Клянусь Зевсом, Геей, Гелиосом, Девою, богами и богинями олимпийскими, героями, владеющими городом, территорией и укрепленными пунктами Херсонесцев. Я буду единомышлен о спасении и свободе государства и граждан и не предам Херсонеса, Керкинитиды, Прекрасной гавани… но буду оберегать все это для Херсонесского народа. (Из присяги граждан Херсонеса III в. до н.э.)
Античный Херсонес возник в 422—421 гг. до н. э. и был наиболее поздней греческой колонией на северном побережье Черного моря. Первые такие города-колонии были основаны здесь в VII—VI вв. до н. э. По словам знаменитого оратора древности Цицерона, словно кайма, подшитая к бескрайним просторам варварских полей (варварами назывались все, кто не был греком), тянулись они вдоль побережья, не заходя нигде в глубь материка. Имя городу Херсонес, что значит полуостров, дало местоположение его между двумя бухтами, ныне Карантинной и Песочной. Таврическим он назывался потому, что находился на земле легендарных воинственных тавров. Противоречива и сложна история этого города, просуществовавшего более чем две тысячи лет. Знал он времена бурного экономического расцвета и периоды упадка. Порою вел оживленную торговлю, и тогда десятки торговых судов теснились у причалов в бухтах, порой же впадал в долгую депрессию в результате опустошительных вражеских нашествий. В первые годы основания Херсонес был небольшим поселением, насчитывающим не более двух-трех тысяч человек. Незначительная площадь, которую он занимал, малонаселенность определяли его статус как небольшого провинциального городка. По судьбы городов переменчивы. Уже через сто лет, присоединив обширные земли западного и северо-западного побережья I лирики, Херсонес стал крупным центром античного рабовладельческого государства, городом-полисом. Па рубеже IV—III вв. до н. э. территория города увеличилась более чем вдвое. Холмистое плато между двумя бухтами площадью в двадцать шесть гектаров с суши и моря было обнесено могучей каменной стеной, толщиной до четырех метров и высотой до десяти метров, а круглые башни поднимались над нею еще на три-четыре метра. В Херсонесе процветали сельское хозяйство и строительное дело, хорошо были развиты гончарное, косторезное, кузнечное и другие ремесла. Херсонесское государство было рабовладельческой республикой с демократической формой правления. Классовая и политическая борьба часто разворачивалась с драматической остротой. Отзвуки этой борьбы сохранил памятник, получивший название Херсонесской присяги. Текст высечен на плите белого мрамора. Торжественен и лаконичен язык клятвы. Основная ее политическая идея заключается в обязательстве сохранять демократическую форму правления, «...служить народу и советовать ему наилучшее и наиболее справедливое для государства и граждан». Правами гражданства пользовались только свободные херсонеситы мужского пола. Женщины, иностранцы и рабы в управлении не участвовали. Последнее столетие до н. э. и I в. н. э. знаменовались длительными опустошительными войнами со скифами и таврами, что привело к значительному упадку былой славы Херсонеса. К концу I в. н. э. Херсонес входит в состав Римской империи, а после ее раздела и .'595 г. н. э. попадает под влияние Византии Средневековый Херсонес на многие столетия, вплоть до начала XIII в., стал главным форпостом Византии в Таврике. Несмотря на постоянную опасность, которую представляли степные кочевники, из столетия в столетие сменявшиеся в Таврических степях, Херсон на протяжении многих веков сохранял значение политического, экономического и культурного центра. Он стал наиболее крупным ремесленным и торговым городом в Северном Причерноморье. Его культура носила греко-византийский характер. Херсон сохранил за собой значение крупного города и в эпоху тяжелого кризиса экономики Византии в VII—VIII вв., и в последующие века, когда Таврику наводнили вначале хазары, а затем племена печенегов и половцев. В XIII в. вместе с Византийской империей он стал клониться к упадку. В степях Таврики к тому времени утвердилась Золотая орда. Не раз отражал город татарские набеги, не раз поднимался из пепла. Не смог он подняться лишь после последнего погрома, виновником которого историки считают татарского хана Едикея. Огнем и мечом прошел он по городам Крыма в последнем десятилетии XIV в., оставив на месте Херсона одни лишь руины. Спустя столетие после гибели города посол польского короля к татарскому хану Мартин Броневский, проезжая эти места, сделал грустную запись: «...Развалины, достойные удивления, явно свидетельствуют, что здесь некогда был великолепный, богатый, славный и многолюдный город с отличной пристанью... Этот город стоит пуст и необитаем, представляя одни развалины и опустошение...» Так печально окончил свое существование один из древнейших городов-долгожителей - античный Херсонес, средневековый Херсон. Херсонес был хорошо известен древнему миру. Местоположение его указывалось на морских картах — периплах, о нем писали античные и средневековые писатели и географы, в труде византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении государством» Херсонесу посвящена большая глава. Исторические хроники свидетельствуют, что в 988 г. в Корсунь, как называли Херсон русские, после длительной осады вошел со своей дружиной князь Владимир. С IX в. имя города часто повторяется в русских летописях, в договорах русских князей с Византией. О судьбе Херсонеса последних столетий повествуют византийские и арабские писатели, рассказывают письма путешественников того времени. Здесь и сегодня можно осмотреть остатки оборонительных стен и башен, пройти по древним улицам, побывать в здании монетного двора III в. до н. э., полюбоваться пестрым ковром мозаичных полов в средневековых храмах, присесть на каменную скамью античного театра, на которой херсонесский зритель сидел в последний раз полторы тысячи лет назад. Привлекают внимание сохранившиеся поныне развалы оград, четко очерчивающие наделы, поля, виноградники древнего города и позволяющие буквально читать схему организации земледелия и землепользования античного Херсонеса. Стенки из камня предохраняли почву от выветривания, конденсировали влагу, служили опорой гибкой виноградной лозе, нагретые солнцем за день, они медленно отдавали ночью тепло, предохраняя растения от резких температурных перепадов. В окрестностях древнего города археологи открыли четыреста наделов и сотни земледельческих усадеб с большими мощными башнями для защиты от вражеских нападений. Высокий, взыскательный вкус и большое мастерство отличают памятники искусства того времени. Многие из них получили широкую известность. Таким памятником является портрет молодого воина, выполненный восковыми красками по камню. Впечатляют его одухотворенное лицо, задумчивый, решительный и смелый взгляд. Легко переходящие полутона придают объемность изображению и свидетельствуют о незаурядном мастерстве художника. И юноша, и художник жили в IV в. до н. э. Прекрасны мозаичное панно из морской гальки, изображающее две женские фигуры, терракотовые статуэтки, мраморный алтарь. Пантеон богов, которым поклонялись херсонеситы, был достаточно широк: Зевс и Гея, Аполлон и Артемида, Дионис и Афина, Кибела и верховная богиня Херсонеса — Дева, многие другие. У каждого из них была своя область управления, свои функциональные обязанности. Любимым героем жителей города был легендарный Геракл. Множество статуй и статуэток в мраморе, бронзе и глине запечатлели для потомков его образ. Возможно, в этом сказывалось почтение к основавшей Херсонес Гераклее Понтийской, городу, носившему имя античного героя. Важнейшим событием раннефеодального периода было утверждение новой государственной религии — христианства. В V—XIII вв. на площадях и улицах Херсона возвышались христианские храмы различной архитектурной композиции. Строгие, почти суровые, лишенные внешних украшений, они отличались четкостью архитектурного замысла. Некоторые из них поражали мужественным величием, доминировали над площадями и районами города. Внутри, в отличие от строгой простоты внешнего вида, храмы украшались яркими мозаиками, нарядными росписями, ажурной резьбой капителей колонн и алтарных преград. И сейчас, как напоминание о тех далеких временах, высятся на холмах у моря стройные мраморные колонны, впечатляя экскурсантов удивительной гармонией пропорций...
Музейная коллекция Херсонеса начала формироваться в 80-е годы XIX в., но до Великой Октябрьской социалистической революции музей так и не был создан, и лучшие находки направлялись в собрания Петербурга и Москвы. Первые научные раскопки Херсонеса были произведены в 1827 г. по распоряжению командующего Черноморским флотом морским офицером Крузе, человеком, как писали газеты того времени, «известным своей просвещенностью». Находки хранились в небольшом складском помещении на берегу Карантинной бухты, официально называвшемся «Склад местных древностей». С 1888 г., в течение двадцати лет, раскопками руководил К. К. Косцюшко-Валюжинич. Слова из его письма в археологическую комиссию ярко отражают отношение исследователя к раскопкам и могут служить эпиграфом ко всей его жизни: «Я так предан делу расследования Херсонеса и как фанатик так далеко зашел, что возврата нет. Для меня расстаться с Херсонесом все равно, что расстаться с жизнью». Белая мраморная колонна на постаменте из серого камня на центральной аллее Херсонеса, ведущей к морю, возвышается на могиле человека, посвятившего жизнь исследованию древнего города и созданию богатейшей музейной коллекции. Археологические исследования Херсонеса насчитывают в общей сложности около ста шестидесяти лет. В мире немного древних городов, изучаемых столь систематически и планомерно. Большой вклад в науку сделали археологи в наше, советское время. За годы Советской власти заповедник превратился в крупное научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение. Вскрыты новые районы древней и средневековой застройки — кварталы домов, общественные сооружения. Удивительная красота местности покоряет всех, кто приезжает сюда. К. Г. Паустовский, говоря о своеобразии этих мест, писал, что ни Рим, ни Помпеи не обладают тем очарованием и теплотой, которыми отличается Херсонес. Херсонесский историко-археологический заповедник — излюбленное место посещения туристов. На площади у входа в любое время года можно увидеть множество туристских автобусов, людей, приехавших издалека, чтобы своими глазами увидеть стены древнего города, просуществовавшего две тысячи лет и оставившего столь заметный след в истории.
Отдельного внимание конечно заслуживает храм находящийся на территории заповедника. Владимирский собор в Херсонесе - одно из самых выдающихся архитектурных сооружений Севастополя, поражающее величественностью, красотой и соразмерностью линий. Его закладка состоялась в 1861 году в присутствии царской семьи и самого императора Александра II, который заложил первый камень будущего храма. Царь лично утвердил проект собора на территории Херсонесского монастыря. До этого в монастыре была только небольшая церковь в память святой княгини Ольги, бабки св. князя Владимира. Во время первой обороны Севастополя монастырь заняли французы. Церковь они превратили в огневую позицию и обстреливали отсюда русские войска, находившиеся за Карантинной бухтой. К концу обороны монастырь и церковь лежали в руинах. После Крымской войны Херсонесский монастырь был восстановлен, император Александр II повелел ежегодно 28 июля, в день памяти св. князя Владимира, совершать крестный ход из Севастополя в Херсонес и дал разрешение на строительство соборного храма. Собор должен был воплотить в себе память о величайшем событии - Крещении Руси, стать символом духовной преемственности между Византией и Россией. Это символ перехода восточно-славянского мира от язычества к христианству. Автор проекта, академик архитектуры Д. И. Гримм. Владимирский собор - первое выдающееся сооружение, спроектированное Гриммом. Этот храм принес архитектору звание профессора и право преподавания в академии. Высота храма вместе с крестом превышала 34 метра. Стены его даже на уровне второго этажа достигали метровой толщины. Внутреннее убранство поражало своим великолепием - колонны из ценных сортов мрамора, мозаичные полы. Расписывали храм известные в то время художники - академик живописи А.И. Корзухин, принимавший участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве, профессор Т. Нефф, Н. Майков, И. Малышев. Работами руководил А. Чагин, автор проекта Форосской церкви. Средства на постройку Свято-Владимирского собора собирали по подписке всей Россией. Когда срок подписки закончился, народ потребовал продлить ее. Тем не менее из-за недостатка средств сооружение его затянулось на три десятилетия. На земле Херсонеса соединились судьбы святителя Климента Римского, равноапостольных Кирилла и Мефодия, давших славянским народам азбуку и грамматику, и святого Владимира-крестителя. После своего Крещения князь Владимир увез в Киев мощи святителя Климента. Прошло около девяти веков, и теперь уже в Херсонес повезли святые мощи князя Владимира. Частица их, хранившаяся в Малой церкви Зимнего дворца, была передана монастырю. Это закономерно, ведь сам собор был выстроен на месте, где принял Святое Крещение киевский князь. Поэтому Свято-Владимирский Херсонесский собор - всеправославная святыня, храм-памятник, увековечивающий принятие христианства князем Владимиром. В 1924 г. Херсонесский монастырь закрыли, а Владимирский собор передали музею. Во время Великой Отечественной войны храм получил серьезные повреждения, стены дали трещины, почти полностью было уничтожено внутреннее убранство. В таком виде собор находился до совсем недавнего времени. Много трудов и сил пришлось положить правящему архиерею, Владыке Лазарю, чтобы добиться восстановления этой великой святыни. Вопросы его восстановления решались на самом высоком государственном уровне. В 1992 г. здесь были возобновлены богослужения. Начало реставрации собора положила семья Президента Украины в 1998 году, когда Людмила Николаевна Кучма заложила памятную капсулу с обращением, подписанным главой государства. Под патронатом Л.Д. Кучмы начались реставрационные работы. В 2002 году в соборе впервые за последние 77 лет была совершена пасхальная служба, отслуженная Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, на которой присутствовали Президент Украины Л. Д. Кучма и руководство Автономной Республики Крым.
Музей открыт ежедневно с 8:00 до 21:00. Добраться до музея можно на автомобиле по координатам и адресу ул. Древняя, дом 1. Если на общественном транспорте - то на маршрутке № 22А от 7 км. Балаклавского шоссе.
Фотоальбом «Херсонес Таврический» Киев, 1989 г. http://russian-church.ru/viewpage.php
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: