Тяжела судьба узкоколейных железных дорог (УЖД) в современной России. Большинство из них уже исчезли, а оставшиеся влачат жалкое существование и находятся под постоянной угрозой закрытия. Например, сейчас, когда я пишу эти строки, полным ходом идёт разборка Шатурской и Радовицкой УЖД. И, если первая уже несколько лет практически не функционировала, то вторая до последнего момента снабжала торфом Шатурскую ГРЭС. Уникальный подвижной состав безжалостно режут автогеном на металлолом, рельсы вывозят в неизвестном направлении... К 2010 году в Московской области уже не останется ни одной узкоколейки. В то же время, надо заметить, в соседних Белоруссии и Украине узкоколейки не только не вымирают, но активно работают и даже развиваются!
Увы, и эту узкоколейку тоже постигла незавидная участь. Большинство участков были разобраны, и сейчас остатки их насыпей зарастают молодым лесом. Участок Владимир-Тумская был перешит на широкую колею, и сейчас он ещё действует, хотя число пассажирских рейсов уже сокращено до двух пар поездов в сутки. Единственный оставшийся небольшой узкоколейный участок - Тумская - Гуреевский - Голованова дача. До 2008 года на нём сохранялось регулярное пассажирское движение, но теперь оно прекращено и на этом участке, по официальной версии - в связи с аварийным состоянием пути. Посёлки Курша и Голованова дача оказались фактически отрезанными от цивилизации, ведь узкоколейка была для них практически единственной дорогой "на материк"... И это - менее чем в 200 километрах от столицы!
Однако, хоть официально движения на этой узкоколейке больше нет, по ней ещё попадают в Голованову Дачу и Куршу грузы и люди. Ниточке, связующей эти посёлки с "большой землёй", не даёт оборваться замечательный человек Сергей Алексеевич Никулин. Проработав долгие годы на Мещерской магистрали мастером пути, он и сейчас не бросил дорогу - на личной мотодрезине-"пионерке" продолжает возить в мещерскую глушь провизию, солярку, пассажиров; а зачастую и туристов - исследователей узкоколеек. С ним можно договориться о поездке по УЖД на "пионерке" в сторону Курши - Головановой Дачи. Живёт он вместе с семьёй на разъёзде Гуреевский. Его дом - это бывшее здание станции, на нём и поныне, наперекор разрушительному времени, красуется табличка "Гуреевский Горьковской ж/д"; на тронутых ржавчиной рельсах, что проходят прямо перед калиткой, стоят прицепы для пионерки, а чуть поодаль - брошенные вагоны и снегоочиститель.
Судьба последней узкоколейки РЖД волнует не только местных жителей. Известные путешественники, исследователи железных дорог Сергей Костыгов, Илья Некрасов и их коллеги по увлечению опубликовали на своём сайте http://www.pereyezd.ru обращение, направленное ими руководству РЖД. Текст этого обращения привожу ниже дословно:
" Уважаемое руководство ОАО «РЖД» (в частности - Горьковской железной дороги!), случайно (или нет?!) прочитавшее этот рассказ. Поймите вы наконец, что Тумская узкоколейка - ПОСЛЕДНИЙ участок РЖД колеи 750 мм! Раньше таких дорог было много (Тула-Лихвинская, Шильда - Совхоз Озёрный, Булаево - Красногвардейская), но все они со временем канули в прошлое или перешли в ведение новообразованных государств. В бывших союзных республиках протяжённость узкоколеек общего пользования тоже, естественно, сократилась, но действующие линии есть до сих пор. И если не выполняющие реальные перевозки, то хотя бы музейные. На Украине перевозят пассажиров Гайворонская, Береговская, Антоновская узкоколейки общей протяжённостью более 250 км, в Прибалтике функционируют музейные железные дороги Гулбене - Алуксне, Паневежис - Рубикяй. И только в России, огромной России, не осталось почти ничего. Тумская - Голованова Дача - это последняя возможность сохранить маленькую жемчужину, раритет сети - «МПСовскую» узкоколейку. Дорога, идущая по знаменитым мещёрским лесам, рано или поздно должна стать музейной. Сюда будут ездить туристы, сюда уже тянутся люди! Поставить на ней крест - это поставить крест на огромном пласте истории железных дорог нашей страны.
И напоследок ещё один аргумент! В РЖД имеется ряд железных дорог узкой колеи, неприбыльных, но считающихся необходимым звеном. Это детские железные дороги. Существуют и железнодорожные музеи. Так вот, задумайтесь, чем хуже всего этого Тумская узкоколейка? Неужели огромная структура не может содержать в себе маленькую дорогу, пусть нерентабельную, но являющуюся частичкой её далёкой истории, музеем-заповедником сети РЖД, отражающую её давнюю суть и принципы?! Эта дорога должна остаться ради истории, так же, как и некоторые участки широкой колеи, сохранившие инфраструктуру давно ушедших лет, например, участок с электрожезловой системой и действующими семафорами Кувшиново - Соблаго Октябрьской ж.д. Их не должен касаться разрушительный прогресс, их нужно законсервировать в том облике, который дошёл до нас, чудом смог сохраниться. В противном случае не будет у российских железных дорог истории, не будет ни прошлого, ни будущего, будет только унылое настоящее, серое и мрачное, непривлекательное и неинтересное, мечущееся в мире бизнеса и экономики и не имеющее почвы под ногами."
Подписываюсь под каждым словом. Руководство РЖД дало на этот запрос официальный ответ. Его скан выкладываю в "фотографиях местности". Увы, суть ответа не обнадёживает, но всё-таки хочется верить, что здравый смысл восторжествует, и маленькие зелёные вагончики вновь застучат по стыкам рельс, ведущих в прекрасную и таинственную мещерскую глушь...
Часть 2. Радостная.
...Позади сонный утренний поезд, душный автобус, марш-бросок по полю в поисках переправы. Под ногами - зарастающая травой и молодым лесом разобранная насыпь узкоколейки, ведущая от уже несуществующей станции Потапово к разъезду Гуреевский, ставшему, можно сказать, последним оплотом Мещерской магистрали. Рыжий после весеннего пала сосновый бор сменяется мелким березняком, а тот, внезапно обрываясь, открывает вид на пестреющие цветами окрестные поля с виднеющимися иногда крышами домиков вдали. Мещера... Казалось бы, ничего особенного - леса да болота, да зеркала озёр средь глуши, да иногда - тонкие, теряющиеся ниточки узкоколейных насыпей, но как же берёт за душу эта неброская красота! И как радостно возвращаться сюда вновь и вновь, неважно - в запахи просыпающейся весны, в буйство летних трав или в величественную тишину поздней осени - бегом, бегом из шума и бешеной гонки города в это неспешное великолепие, в торжественную готику сосновых грив!
...Сквозь кустарник виднеется просвет, ещё несколько шагов, и да - пришли! Заросшая насыпь сменяется ржавыми, но вполне целыми рельсами, на которых стоят старые вагоны. Ещё пара сотен метров - и наша цель достигнута: вот оно, станционное здание разъезда Гуреевский, а ныне - дом Сергея Алексеевича. Прямо перед калиткой проходят узкоколейные пути, на них стоит снегоочиститель и пара прицепов для пионерки. А вот сама пионерка, оказывается, как назло, сегодня утром сломалась, да так основательно, что была отправлена на ремонт в Туму, в автомастерскую. Да, починят не раньше, чем завтра вечером. Жаль, поездка на пионерке в глухой лесной посёлок Курша отменяется. Беседуем с Сергеем Алексеевичем. Он, как о привычных вещах, рассказывает о том, как зимой вёз солярку и провизию в Голованову Дачу, да пионерка сломалась, застряв на полпути в снежном перемёте - пути-то не чистят...
Что ж, раз пионерки нет - на нашу долю выпадает ночёвка в березняке близ Гуреево и пешее исследование узкоколейки. Осматриваем снегоочистетель - вроде вполне себе цел, смазан, да только кто ж его зимой через заносы толкать будет - локомотива-то нет! Поворот на Голованову Дачу - обратный: когда приходил состав из Тумы, то здесь, на разъезде, тепловоз отцеплялся, обгонялся по второму пути, прицеплялся к вагонам с другой стороны и продолжал свой путь. Идём по плавной кривой в сторону Головановой Дачи. Прямо между рельсов, под ногами, рубиновыми каплями краснеет крупная, уже чуть переспелая земляника. Небольшой островок белоствольного берёзового леса, и впереди распахивается простор полей, пестреющих июльским разнотравьем, переливающийся на лёгком ветру зелёными волнами трав, обдающий лицо жаркими ароматами цветов и нагретой солнцем зелени. И среди этого великолепия - едва заметная, скрывающаяся в траве, упирающаяся в горизонт и зовущая вдаль ниточка рельс. Нет, есть что-то неуловимо притягательное, манящее, в таких забытых, полузаброшенных железных дорогах, органично вписавшихся в великолепие окружающей природы, вжившихся в неё, ставших её частью!
Но до Курши пешком не пойдём, нет. Пора и про обратный путь задуматься - а раз уж приехали узкоколейку исследовать, то топать нам пешком до Тумы, а там - на поезд Тумская-Владимир, заслуживающий отдельного внимания, ну или как получится. Снова размеренные шаги по насыпи, но уже живой, с рельсами и шпалами, под смыкающимся пологом леса, через деревянные мостики... На последнем участке перед Тумой рельсы полностью скрыты густой травой, даже не видны сквозь неё, и под занавес врезаются в заросли гигантского репейника (дайте мне мачете!). Видно, что на пионерке в эту сторону давно не ездили - тут не то что пионерка, тепловоз, пожалуй, застрянет! И, в завершение, из-за зарослей репейника вырастает светофор - вполне целый, хоть и выключенный. Чуть дальше - второй светофор, этот уже светит красным глазом - интересно, кому? Домики, домики, а вот и депо станции Тумская, где заканчивается узкая колея и начинается широкая. Из ветхого, с выбитыми стёклами здания депо торчит хвост разгромленного, под стать зданию, состава из плацкартных вагонов широкой колеи. А рядом - что за диво - в сцепке с ярко-красным пожарным поездом стоит старинный, деревянный почтовый вагон!
Чуть поодаль, у пассажирской платформы, пыхтит дизелем "машка" - тепловоз 2М62У. Наверное, она и потянет наш поезд в сторону Владимира. Но где же вагоны? Их нет! Недоумению не суждено было быть долгим: бумажка за окном станционного здания поведала о том, что отныне поезд ходит на 2 часа раньше. Второй облом за поездку! Неудача? Нет! Поездка всё равно была хороша. Ещё два дня, проведённые в Мещере - разве это можно назвать неудачей?
В Москву мы, разумеется, вернулись, несмотря на коварство расписания. Без особых проблем и в тот же день, хоть и другим способом.
Часть 3. Информационная.
Полезная информация для пешекэшеров. Попасть в Туму и её окрестности из Москвы и выбраться обратно можно следующими способами:
1. Самый простой, но не самый удобный и самый неинтересный способ - автобусы Москва-Тума и Москва-Касимов. Расписание по Москве - см. http://www.mostransavto.ru/?page=avshelk . Расписание по автостанции Тума на Москву (по состоянию на 2009 год): 8:00, 16:00(вс); проходящие из Касимова: 7:20, 9:34, 10:45, 12:43, 15:00(пт, вс),16:34.
2. Более удобный способ "туда": из Москвы скоростным экспрессом Москва-Рязань (07:15 от Казанского вокзала), или обычной электричкой, далее автобусом Рязань-Тума или Рязань-Касимов, которые ходят примерно каждый час. Внимание: в Рязани два автовокзала, вам нужен "Приокский"!
3. Самый интересный способ возвращения обратно – поездом Тумская-Владимир до ст. Окатово, а дальше – пройти пешком около 2 км до ст.Нечаевская, и там пересесть на электричку Вековка-Черусти-Москва. Но учтите, что 31 мая 2009 года расписание поезда поменялось! Актуальное расписание см. здесь: http://rasp.yandex.ru/ .
4. Наверняка есть и другие способы!
Обновление. Последняя узкоколейка РЖД уничтожена. Рельсы сняты, подвижный состав частично вывезен, частично уничтожен. Со станционного здания в Гуреевском снята вывеска, теперь это просто жилой дом. Деревня Курша сгорела в пожарах 2010 года. Вокзал в Головановой Даче варварски разрушен.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: