«Там у нас, на
Красивой-то на Мечи, взойдешь ты на холм, взойдешь — и, Господи, Боже мой, что
это? А? И река-то, и луга, и лес; а там церковь, а там опять пошли луга. Далече
видно, далече. Вот как далеко видно… Смотришь, смотришь, ах ты, право!..»
В этих словах,
вложенных Иваном Сергеевичем Тургенгевым в уста одного из его литературных
персонажей, слышится одновременно и восхищение красотой природы родного края, и
неподдельная народная поэтика, и свойственная каждому из наших
соотечественников гордость необъятными просторами России.
Местность, столь
мастерски описанная великим русским писателем, издревле славится не только
своей живописностью, но и героической историей.
Пойма реки
Красивой Мечи перед ее впадением в Дон, расположенная на территории Лебедянского
района нынешней Липецкой области, в давние времена служила рубежом,
разграничивающим исконные земли русичей и необжитое Дикое Поле, обиталище
бесчисленных племен воинственных кочевников, а позднее – орд татаро-монгольских
завоевателей, совершавших бесконечные набеги на чужие владения.
Для переправы
через пограничную реку чужеземцы использовали броды, многие из которых
сохранились и поныне. Наиболее известный из них — Красный Брод — располагается
примерно в сотне метров от подножия древнего кургана, который высится на левом
берегу, над последним изгибом Красивой Мечи перед ее слиянием с Доном. Курган,
получивший в народе название Волотова Могила, по преданию является местом
упокоения некоего знатного воина – «волота», прославившегося своими героическими
подвигами в борьбе с захватчиками. Ниже кургана простерлась широкая луговина,
или Красный Луг, плавно опускаясь к западу в реку. На правом берегу, над
бродом, местность переходит в пологий затяжной подъём на довольно высокую гору
Гудрики. Ниже брода стремительное течение Красивой Мечи замедляется, образуя
песчаную отмель-перекат, имеющую небольшую глубину. Пеший может пересечь реку,
сняв одежду. Конный же всадник переезжает её, даже не замочив ног. Ещё лет
сорок тому назад Красный Брод являлся действующим. На подъезде к нему
сохранились и следы не совсем заросшей древней дороги, по которой, возможно,
когда-то спешили к переправе после поражения на Поле Куликовом остатки войск
Мамая, преследуемые русскими ратниками.
Многие местные
старожилы и краеведы убеждены, что именно здесь, в луговине на подъезде к
Красному Броду, могло произойти последнее сражение русичей с остатками мамаева
воинства, окончательно разгромленного и навсегда скрывшегося в Диком Поле за
Красивой Мечей.
Наши пращуры,
сумев по достоинству оценить привлекательность этого края со стратегической и
эстетической точек зрения, селились здесь издревле. По берегам Красивой Мечи
археологи обнаружили множество стоянок, как тысячелетней давности, так и
относительно более поздних. Самая известная из них — Ипатьевское городище —
сохранила земляные крепостные валы, где обнаружены черепки глиняной посуды,
наконечники копий и
стрел.
Местность в
окрестностях Волотовой Могилы и Красного Брода необычайно живописна. Возможно,
именно отсюда Тургенев наблюдал великолепную панораму поймы реки и поросшие
лесом холмы черноземной лесостепной равнины.
Кто не видел
украшающего Третьяковскую Галерею самого известного из полотен Васнецова
«Богатыри», где живописец запечатлел сказочных былинных героев на фоне вполне
реальной ковыльной степи и дальних холмов, над которыми простерлось покрытое
рваными облаками небо, символизирующее тревожную военную обстановку былой
эпохи? Органичное сплетение сказочного и реального всегда было свойственно
русскому фольклору, что не только свидетельствовало о высоких творческих
способностях древних сказителей, но и подчеркивало правдивость описываемых
событий, лишь слегка приукрашенных поэтическими образами.
Наглядным
подтверждением этому могут служить, к примеру, исторические сведения о том, что
Красный Брод через красивую Мечу был столетиями обозначен скифскими каменными
бабами-идолами, стоявшими на горе Гудрики и обращенными лицами в сторону
восхода солнца. Полтора столетия тому назад, по приказу помещика из села
Тютчево, изваяния-идолы были сброшены в Красивую Мечу. Однако и сегодня
туристов-креведов привлекает своеобразный пантеон сказочных каменных исполинов,
расположенных на крутом правом склоне одного из близлежащих оврагов, именуемого
Красным Буераком, и словно бы навечно замерших на страже мира и покоя родимой
Земли Русской.
Попасть в
красный буерак можно лишь со стороны реки, это как бы парадный вход в
святилище. Согласно поверью, сюда может войти лишь тот, кто не таит в душе зла
и дурных помыслов, иначе последствия визита могут оказаться плачевными для
визитеров.
Итак, входим в
овраг. У самого входа нас встречает выходец из незапямятного прошлого, каменная
глыба, видом своим напоминающая ящера-тиранозавра. Как и положено стражнику,
он, похоже, встречает незваных гостей с подозрением, вопросительно глядя в
глубь оврага на своего «хозяина» — «Серого богатыря». «Серый богатырь», лежащий
оправоручь от «тирекса», головой в сторону реки и лицом вверх, молчит, не
возражает. Впрочем, ему не до посетителей, видимо, он отягощен мыслями о
безопасности округи, денно и нощно наблюдая устремленным ввысь единственным
недреманным оком за происходящим в небесах и под небесами.
Получив «добро»
на вход, следуем далее. И вот – новая сказка. Два каменных «мамонта»! Лежат
себе полеживают, отдыхая! Первый лениво развалился на земле, второй же,
утративший конечности во время какого-то из случившихся за многие тысячелетия
стихийных катаклизмов, в изнеможении привалился к своему «собрату», словно ища
сочувствия и помощи.
Минуем
«мамонтов», проходим еще несколько метров, и вот мы уже на приёме у самого
Красного Великана, владыки Красной Мечи, повелителя небесных и водных стихий.
Великан, навевающий мысли о всемогущем языческом боге Варуне, имеет рост около
пяти метров, а торс его достигает в диаметре полусажени. «Варуна» лежит в позе боксёра,
внезапно оказавшегося в нокауте: спиной вверх, с поднятым над импровизированным
«рингом» лицом. Своей могучей статью великан напоминает русского гиганта —
тяжеловеса Николая Валуева. В этом нет ничего удивительного, ведь, как
известно, все богатыри на Руси происходят из одного рода-племени. Каменного
исполина придавило к сырой земле обвалившейся скалой, туловище его наполовину
засыпано землёй. Поверженный богатырь силится подняться, лицо его перекошено от
натуги, навалившейся непомерной тяжести и непереносимой боли. Но все усилия
тщетны: слишком велик груз, и нет сил разогнуться, выпрямиться, освободить
руки...
Молчат Красный и
Серый богатыри, безмолствует их храброе воинство, обращенное суровым богом
Варуной в поросшие седым мохом валуны самых диковинных форм и очертаний.
Молчат, «тиранозавр», «мамонты», молчат вспучившие спины чуть выше Красного
Богатыря «Дракон» и «Черепаха», молчат другие исполины, свято храня мрачные
тайны минувших времен. Будь они наделены даром речи, глядишь, и рассказали бы о
многом. О том, в частности, как десятки тысяч лет назад судьба в лице
скандинавского ледника занесла их в наши края, велев заступить в вечный дозор
на Красной Мече. О том, как их соратники, скифские истуканы, похожие на
загадочные статуи затерянного в Тихом океане Острова Пасхи, указывали людям
направление брода, следя за тем, чтобы никто не оступился и не утонул. О том,
как ржали кони, звенели мечи и хрипели раненые русичи, умирая за свободу
Отчизны на поле последней битвы с захватчиками. О многом бы могли рассказать
каменные исполины, но такова уж доля всех богатырей – быть немногословными.
Однако, как
говорят, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Можно сколь
угодно долго импровизировать на темы фольклорных сюжетов, но тем, кто
по-настоящему близко к сердцу воспринимает происходящее как невеселую быль,
впору бить в набат. Играть тревогу, сигнализируя, что уникальный памятник
природы в Красном Буераке находится под угрозой разрушения, и не со стороны
стихий, а со стороны людей, равнодушных и алчных. Природный пантеон каменных
стражей Земли Русской нынешние потомки древних русичей попросту…грабят! Уже
несколько обитателей этого сказочного уголка безжалостно вырваны из земли и
увезены в неизвестном направлении. Ещё несколько вырыты и ожидают своей
участи...
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: