились, но дорога продолжает жить и работать, на её части даже сохраняется регулярное пассажирское сообщение (4 раза в неделю ходит ночной поезд Вохтога-Ида с прицепным вагоном до Каменки). Самому дальнему участку дороги (Ида-Кема), к сожалению, грозит исчезновение в связи с сокращением вывоза леса и строительством автодороги. __________________________________________________________________
Но хватит сухих цифр и фактов. Как я уже написал, желание посетить Монзенскую дорогу и проехать по ней зрело у меня давно. Но на пути реализации этого желания стоял ряд вопросов. Как ехать? На пассажирском поезде? Но он идёт ночью – что можно рассмотреть? На попутных локомотивах? Тоже есть ряд сомнений. Но, наконец, все вопросы решены, и наша компания холодным ноябрьским утром прибывает на станцию Вохтога-2, где нас должен ждать заранее арендованный мотовоз, или, как их здесь называют, "ДМка". Впереди – сотня километров по таинственным рельсам Монзы.
…Неспешно стучат колёса по стыкам старых рельс. Позади остались дома и склады Вохтоги. Заснеженная ниточка рельс пробирается сквозь обступившую её стену лесов. Мотовоз иногда немилосердно мотает на выбросах – на ведомственных дорогах требования к состоянию пути далеко не такие, как на РЖД. Из-за кривой показывается первый семафор, пусть с оборванными тросами и с навечно застывшим крылом, но всё равно сразу приковывающий внимание. Иногда появляются старые, приземистые бревенчатые дома. На разъездах стоят вагоны, ждут отправки ДМки (похоже, весьма популярный здесь вид транспорта), дежурные подают путевые записки, разрешающие занятие перегона. На некоторых станциях останавливаемся, ходим, осматриваем здания и окрестности. В брошенных, на первый взгляд, посёлках теплится жизнь – наверное, так же неспешно, как и всегда было в этих местах. Глушь, лес, и лишь тонкая ниточка дороги да полусонные потемневшие дома… Время остановилось здесь. Да, Монза предстала перед нами именно такой, какой я её себе представлял! Наш мотовоз кажется машиной времени, а мы сами, с нашими рюкзаками, камерами, яркой одеждой и поспешными жестами – пришельцами то ли из другого времени, то ли с другой планеты.
Продолжаем путь. Красавцы-семафоры не машут нам своими крыльями, но молча стоят у насыпи, как памятники тем временам, когда раздавались здесь гудки паровозов, тянущих на склады составы с лесом. Стрелка, длинная кривая, и мы, наконец, покидаем магистральный ход. Скоро мы попрощаемся с Монзой, а впереди нас будет ждать укрытый снегом Солигалич…
Отдельное спасибо: Начальнику ОАО "МонзаЖелТранс" Глебашеву Валерию Леонидовичу. Машинисту мотовоза Сергею (приношу извинения, не спросил отчества). Всем участникам этой поездки.
При планировании поездки и составлении описания использовалась информация из следующих источников: 1. С. Болашенко. "Живые рельсы". Железнодорожный, 2005. 2. С. Костыгов. "Семафоры Монзы". http://pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=122 .
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: