Церковь Рождества Богородицы в селе Рогожа. Село Рогожа находится в 175 вер, от Петербурга и в 13 от Ладоги, на левом берегу реки Сяси, в 2 верстах от Ладожского озера. Происхождение имени «Рогожа» объясняют следующим преданием: За 170 лет на месте села был бор, принадлежавший монастырю Саввы Вишерского. Для хозяйства и для сбора податей, на реке Сяси, при устье реки Валгомы, жил монах, обязанный бесплатно перевозить чрез реку Сясь. Однажды, в бурную и дождливую ночь, когда монах лежал уже на постели, он услышал голос: «перевези меня». Когда монах не хотел встать с постели, он услышал слова: «перевези, а не то я на рогоже перееду». Побуждаемый как бы повелением свыше, монах вышел из избы и увидел, что на рогоже плывет, на ту сторону реки, образ собора Пресвятой Богородицы. На другой день монах нашел там образ. В память этого-то события и построена церковь во имя собора Пресвятой Богородицы, а село названо «Рогожею». Но предание относит это событие ко временам очень недавним, но церковь существовала здесь раньше 1582 года. В писцовых книгах «Обонежской Пятины, Заонежской половины, письма Ондрея Васильевича Плещеева и подьячего Семейки Кузмина, 7091 г.при описании погоста Богоявленского на Сяси, сказано: «В Богоявленском же погосте, на Никольской земле Медведцкого монастыря, на реке на Сяси, церковь Пречистые Богородицы без пенья». Что тут разумеется Рогожская церковь, видно из имен здешних деревень, там упоминаемых, как-то: большая и меньшая Опока, Судине, Отова, Пульницы. И что тут разумеется не Успенская в Сясьских Рядках церковь, видно из дальнейших слов того же описания: «Никольского ж Медведцкого монастыря Рядок на речке на Сяси Межутки, а в нем двадцать два двора пусты, а жили в нем крестьяне не пашенные и рыбные ловцы; разошлись от войны безвестно в девяносто в первом году». О церкви здесь не говорится, тогда как в других местах указаны не только церкви, но и места, где они стояли. Да и самое население Рядков относит свою церковь к началу 18-го столетия и, притом, не Успения, а Алексея человека Божия. Из приведенного отрывка писцовых книг видно также, что местность Рогожского и смежного с ним Успенского прихода принадлежала не Савво-Вишерскому, а Никольскому Медведскому монастырю; и вообще в погостах по Волхову, начиная с Михайловского - на Сяси, и во всех, вотчины, исключая владений Митрополита Новгородского, принадлежали местным Ладожским монастырям, а из Новгородских только Радоговскому. Нужно прибавить еще, что в описаниях погостов Солецкого, Городищского и Вороновского, упоминаются многие монастыри Новгородские, а о Савво-Вишерском не говорится. Первая здешняя церковь была деревянная, в виде продолговатого четвероугольника, с 5 дер. куполами на плоской крыше и с отдельной колокольней. Она 15 апр. 1834 г. сгорела со всем имуществом, кроме колокольни и сундука с деньгами. Прихожане, прося разрешения построить новую каменную церковь. Из указа духовной консистории 1837 года видно, что церковь построена иждивением купца Ертова, с прибавкою 1,000 р. асс. оставшихся от погоревшей церкви. Прихожане доставляли материал, Построенная каменная с таковою же колокольнею церковь, освящена 1-го сентября 1838 года протоиреем Кочетовым. Нынешний антиминс ее освящен епископом Тихоном 1870 г., 13-го октября. В храме достопримечателен колокол, около 20 пуд весу, с следующей надписью: «1730 года, февраля 28-го дня, вылит сей колокол в Стокгольме. Лил мастер Герат Мейер». На другой стороне Спаситель, с державою в левой руке. Замечателен также тропарь, который поется в храмовой праздник 26-го декабря: «О пресвятая, Чистая Богомати, Госпоже Богородице! Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, дарове Тебе приносят, с великим молением, многомирстии людие; союзы наша греховные потреби своим милосердием и спаси души наша». Тропарь поется на 4-й глас, по рукописи. По воскресным дням в церкви бывает до 50 человек; в великие праздники и в Св. Четыредесятницу до 250 и более. Праздничные дни проводятся в веселии и пьянстве, чему способствует наплыв рабочих и торговцев. Только праздники Владимирской Божией Матери, в Подборовье и Кирика и Улиты - в Судемьи, проводятся без пьянства. В Подребинье и Опоке трезво проводится день преп. Антония Печерского. Местные праздники: 1) Тихвинской Божией Матери - в Отаеве, Перевозе и Посаднице; 2) Смоленской Божией Матери - Пехолеве и Пульнице; 3) Савве Вишерскому - Пульнице, так как Рогожский приход принадлежал некогда тамошнему монастырю; 4) Казанской Божьей Матери - в Подребинье, Опоке, Пехолеве и Судемье; 5) Пророку Илии - в Перевозе, Отаеве, Матиеве, Пульнице и Подборовье. В эти праздники бывают крестные ходы, с окроплением св. водою домов и скота. В свадебных обычаях есть следующие особенности: когда жених одевается к венцу, мать опоясывает его, по голому телу, сетью, а в сапоги кладет мак, Невесту также опоясывают сетью, а в башмаки кладут серебро, в платье булавки. Причт поет «Царю Небесный». Невесту и жениха в церковь и из церкви провожает священник в епитрахили, с крестом в руках. Все это делается во избежание порчи. С тою же целью метут дорогу веником. При благословении невесты хлебом-солью, отрезывают от хлеба горбушку и соединив ее с горбушкой, отрезанной от хлеба женихова, везут в церковь. После венчания жених берет невесту в охапку, как ребенка, и садит ее в сани. По возвращении молодых из церкви, священник встречает их заздравной ектиньей и участвует в обеде. После поздравления молодых, им подается стакан с медом и они вышивают из него три раза попеременно. На бедные свадьбы священник не приглашается и свадебному поезду делаются разные препятствия, для устранения которых прибегают к угощениям, а иногда и к кулачной расправе.
"Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии" (Вып. VIII, IX и X, Спб, 1884 - 1885 гг.)
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: