... Мы зашли в Пустыньку с черного хода, из леса. Правильнее даже сказать - спустились, так как тропинка спускается с холма вдоль русла ручья. Дорога была долгой, комариной, и первое, что мы увидели, вызвало мысль: «неужели ради этого мы столько шли?» На задворках деревни стоял дом, будто бы пытающийся попить воды из когда-то вырытого рядом пруда, но ноги подкосились и он упал на колени и больше не может встать. Оранжевая кабина когда-то трактора стояла заросшая травой по когда-то стекла. Уцелевшие почему-то заборы не пускали нас на звук молотка в руках единственного жителя,и мы шли и шли, обходя деревню вокруг и вспоминая ее историю...
«Та ночь началась нетерпеньем тягучим, Тяжелым хрипеньем снега, И месяц летал на клубящихся тучах, И льды колотила Онега...»
Вл. Луговский "Ушкуйники"
Издавна Господин Великий Новгород, стоя на пути "Из Варяг в Греки", пытался, помимо сбора маржи с проходящих судов, иметь собственный товар для торговли. Для этого они осваивали путь на север. Север - богатейший край, дающий пушнину, рыбу, продукцию из древесины. В те времена лучшим способом передвижения была вода, и начали осваивать Северный торговый путь ушкуйники. Это была новгородская вольница, которая на лодкая-ушкуях далеко проникала на север и восток, много содействуя расширению торговли и колоний Новгорода. Ими созданы поселения на Северной Двине, Каме, Вятке. За ушкуниками шли менее отчаянные, но более основательны новгородцы с регулярными дружинами. Они теснили коренное финно-угорское население - Чудь Белоглазую, облагали ее налогами, создавали поместья. Путь пролегал из Онежского озера по рекам Водла, Мышь, Волошева до Кенозера. Далее по реке Кена, впадающей в Онегу и Емце, впадающей в Двину. Чем делать крюк через Белое море, бороться с волнами в шторм, намного выгоднее перетащить лодки через волок длиной всего несколько километров и далее по течению Емцы спокойно плыть за восток. Таким образом наши предки использовали выгодную близость двух рек, текущих в разных направлениях. Волок назвали Емецким. Потом у волока появился хозяин. К концу 15 века здесь была основана Емецкая Благовещенская пустынь. Конечно, места эти были заселены и ранее. Археологами обнаружены стоянки первобытного человека, датируемые 1-2 веком до н.э. До новгородцев здесь жило финно-угорское племя Емь (или Ямь), давшее название реке. Но цивилизация началась как раз с развитием торговли. Пустынь строила гати, мосты, дороги на волоке и облагала дорожным сбором проходящих купцов. К началу 17 века монастырь владел землями на 4 версты вверх и на 5 верст вниз по реке. Из церковных источников мы узнаем, что инок Антоний, подыскивая место для своего монастрыря, посетил эти места и написал здесь Благовещенскую икону. Впоследствие Антоний основал Антониево-Сийский монастырь. Расцвет Емецкая пустынь пережила в начале 18 века, когда монастырем управлял иеромонах Павел. При нем в 1719 году была возведена двухпрестольная церковь Благовещения, являющаяся сейчас памятником архитектуры. Церковь уникальная, так как это единственно сохранившийся образец клетской церкви с бочковидной кровлей над основным помещением. Здесь бочкой также покрыта и апсида. На нижнем этаже располагалась Благовещенская церковь, на нижнем Вознесенский престол...
...Церковь не закрыта, можно осмотреть и первый, и второй этажи. Сохранность памятника удовлетворительная. Сохранилось небо с восьмиугольными звездами, резные элементы внутренней отделки, балясины. На втором этаже в конце 20 века располагался архив, до сих пор валяются бухгалтерские бланки, отчеты...
...С расширением границ Российской империи и появлением множества сухопутных путей значение Емецкого волока, да и других водных путей на Русском Севере, уменьшается. Запустевает и монастырек. Вначале он приписывается к Егломской пустыни, а затем к Каргопольскому Спасо-Преображенскому монастырю. В 1764 году монастырь упраздняется и обращается просто в Ямецкий приход, а в самом конце 19 века здесь образовывается Ямецкая женская община, которая затем превращается в женский монастырь. В 20 веке большевики катком проехались по всему, что было связано с религией. Бог помиловал Благовещенскую церковь, ее помещения использовались под хозяйственные нужды, поэтому крыше на давали протечь, а стены периодически белили. Но монастырь закрыли. На его месте сохранилась деревня Ямецкая пустынь, которая затем переросла в поселок Пустынька. С середины 18 века жители Ямецкой пустыни работали на лесосплаве и ценились как отважные лоцманы и лободыры (плотогоны) при прохождении Бирючевских порогов...
... Шумят и пенятся воды Онеги меж валунов, вымытых из морен, гряды которых следуют одна за другой поперек русла. Это река пересекает так называемый Ветренный пояс, который начинается еще в Беломорской Карелии и идет слегка по диагонали в Онежском и Плесецком районах. Еще в Нижних Макромусах, где мы стояли с палаткой, то есть буквально в 10 километрах выше, река была спокойной, а дно илистым. Здесь же река шумит, разбегается, чтобы преодолеть знаменитые Бирючевские пороги - самые большие пороги на Онеге. Участок от Оксовского до Ярнемы практически не обжит: леса не вырублены, берега отвесные, каменистые. Эти берега Г.П.Гунн назвал Синегорьем.
Желание дойти до самих порогов было сильним, но еще сильнее была жара и мошкара. Видимо где-то рядом есть место, где эти насекомые зарождаются и далее распространяются по всей планете. Поговорив с единственным жителем деревни, дедом Степаном, мы узнали, что до порогов 4 километра, а не два, как думали раньше. Поэтому мечта достичь порогов с поэтическими названиями: Большая голова, Медвежьи зубы, Дикая пьяница пока не осуществилась. Мы прошли треть пути, поднялись на холм и заложили тайник в красивом месте, откуда видна церковь и излучина реки...
... У большевиков все было грандиозно: рубить, так рубить; сплавлять, так сплавлять. Если пороги мешают сплаву, то убрать их! Издавна по Онеге сплавляли лес. Если не справлялись наши, то приходили англичане. Промышленик Гом поставил верфи в устье реки у города Онега, где перегружал бревна на морские суда и выводил из России. Стремясь получить максимальную прибыть, использовали самый дешевый - молевой сплав леса, когда бревна плывут сами по себе, по течению. Для направления движения строили боны, а для временной или окончательной задержки - запани. Самый большой порог на Онеге - Большая голова - был взорван, как самая большая помеха сплаву. Лес доплывал не весь, множество бревен вследствие потери плавучести тонуло, гнило и нарушало экологию реки. Молевой сплав леса привел к гибели множества рыб, а ведь когда -то Онега славилась как река с самой вкусной рыбой. В 90-е года 20 века, наконец-то молевой сплав леса был запрещен в России законодательно. Опустели поселки лесосплащиков: Ракульское, Кирилловское, Пустынька, но это и к лучшему - река вздохнула свободнее...
... Всю дорогу вниз по течению мы интересовались «пошла ли Семга?». Очень уж хотелось попробовать самой вкусной семги на земле. Но она не шла и не шла. В среднем течении Онеги рыбаки ездят в это время на рыбалку почти каждый день после работы, боясь пропустить начало нереста. Жители же нижней Онеги намного более спокойны, они точно знают когда ждать из моря семужку. Поморец, который перевозил нас к Владимирской церви, назвал даже числа месяцев, когда обычно начинают идти косяки, но мы Вам их не скажем, рыбки-то мало осталось, на всех не хватит...
... В 60-е года 20 века в Пустыньку переезжает психоневрологический интернат. Небуйные пациенты живут в специально построенных бараках. В поселке появляется клуб, медпункт, библиотека, магазины. До Пустыньки регулярно ходят транспортные катера и даже автобус. Интернат становится «градообразующим» предприятием для поселка. В нем селятся и «нормальные» люди, которые работали именно в интернате. В сети есть рассказ о путешествии трех отчаянных девушек по русскому северу в 80-х годах. По их рассказам часть должностей занимали сами пациенты интерната. Также пациенты работали на огородах, где выращивали для собственных нужд овощи по мере возможностей. 90-е года 20 века - перестройка - очередной каток разрухи, прокатившийся по северным деревням. Интернат в Пустыньке расформировали, пациентов расселили, а местные жители сами уехали в ближайшие промышленный поселки. Начался очередной этап истории Емецкого волока - без хозяина.
... Мы много общались с жителями Архангельской области и, в частности, с поморами. Они тоже говорят о кризисе, но нам вначале показалось, что они путаются в датах. Когда мы явно спросили, то выяснилось, что кризисом они называют эпоху 90-х годов, так называемую перестройку. Мирового кризиса 2008 года они даже не почувствовали. В Пустыньку летом приезжают дачники из Североонежска, Оксовского. Но есть житель, который пытается жить там постоянно. Это дед Степан, который, по его словам, работал на катере, совершавшем регулярные рейсы из Североонежска во время работы интерната. Он приехал на север в 50-х годах, а с 60-х постоянно на Онеге. Трудно зимой в Пустыньке: электричества нет, а продукты ему завозит внук на каракате из поселка Савинский, как только замерзнут болота. Это одна из возможных дорог в Пустыньку. Второй шли мы: из Макромусов по старой тропе вдоль реки. Мосты через ручьи почти разрушились, а русла рек очень овражистые, поэтому есть сомнения, что по нашим следам может пройти даже ГТТ. Третий путь - самый легкий, по реке, но нужна лодка. Этим путем в Пустыньку приплывают дачники. Дачами застроена вся «первая линия» домов вдоль берега. За первой линией идут полуразрушенные постройки интерната, которые мы уже описывали. Была у нас надежда, что обратно мы поплывем на лодке вверх по течению, если удастся договориться с внуком деда Степана, который ожидался прибытием к вечеру. Но трезво оценив вероятность этого, мы попрощались с Пустынькой, и, бросив последний взгляд на церковь, углубились в лес, в обратный путь.
_______________________
Другие статьи о Пустыньке и Емецком волоке: http://www.isles.ru/spots/pustynka.html http://www.arhpress.ru/plesetsk/2002/2/12/9.shtml argonavt.narod.ru/PohodOnega2.html
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: