И я стоял, о времени забыв, Остановив дыхание и сердце, И белой лилией плескался “Кул–Шариф” В расширенных глазницах иноверца…
Нет, он меня в ногах не замечал, Взмывая геометрией к Аллаху, А мне на плечи дождь с зонта стекал И прятался под мокрую рубаху.
Сливалась синь с распахнутых небес И застывала в куполах мечети, И витражей стремительный отвес Светился всеми красками на свете.
Пронзали минареты небосвод, Как иглы, тонкоствольными телами, И падал в бесконечность их полет Своими белоснежными крылами.
И мне казалось – он совсем не юн, Величие и мудрость всех столетий Ко мне спускались с минаретных струн, Со всей Казани и со всех мечетей.
Арабской вязью морщилась стена, И прах былого спал под основаньем, Я понимал – ему не до меня, Застывшего безмолвным изваяньем.
Я понимал – он часовой эпох, Он новая жемчужина Востока, И так хотелось мне услышать вздох, Из-под разводов, самого Пророка.
Но “Кул-Шариф” в молчанье погружен, А я, касаясь мрамора рукою, Шептал себе, что мир наш защищен Еще одной, на свете, красотою…
Одной из самых почитаемых мечетей ханской Казани была знаменитая мечеть Кул Шариф (1). Архитектура кремля ханской Казани, уничтоженного пожаром в октябре 1552 г., известна лишь по данным средневековых летописей; некоторые следы существовавших когда-то величественных построек удалось обнаружить при археологических раскопках, проводимых в Казанском Кремле. Известно, что в пределах крепостных стен располагался комплекс культовых и гражданских построек, возведенных в XV - первой половине XVI в. В источнике "Джагфар Тарихы" подробно описывается застройка территории крепости: "А в Югары Кермане - Ханский двор, примыкающий к Ханской башне, дворец Нур-Али… Здесь же, возле башни Мир-Гали, располагается мечеть Мир-Гали, а рядом с ней - усыпальница хана Мохаммед-Эмина Иджима. Перед Ханским двором - небольшой Райский сад, за ним - площадь, а за ней - большая мечеть "Мохаммед-Алам" или "Кул-Ашраф"… Легендарная мечеть, в русских летописях называемая "Кулшерифовой", носила имя почитаемого имама (предстоятеля на молитве), сеида Кул-Шарифа. Не удалось достоверно установить ее расположение на территории средневековой крепости, - слишком расплывчаты указания, содержащиеся в летописях: "… и приближа Христиане к Кулшерифу, к Тезицкому врагу". Мечеть, по версиям разных исследователей, могла располагаться возле Сбойливой башни, либо на северной площадке над оврагом Тазик, либо на месте, где впоследствии был возведен Архиерейский дом. Память о мечети, поражавшей видевших ее своим величием, великолепием и изысканным декором, сохранилась в народе. Считается, что она вмещала несколько тысяч верующих. На пятничную молитву в ней собиралось практически все мужское население города, здесь проходили церемонии возведения ханов на престол. Восемь минаретов окружали купол мечети, и это необычное число связывают с напоминанием о восьми провинциях Булгарского государства; купол символически утверждал единую власть хана, а месяцы были знаком всевластия Всевышнего. Нижний ярус мечети, в два этажа, был восьмиугольным в плане. Верхний ярус завершался красивым куполом в виде булгарского венца. По углам нижнего яруса располагались одноэтажные объемы, служившие опорами четырех больших минаретов. Четыре малых минарета поднимались из углов второго яруса, достигая половины высоты купола, большие минареты значительно превышали его высоту. Навершия минаретов и купола - серебряные алемы - сверкали на солнце. Они были в виде круторогих месяцев, "рожки" которых были направлены вверх, как было принято в османско-турецких мечетях того времени.
Легендарный памятник в казанской крепости был не просто мечетью, т.е. местом сбора мусульман для молитвы. При мечети была основана школа - медресе, собрана огромная библиотека. При Кул Шарифе комплекс мечети-медресе был обращен в своеобразный дом наук, именно его современники назвали именем выдающегося сеида.
1 - Кул Шариф - историческая личность. Его имя золотыми буквами вписано в историю татарского народа. Сеид Кул Шариф был видным государственным деятелем, умелым дипломатом. После восшествия на казанский трон хана Ядигара (Едигера), Кул Шариф вошел в состав правительства и активно участвовал в повседневных делах ханства. В русских летописях он упоминается как один из влиятельных и уважаемых религиозных деятелей. После смерти своего отца Мансура в 1546 году имам был назначен предводителем религиозных деятелей ханства. Жители Казани глубоко уважали сеида Кул Шарифа, чтя его высокую образованность, нравственную чистоту и честность. Исследователь истории Казанского ханства М.Худяков отводит Кул Шарифу роль первого лица в государстве, поскольку, благодаря своему высокому авторитету и положению, он становился в периоды междуцарствия во главе временного правительства. Несомненно, выполнение подобных обязанностей требовало глубоких знаний, незаурядного ума и опыта.
Во время событий осени 1552 года духовный лидер татар-мусульман Кул Шариф проявил себя как выдающийся предводитель воинов. В день 2 октября 1552 года имам Кул Шариф был вместе со своим народом, героически защищавшим казанскую крепость. Русское войско, уже два месяца осаждавшее Казань, ворвалось в горящий город. С площадей и узких улочек города бои перешли на стены крепости. Жестокой схваткой сопровождалось продвижение осаждавших внутрь кремля, к Ханскому двору. Под стенами величественной мечети отчаянное сопротивление нападающим оказали шакирды медресе во главе с Кул Шарифом…
Много веков минуло с тех пор. Исторические хроники и легенды, народные сказания, поэтические строки и полуистлевшие руины - осколки памяти о блистательной культуре Казанского ханства. Бережно сохраняют потомки немногие материальные свидетельства о величественных дворцах и мечетях, в давние времена прославивших Казанский Кремль. Сохранению и возрождению духовной культуры татарского народа посвящена мечеть Кул Шариф, воссозданная в начале XXI столетия на территории древней крепости. Торжественное открытие мечети Кул Шариф состоялось 24 июня 2005 года в год 1000-летия Казани. Комплекс мечети включает в себя здание самой мечети, музей-библиотеку, издательский центр и управление имама.
Современное здание мечети Кул Шариф в плане представляет собой 2 пересеченных под углом 45° квадрата в виде известного в мусульманском мире знака, означающего «благословение Аллаха». Стены представляют собой восемь пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами из Корана и орнаментальными косичками. В образовавшиеся участки стен вписаны высокие стрельчатые окна, заполненные цветными витражами. Образующееся восьмилучевое пространство покрыто восьмилотковой кровлей. пространство центрального объема по центру перекрыто куполом с вершиной на высоте 36 м. Купол прорезан окнами в форме тюльпанов. Ассоциативно он связан с Казанской Шапкой. Входная группа двухэтажным полуцилиндром примыкает к основному объему с двумя псевдоминаретами, акцентирующими вход. Второй этаж нависает над входом, опираясь на круглые колонны. По углам основного объема расположены четыре основных минарета высотой 55 м. Мечеть имеет также 2 малых минарета и еще 2 на углах главного входного портала. Общее число полумесяцев составляет 8 — по числу минаретов исторической мечети Кул Шариф, существовавшей, согласно описаниям, в XVI веке на территории Ханского Кремля.
Внутренний объем здания имеет 5 этажей, включая цокольный и технический, и несколько промежуточных площадок-уровней, вспомогательного и технического назначения. В трех надземных этажах расположен вестибюль главного входа с группой помещений имама, молельный зал и балкон-галерея для женщин. В цокольном этаже, образующем стилобат здания, запроектированы женский распределительный вестибюль, помещения для омовений, гардеробы и Музей ислама. Вход в мечеть организован с главной молельной площади, с северной стороны здания, вход в музей ислама — с нижней, южной платформы. Помещение ритуального и музейного назначения жестко зонированы, «мужской» и «женский» потоки посетителей разделены и обеспечены самостоятельными входами и выходами.
В отделке здания применены уникальные отделочные работы, соответствующие рангу этого здания, такие как: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами. В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы — гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик.
21 февраля 1996 года на территории бывшего Юнкерского училища был торжественно заложен памятный знак на месте будущей мечети Кул Шариф, о строительстве которой было объявлено Указом Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева (13 ноября 1995 года): «В целях сохранения исторической преемственности воссоздать здание мечети Кул Шариф...» Текст указа размещен на камне. С началом активного строительства камень был перенесен севернее мечети. Площадка перед мечетью и камнем предназначена для совершения религиозных обрядов во время крупных мусульманских праздников.
Здание пожарной части («тюбетейка») является составной частью комплекса мечети Кул Шариф, располагается южнее здания мечети и связано с ним стилистически. С мечетью Кул Шариф пересекаются форма и цвет купола, завершение купола (только без полумесяца) и мраморная отделка.
Особое значение в пространстве мечети придается залу Музея исламской культуры в Татарстане. В основе его образного решения лежит идея преемственности исламских традиций в культуре татарского народа. Беломраморные, стоящие попарно колонны несут декоративную балочную конструкцию, имеющую очертания восьмилучевой звезды. В центре круглого зала под стеклянным саркофагом размещается главная реликвия - старинное издание Корана. По периметру зала расположены витрины с экспонатами, рассказывающими о проникновении ислама и его современном развитии на территории Татарстана. Здесь представлена коллекция рукописей и старинных изданий. Одним из результатов деятельности Фонда финансовой поддержки мечети Кул Шариф стало собрание изданий Корана на многих языках мира, насчитывающее более 300 экземпляров.
Интерьер Зала приемов имама имеет выраженный восточный характер. В центре зала - окруженный креслами стол переговоров, вдоль стен расставлены диваны. Обивка кресел и диванов выполнена из набивных тканей с характерным декоративным рисунком. Стены обтянуты золотистой тканью. Боковые стены зала украшают два шамаиля, выполненные в техниках казанской узорной кожи (кожаной мозаики) и вышивки - традиционных видах татарского декоративно-прикладного искусства. На стенах вестибюля, ведущего в зал имама, мрамором выложены виды Мекки и Булгара.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: