Загадочные рельсы Монзы. Восья-Истопная-Стеклянка [VI/6868]

"Геомотовоз" на рельсах Монзы
"Геомотовоз" на рельсах Монзы
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Музей/экскурсия
Природный
Техноген
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Вологодская обл.
Грязовецкий р-н
Ближайший нас.пункт
Восья, Истопная, Стеклянка
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 5
Рейтинг
4.67Рекомендаций: 1Нашли: 3
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Приближаемся к Шагу 1 - ст. Восья.
Приближаемся к Шагу 1 - ст. Восья.
Один из семафоров Монзенской дороги
Один из семафоров Монзенской дороги
Карта Монзенской ж/д. Участок Вохтога-Стеклянка.
Карта Монзенской ж/д. Участок Вохтога-Стеклянка.
Карта Монзенской ж/д. Участок Стеклянка-Солигалич-Гремячий.
Карта Монзенской ж/д. Участок Стеклянка-Солигалич-Гремячий.
Автор: Dimkin
Создан: 07.11.2009
Опубликован: 12.11.2009
(отредактирован: 29.10.2017)
Компаньоны: CJ, sana, Sana_H, Scud, Utybr, Чуда

Описание окружающей местности

Монзенская железная дорога. Монза. Чувствуете, как пахнет от этого слова чем-то древним, вечным и могучим, как вологодские леса? Чем-то основательным и неспешным, как жизнь в далёких таёжных посёлках? Чем-то загадочным, как старый рельсовый путь в лесной глуши? Это ощущение захлестнуло меня, когда я первый раз узнал о Монзенской железной дороге. И тогда же возникло желание обязательно посетить эти края.
 
Но что же представляет собой Монзенская железная дорога, привлекающая, к слову, многих путешественников и исследователей малоизвестных железных дорог? Это ведомственная (т.е. не имеющая отношения к МПС-РЖД) лесовозная дорога нормальной колеи. Одна из её уникальных черт состоит в том, что протяжённость её магистрального хода составляет целых 238 км, а вместе с ветками – около 300 км! Другая необычная черта состоит в том, что бОльшая часть Монзенской железной дороги проходит по глухим местам, отрезанным от автодорог и недостижимым иными видами транспорта. Благодаря этой изолированности, время в немногочисленных посёлках, расположенных вдоль Монзенской дороги, как бы остановилось, законсервировалось, и их атмосфера осталась той же, какой была многие годы назад. На Монзе сохранились уникальные экземпляры подвижного состава, кое-где лежат рельсы ещё демидовского производства, а ещё – на всей дороге сохранились настоящие семафоры! Правда, они уже не работают, но изящные ажурные мачты с застывшими красно-белыми крыльями по-прежнему устремлены ввысь, напоминая о тех временах, когда множество составов с лесом деловито сновало туда-сюда по монзенским рельсам.
 
Историю Монзенской железной дороги любознательный геокэшер, без сомнения, легко отыщет в интернете, поэтому, наверное, не будем утомлять читателей объёмными копиями текстов. Приведём лишь основные вехи истории.
 
Строительство Монзенской дороги началась в далёком 1933 году. Нет, она вовсе не была лагерной, как можно подумать и как упоминают некоторые источники. Решение о строительстве железной дороги было принято в связи с резко возросшими объёмами леса, заготавливаемого и вывозимого Монзенским леспромхозом. Леспромхоз заготавливал дрова и древесный уголь для отопления Москвы, а также снабжал московские предприятия деловой древесиной. По ряду обстоятельств было принято решение строить не узкоколейку, а железную дорогу нормальной колеи. Её начальным пунктом стал разъезд Вохтога на линии МПС Вологда-Буй, им он остаётся и по сей день, но Вохтога из разъезда превратилась в станцию и крупный посёлок.
 
Поначалу магистраль Монзенской дороги шла на Каменку, где она заканчивалась, и дальше к лесоучасткам шла узкоколейка. Но в 50-х годах строительство Монзенской дороги продолжилось как развитие ветки, отходившей от станции Истопная (какое "говорящее" о назначении дороги название!) на восток. В итоге это направление стало магистралью, а участок Каменка-Истопная – веткой. Об этих временах напоминает теперь лишь то, что для следования по магистрали стрелка в восточной горловине станции Истопная по-прежнему переводится вбок.
 
В конце 50-х Монзенская дорога дошла до посёлка Ламса, откуда была построена вторая боковая ветка – на старинный город Солигалич. В 80-х годах начался последний этап строительства, и дорога достигла своего теперешнего конечного пункта – Кемы.
 
Сейчас объёмы перевозок по Монзенской дороге значительно сократились, но дорога продолжает жить и работать, на её части даже сохраняется регулярное пассажирское сообщение (4 раза в неделю ходит ночной поезд Вохтога-Ида с прицепным вагоном до Каменки). Самому дальнему участку дороги (Ида-Кема), к сожалению, грозит исчезновение в связи с сокращением вывоза леса и строительством автодороги.
__________________________________________________________________

Но хватит сухих цифр и фактов. Как я уже написал, желание посетить Монзенскую дорогу и проехать по ней зрело у меня давно. Но на пути реализации этого желания стоял ряд вопросов. Как ехать? На пассажирском поезде? Но он идёт ночью – что можно рассмотреть? На попутных локомотивах? Тоже есть ряд сомнений. Но, наконец, все вопросы решены, и наша компания холодным ноябрьским утром прибывает на станцию Вохтога-2, где нас должен ждать заранее арендованный мотовоз, или, как их здесь называют, "ДМка". Впереди – сотня километров по таинственным рельсам Монзы.
 
…Неспешно стучат колёса по стыкам старых рельс. Позади остались дома и склады Вохтоги. Заснеженная ниточка рельс пробирается сквозь обступившую её стену лесов. Мотовоз иногда немилосердно мотает на выбросах – на ведомственных дорогах требования к состоянию пути далеко не такие, как на РЖД. Из-за кривой показывается первый семафор, пусть с оборванными тросами и с навечно застывшим крылом, но всё равно сразу приковывающий внимание. Иногда появляются старые, приземистые бревенчатые дома. На разъездах стоят вагоны, ждут отправки ДМки (похоже, весьма популярный здесь вид транспорта), дежурные подают путевые записки, разрешающие занятие перегона. На некоторых станциях останавливаемся, ходим, осматриваем здания и окрестности. В брошенных, на первый взгляд, посёлках теплится жизнь – наверное, так же неспешно, как и всегда было в этих местах. Глушь, лес, и лишь тонкая ниточка дороги да полусонные потемневшие дома… Время остановилось здесь. Да, Монза предстала перед нами именно такой, какой я её себе представлял! Наш мотовоз кажется машиной времени, а мы сами, с нашими рюкзаками, камерами, яркой одеждой и поспешными жестами – пришельцами то ли из другого времени, то ли с другой планеты.
 
Продолжаем путь. Красавцы-семафоры не машут нам своими крыльями, но молча стоят у насыпи, как памятники тем временам, когда раздавались здесь гудки паровозов, тянущих на склады составы с лесом. Стрелка, длинная кривая, и мы, наконец, покидаем магистральный ход. Скоро мы попрощаемся с Монзой, а впереди нас будет ждать укрытый снегом Солигалич…
 
Отдельное спасибо:
Начальнику ОАО "МонзаЖелТранс" Глебашеву Валерию Леонидовичу.
Машинисту мотовоза Сергею (приношу извинения, не спросил отчества).
Всем участникам этой поездки.

 
При планировании поездки и составлении описания использовалась информация из следующих источников:
1. С. Болашенко. "Живые рельсы". Железнодорожный, 2005.
2. С. Костыгов. "Семафоры Монзы". http://pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=122 .



Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Сергей Б. (03.07.2017 07:31:26)
Тайник (надеюсь) найден 1 июля 2017 года в ходе поездки по Монзенской железной дороге с конторой Поезд напрокат.
Добирался до Вохтоги на перекладных. Поезд до Буя + электричка до Вохтоги. Ещё четверо приехали так же, остальные - на машинах.
Нас было 14 человек не считая организатора и машиниста. Наш "поезд" - мотовоз с прицепом. Прицеп - в прошлом тоже мотовоз, но теперь без двигателя, но с печкой-буржуйкой. Погода - дрянь. Весь день нас дождь поливал, то усиливаясь, то утихая. Многие были экипированы, но в разной степени. У кого плащ-палатка, у кого дождевик, у половины резиновые сапоги. Я был в костюме Горка-5+берцы Rush+перчатки из Леруа, в рюкзаке лежал дождевик и бахилы ОЗК. Багаж лежал в заднем "вагоне", а я вместе с самыми безбашенными ехал на "локомотиве" на открытой площадке навстречу жлждю. Круто, но, блин, холодно! И мокро! На какой-то промежуточной остановке (Таёжный? Монза?) я доэкипировался и следующий перегон (кажется, до Истопной) ехал боле-менее защищённым от дождя. Но потом таки замёрз, да и некоторые места всё равно мокнут. На станции Восья мы не останавливались. По словам организатора (который сам геокэшер - Boldric) станционное здание снесли. Так что на первый вопрос ответить нет возможности. Шаг на Истопной проблем не вызвал. Стеклянка - здесь виден только первый знак. Второго я не увидел. Но Александр подсказал. Этот знак гарантированно есть зимой, а летом его обычно снимают. Так что неплохо бы отвязать задание от "ненадёжного" знака. Далее - см. здесь http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=6871
DPR (08.07.2014 11:24:50)
Посетил 5 июля.
Проехать удалось только до Иды (с заездом в Солигалич), дальше пути используются для отстоя вагонов - эдакий 70-километровый состав!
Но все равно замечательная поездка для любителей железнодорожной экзотики. Ну где еще на ЖД широкой колеи удастся ехать на передней площадке мотовоза?! Ветер, бегущие навстречу рельсы и уходящая вдаль нитка пути... А еще запахи - восхитительная приправа к свежему лесному воздуху из креозота и дизельного выхлопа. И неожиданная летом добавка - запах осени. Дело в том, что попадаются довольно протяженные участки, где недавно вырубили кусты вдоль магистрали, и листва на них уже успела подсохнуть, создавая тот самый осенний аромат.
Приятно, что дорога жива и поддерживается в очень приличном состоянии. Пусть и дальше живет, работает и заодно радует жд-любителей.
Спасибо авторам за тайник и внимание к деталям.
Boldric (06.07.2011 15:39:27)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.