В наследство от СССР Украине достался ряд уникальных военных объектов, которые нашим собственным Вооруженным силам оказались просто не нужны. Одним из наиболее интересных «артефактов» советского ВПК без сомнения является полигон НИТКА, расположенный на аэродроме Новофедоровка, недалеко от города Саки в Крыму. Аббревиатура НИТКА расшифровывается как научно-испытательный тренажер корабельной авиации. Прежнее название - НИУТКА (Научно-испытательный учебный тренажёр корабельной авиации). Нередко этот полигон называют зарытым в землю авианосцем. Украина, не имеющая собственных авианосцев, ежегодно сдает полигон «напрокат» российским летчикам палубной авиации для отработки взлета и посадки. Еще в V в. до н.э. на территории поселка находилось поселение древних греков, археологические раскопки которого в 80-е годы проводил крымский археолог С. Ланцов. До 1917 г. на территории поселка находилось несколько зданий, дача "Ал", хозяин которой Шевкопляс поставлял лечебные грязи в Ливадию для лечения царевича Алексея. В 30-е г. XX в. построен один из полевых (грунтовых) аэродромов для Качинского училища военных летчиков. Во время оккупации было сделано искусственное покрытие аэродрома, и после освобождения Крыма, в феврале 1945 г., аэродром принял самолеты У. Черчиля и Ф. Рузвельта, которые прибыли на Ялтинскую конференцию. Комплекс был построен в начале 80-х для того, чтобы на практике проверять и совершенствовать те технологические решения, которые закладывались в конструкции авианосцев и новой морской авиатехники для них. И конечно, чтобы учить пилотов взлетать и садиться на палубу авианосца. Первый взлёт самолёта Су-27 с трамплина состоялся в августе 1982 года. Согласно алгоритму подготовки летчиков палубной авиации, прежде чем сажать самолет на палубу корабля, летчикам необходимо отработать посадку на наземном тренажере. Единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» базируется в Североморске Мурманской области, именно оттуда прилетают тренироваться на НИТКУ летчики-североморцы. Обычно это происходит в конце лета. Комплекс НИТКА воспроизводит палубу крейсера-авианосца, основное оборудование тренажера находится под землей. Наземный трехпалубный «корабль», оборудованный мощными паросиловыми и электрогидравлическими устройствами, включает взлетно-посадочную палубу, бросковое устройство (аналог катапульты), паровые силовые установки, аэрофинишер (который используется для торможения самолета в процессе его посадки на палубу авианосца), трамплин, задерживающие устройства, аварийную сеть. Взлетно-посадочный блок комплекса может раскачиваться, имитируя волнение на море. Все - как на реальном авианосце. Длина взлетно-посадочной полосы - 290 м. Все металлоконструкции, включая трамплины, весят около 12 000 тонн. Приведём такой пример: Для того, чтобы катапульта (состоит из двух цилиндров, внутренний диаметр которых равен 500 мм, а длина около 90 метров) смогла разогнать в течение нескольких секунд самолет до взлетной скорости 250-280 км/час, требовалось накопить большое количество пара, а потом мгновенно направить его по трубопроводам по определенному закону "возрастания" под поршни катапульты. В те годы такого ещё никто не делал. Для решения этой и других подобных конструкторских задач были использованы многие новаторские и уникальные идеи и изобретения. Уникальность НИТКИ еще и в том, что полигон строился с учетом разных перспективных проектов советских авианосцев. На одних самолеты должны были выстреливаться в небо, как рогаткой, паровой катапультой. На других они взмывали в воздух с трамплина. Подобные комплексы есть еще в Соединенных Штатах и Испании. Но НИТКА считается самой большой в мире. Обслуживанием комплекса и поддержанием его в рабочем состоянии занимаются около 100 военных специалистов.
(по материалам сайтов http://economics.unian.net/rus/detail/10211, http://profil-ua.com/index.phtml?action=view&art_id=900, http://www.avianosec.com/072.shtml)
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: