ХРИСТОВЫ НЕВЕСТЫ «А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских. (...) Старая там Русь, исконная, кондовая. С той поры как зачиналась земля Русская, там чуждых не бывало. Там Русь сысстари на чистоте стоит, - какова была при прадедах, такова хранится до наших дней. Добрая сторона, хоть и смотрит сердито на чужанина...»
В селе Сезеново Лебедянского района мне невольно вспомнился этот отрывок из книги «В лесах», автором которой является П. И. Мельников (Андрей Печерский), замечательный писатель XIX века, большой знаток старорусской монашеской жизни и быта. Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь также тихими летними вечерами отражается в зеркале воды местного озера. А некоторым здешним селянам, по их признанию, также слышится по ночам глухой, заунывный звон некогда безжалостно реквизированных на «нужды революционной власти» монастырских колоколов, напоминая людям о былых ошибках... Старшая по восстановлению Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря матушка Феофания встретила нас приветливо, очень по-доброму, словно давнишних своих хороших знакомых. Впрочем, чему тут удивляться? Монастырские люди всегда славились своей гостеприимностью, душевной теплотой и щедростью по отношению к странникам, жданным и нежданным гостям. Живут пока монахини, благословленные правящим архиереем, Владыкой Никоном, на восстановление Иоанно-Казанского женского монастыря, в небольшом, но добротном и теплом сельском доме, который им выделил во временное пользование Владимир Алексеевич Мёжевов, генеральный директор агропромышленной компании «Русская», дай Бог ему здоровья за все те добрые дела, что матушки-схимницы и инокини видят от него. - Историю здешнего женского монастыря, как говорится, в двух словах не расскажешь, - голос матушки Феофании негромок, ее речь течет плавно, проникая в самую душу собеседника. - Село Сезеново, где в 1837 году стала возводиться монастырская обитель, принадлежало помещику Исайе Васильевичу Сезенову. К слову, название у села тогда было Богородицкое. Это уже позже местные жители стали именовать его по фамилии помещика. Вот этот самый Исайя Васильевич, как упоминается в старинных летописях, «на гористом, почти безводном месте поселил из разных сословий людей и построил деревянную церковь во имя чудотворной Казанской иконы Божией Матери». Природный ландшафт с тех пор здесь существенно, на мой взгляд, изменился (не без помощи людей, конечно). А «почти безводном месте» напоминает святой колодец 50-метровой глубины, который находится на территории монастыря и, к сожалению, завален мусором и землей. Кстати, о святом источнике. Если быть точнее, он находится под левым алтарем здешнего Троицкого храма. Надпись на сводах гласит: «В 1854 году вырыт сей колодезь благословением затворника Иоанна, трудами старицы Дарий и по предсказанию затворника Иоанна, что сей колодезь будет целительным». И действительно оказалось так. Некогда близ святого колодца плодоносил монастырский сад. Храмы окружали кельи монахинь, отдельно стояла трапезная. На территории монастыря был сиротский приют, где детей обучали по курсу уездного училища трех классов, а также разному ремеслу. За оградой монастыря возвышались две двухэтажные гостиницы для паломников. В одной только иконописной мастерской трудились тогда 20 монахинь. (В начале XX века число схимниц (высшая ступень монашества) и инокинь Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря доходило до 600 человек. - Авт.) Они писали не только иконы, но и портреты священнослужителей, благочестивых мирян, а также натюрморты, пейзажи. Сестры расписывали храмы и золотили купола. Существовала здесь мастерская, где изготавливали очень изящной работы ковры. Среди насельниц были искусные портнихи и золотошвеи. Монастырю принадлежали 700 десятин земли, каменная ветряная мельница, имелось большое животноводческое хозяйство... Но главное - это, безусловно, мощи святых угодников: блаженного Иоанна затворника, преподобной старицы Дарий и бывшей игуменьи монастыря Серафимы. Эти блаженные устроители монастырской обители были похоронены в здешнем храме во имя Святой Троицы, в склепах нижнего его этажа. Правда, сейчас прах затворника Иоанна в Тульской области. Очень надеемся, что в недалеком будущем мощи блаженного Иоанна будут покоиться, как и до 1917 года, в его родном Сезеновском Иоанно-Казанском монастыре. Как я уже говорила, когда-то лебедянское село Богородицкое (Сезеново) принадлежало помещику Сезенову. После его кончины имение переходило к разным лицам и наконец поступило во власть коллежского регистратора Федора Николаевича Несвицкого. Вот при нем-то в Сезеново явился на многотрудный подвиг блаженный Иоанн - основатель здешней женской обители. Известно, что с 15 лет Иоанн вступил на подвиг юродства. Перенося скорби, болезни, поношения... Находясь в строгом затворе, блаженный Иоанн был удостоен от Господа дара прозорливости. Кроме того, многие недужные получали исцеление, когда Иоанн просил в молитвах за них Господа, дабы они выздоровели. За помощью и советами к блаженному обращалось очень много людей, очень много! Видя, что вокруг его кельи поселяются благовоспитанные и благоговейные девицы, жаждавшие пользоваться его духовными наставлениями и руководством, затворник Иоанн решил позаботиться о создании женского монастыря, Первой мудрой руководительницей сестер стала старица Дария, которая прислуживала Иоанну. К слову, ей он поверял свои планы и намерения. Много пророчеств услышала старица Дарья от блаженного Иоанна по поводу будущего Сезеновской обители. Прежде всего, на месте ветхой деревянной церкви во имя чудотворной Казанской иконы Божией Матери был заложен новый семипрестольный храм. Затворник Иоанн собственноручно своею тяжелой железной палкой размерил его основание, а на местах, предназначенных для престолов, водрузил деревянные кресты. Сохранились письменные свидетельства о том, что множество чудес сопровождало строительство этого храма. А построен он был, по предсказанию блаженного Иоанна, всего за три года. После смерти блаженного Иоанна затворника (в 1839 году) его дело продолжила старица Дария, а затем игуменья Серафима. Менее чем за 40 лет устройством храмов, келий, разными приобретениями молодая Сезеновская обитель возросла и расширилась до такой степени, что могла равняться с известнейшими российскими монастырями! . - А как так вышло, матушка Феофания, что мощи блаженного Иоанна затворника оказались в тульской земле? - В свое время обладавший даром прозорливости блаженный Иоанн предсказал, что наступит период, когда Сезеновская обитель подвергнется разграблению и разорению... После Октябрьской революции, когда священнослужителей новая власть, мягко говоря, не жаловала, монахини Сезеновской обители, желая уберечь мощи блаженного Иоанна затворника, не убоялись и перевезли их в село Мечнянка Ефремовского уезда Тульской губернии, где их захоронили в часовне около Свято-Никольского храма. Что сталось с Иоанно-Казанским женским монастырем? Казанский храм был взорван. Монастырская стена большей частью разобрана. В храме во имя Святой Троицы сначала оборудовали кузницу, затем здесь была мельница. В храме во имя Рождества Христова держали скот... В общем, все по-хозяйски, с точки зрения комиссаров-безбожников, - матушка Феофания тяжело вздохнула и осенила себя крестом. Помолчали. Лицо собеседницы неожиданно озарила счастливая улыбка. - Представляете, сколь велика была радость, когда при расчистке нижнего этажа храма во имя святой Троицы летом 2005 года были вновь обретены мощи святой старицы Дарии и святой преподобной Серафимы? Это божественный, скажу вам, знак того, что Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь будет обязательно восстановлен, обретет свое былое духовное величие! ...Проваливаясь по колено в снегу, мы обходили с матушкой Феофанией территорию некогда красивейшего, а сейчас, увы, полуразрушенного монастырского комплекса. - Да-а, много труда и средств сюда необходимо вложить, - оценил я «картину» как бывший профессиональный строитель. - Очень много... - Ничего! - с оптимизмом ответствовала спутница. - Как говорится, глаза боятся, а руки делают. С Божьей помощью и не такие задачи решались! Много православных мирян нам помогает, спасибо им всем. Предприятия оказывают существенную поддержку: АПК «Русская», Лебедянский консервный завод, липецкие ПМК-103 и автоколонна 1414... Власти Лебедянского района помогают нам решать некоторые вопросы. Всем миром непременно справимся! - А что подвигло вас стать монахиней? - наконец посмел-таки поинтересоваться я у матушки Феофании. - У каждого свой путь к Богу... Сама я родом из Ельца. В горбачевские времена, учась в музыкальном училище, стала ходить в храм петь на клиросе. Тогда многие профессионалы в области музыки и вокала этим вдруг увлеклись, изучая на практике, можно сказать, неизведанную для них «тему» в искусстве. А постепенно стали приобщаться (серьезно) и к вере. Чуть позже мне поступило приглашение служить регентом (руководитель церковного хора. - Авт.) в одном из храмов Данкова. Я согласилась. Уже работая, стала встречаться и общаться с людьми глубоко духовными, со старцами. Впоследствии, когда в моей душе созрела тяга к монастырю, Монашескому служению, мой первый духовный отец, схиархимандрит Макарий, благословил меня отправиться к схиархимандриту Серафиму, который возглавлял тогда Благовещенский монастырь, что в селе Ожога Воловского района. В этой обители я подвизалась 12 лет. А с 3 октября 2005 года, благословением Владыки Никона, направлена в Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь для его восстановления. Такая вот моя история. Короткая, в общем-то. Так ведь и я еще отнюдь не преклонных лет. Однако стоит поспешать, хочется успеть сделать в земной жизни как можно больше добрых, светлых и благочестивых дел. - Матушка Феофания, а какова ваша теперешняя монастырская должность? - Старшая по восстановлению Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря.
...Всю дорогу от Липецка до села Сезеново наш редакционный водитель то и дело ворчал: «Что за погода? Снег стеной! Так и до аварии недалеко...» Возвращались же мы из монастыря домой - ну хоть бы одна снежинка! Хороший знак?..
Анатолий ЖАДОВ. Липецкие известия http://lebedyan.com/php_history/uyezd_1.php
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: