Ворота в Мещёру [MS/5778]
Описание окружающей местности
Буквально в нескольких километрах от Владимира в месте давно облюбованным для уик-ендов горожанами находится железнодорожный мост через Клязьму. Он является некими воротами в Мещеру - край в междуречье Оки и Клязьмы о котором написано много, а ненаписано еще больше. История моста такова.
Тумская железная дорога (она же Мещерская магистраль) - существовавшая в XX веке узкоколейная железнодорожная линия, связывавшая Рязань и Владимир, и пересекавшая всю Мещерскую равнину от Оки до Клязьмы. Тумская дорога изначально была ориентирована не только на перевозку грузов (в частности, торфа), но и на пассажирские перевозки. В настоящее время Мещерская магистраль практически исчезла, но все же отдельные ее участки в Рязанской и Владимирской областях представляют значительный интерес.
В 1894 году начала действовать первая в Рязанской Мещере узкоколейка Ока - Солотча - Пенкино, использовавшаяся для вывозки леса. Затем ее разобрали, и при существенном противодействии местного населения построили Рязанско-Тумскую узкоколейку. Ее открыли в 1899 году, а в 1901 году продлили до Владимира (Рязанско-Владимирская дорога). В 1920-х или 1930-х годах (точная дата дискутируется) участок от Владимира до Тумской перешили на широкую колею.
Вплоть до 1970-х годов Владимирско-Рязанская линия была фактически единственным транспортным путем, пересекавшим Мещеру в меридиональном направлении.
Участок Тумская - Курлово - Гусь-Хрустальный - Владимир.
Последний, самый протяженный участок Мещерской магистрали был перешит на широкую колею еще до войны, и сейчас представляет интерес лишь в силу некоторых особенностей. Так, линия здесь не электрифицирована, но по ней курсирует поезд Владимир - Тумская, который тащит тепловоз, и который состоит из 4-5 сидячих вагонов. Линия проходит через Мещерские леса, через Великодворский, Курловский и Гусь-Хрустальный. На большинстве станций еще стоят деревянные вокзалы с низкими платформами (единственная высокая - в Гусь-Хрустальном). Линия проходит по местам торфоразработок, поэтому наблюдаются большие скопления торфовозных вагонов.
Расписание. Поезд ходит ежедневно.
Из Тумы во Владимир в 2:31, 5:53, 15:35
Из Владимира в Туму: 8:50, 17:00, 20:50
В пути 4.5 часа.
Конечная станция на линии, да и на всей Мещерской магистрали - вокзал во Владимире, на левом берегу Клязьмы, то есть уже за пределами Мещеры.
В память о существовавшей здесь когда-то железной дороге, одной из самых своеобразных и красивых железных дорог России, во Владимире на вокзале создан небольшой музей, где выставлены узкоколейные паровоз, пассажирский и товарный вагоны. Рядом с ширококолейной техникой все они смотрятся почти что игрушками.
Инфа с http://www.mccme.ru/putevod/62/Meshchera_UZHD/tuma_uzhd.html







