В 1614 году соловецким иеромонахом Иовом на реке Мезени возле деревни Ущелье, что в 7 километрах от современного Лешуконского, была основана мужская обитель, ставшая впоследствии Ущельским Рождественским мужским монастырём. Обитель эта просуществовала 150 лет. В 1764 году по известному указу Екатерины Ущельский монастырь был закрыт как мелкий и маломощный. Братия разошлась по разным местам. Согласно местному преданию, один из иноков этого монастыря, Иуда, пришёл сюда, на речку Попьюгу, и основал здесь скит. С ним были ещё два брата (в монашестве, не по родству) – Иаков и Иоанникий, по-видимому, из той же монашеской братии. В скит на Попьюгу потянулись жители окрестных деревень за духовным наставлением, за советом, за утешением в трудные минуты жизни. Именовали братьев по-старинному: Юда, Яков, Аника. Когда Юда (видимо, старший из братьев) отошёл ко Господу, два других брата оставили скит и перебрались поближе к жилью. Яков устроил себе жилище в сосновом бору поблизости от соседней деревни Белощелье, а Аника (он же Оникей) ушёл сильно вверх по Мезени и поселился недалеко от деревни Латьюга. Эту историю, изложенную в очерке писателя-краеведа, я, естественно, не мог не сопоставить с тем, что мне довелось услышать в самой Латьюге. А именно, что брат Иуда жил вместе с Иоанникием на озёрах близ Латьюги и по кончине Иоанникия ушёл в Засулье. Легенды, бывает, обрастают со временем некоторыми деталями. Хотя, возможно, всё было действительно так, но это был совсем другой Иуда… А история Иудиной пустыни отнюдь не заканчивается. По кончине Иуды образ подвижника Божия сохранился в народе, и на его могилу по-прежнему приходили богомольцы, свято веря, что угодник Иуда и ныне, у Престола Господня, не оставляет всех, к нему притекающих и уповающих на его молитвенную помощь. Со временем стали возникать новые легенды, связанные с Иудиной пустынью. Так, например, пошли, будто бы, однажды крестьяне в лес искать своих лошадей, отпущенных на выгул. И слышат вдруг звон позвонка, который обычно привязывают к лошадям. Пошли на звон, но вместо лошадей увидели в лесу человека с позвонком. Пошли за ним, человек вывел их к могиле Юды и после этого исчез. И решили крестьяне, что это не просто так, это Юда им такой знак подаёт, чтобы вновь обустроить это место. И вскоре на могиле подвижника появилась маленькая часовенка-амбарчик. Жители окрестных деревень нанесли туда иконок, церковной утвари, а место было обустроено для посещения паломниками. И ежегодно 19 июня по старому стилю стал отмечаться Юдин день, в праздник Святаго Апостола Иуды, брата Господня. К часовне начали стекаться люди не только из близлежащих мест, но и из соседних уездов – Пинежского, Яренского. Место становилось всё более известным, в народе сохранялось много преданий о чудесах, бывших при гробе угодника Божия. А с некоторого момента стали поговаривать о том, что будто бы в лесу, со стороны Юдиной часовенки часто слышится колокольный звон. Это могло означать только одно: Юда просит поставить в его обители церковь, чтобы там можно было совершать службы. И вот, в самом начале 1900-х, жители Конещелья на сходе своей общины постановили просить духовную консисторию о строительстве церкви в Юдиной пустыни. Однако средств на это не было ни у крестьян, ни у консистории. Оставался один вариант – найти богатого благотворителя. И такой благотворитель вскоре нашёлся. Звали его Филипп Фёдорович Ляпушкин. Он был выходец из богатой и глубоко верующей крестьянской семьи, все члены которой занимались благотворительной деятельностью. Сам Филипп содержал мануфактурный магазин в селе Устьвашка (нынешнем Лешуконском) и по своим торговым делам неоднократно бывал во всех деревнях Средней Мезени. Посещал он и Юдину пустынь. Загоревшись желанием построить там на свои деньги церковь над могилой старца Иуды, Филипп начинает длительную историю обращений по различным инстанциям с просьбой разрешить ему эту постройку. История эта тянулась 8 лет, с 1904 по 1912 год, в своих прошениях он дошёл до самого Государя Императора, и всё равно был вынужден начать постройку, не дожидаясь официального разрешения. Официальное разрешение пришло уже по факту начала строительства. И в 1914 году, 18 июня по старому стилю, церковь эта была освящена во имя Святаго Апостола Иуды. День этот (1 июля по новому стилю) стал с тех пор в деревне Конещелье престольным праздником с названием “Светина” (освящение). Церковь получилась красивая и просторная, о 5 главах, с колокольней. На колокольню подняты 5 колоколов общим весом 20 пудов. Кроме церкви в Иудиной пустыни Филиппом Ляпушкиным был построен двухэтажный гостиничный дом для паломников, а позже – ещё один дом для монашек. Дело в том, что к тому моменту был возобновлён Ущельский монастырь (но уже как женский), и Филипп с самого начала представлял себе Юдину пустынь как филиал этого монастыря. Его возобновление связано с именем игуменьи Магдалины. В 1900 году на базе бывшей мужской обители ею была основана женская община, которая в 1908 году официально получила статус монастыря. У возобновлённого монастыря было подворье в городе Мезени и филиал, называемый “Сёмженские кельи” в самых низовьях реки Мезень, фактически уже после впадения в Белое море. А зимой 1919-20 годов игуменья Магдалина, уже будучи на покое, вместе с несколькими сёстрами перебралась в Иудину пустынь, и пустынь эта стала вторым филиалом Ущельского монастыря. Ущельский монастырь официально был закрыт в 1920 году. Однако в двух его филиалах – Сёмженских кельях и Иудиной пустыни – монашеская жизнь продолжалась. В 1930 году в райисполкомы поступили указания Северного краевого административного управления о закрытии церквей, что послужило основанием для закрытия церкви и в Иудиной обители. Монашки разошлись, но все здания стояли ещё довольно долго. Зимой 1940-41 годов была разобрана церковь, а материал перевезён в Белощелье для строительства колхозного скотного двора. Осталось только несколько нижних венцов. Двухэтажные дома были разобраны уже после войны, в 1946-47 годах. Из этого материала был построен колхозный склад.
А история Иудиной пустыни ныне продолжается, в 2002 году новая часовня была освящена при паломнической поездки. И до сих пор, время от времени сюда приходят. И не только местные жители, но и верующие люди с других уголков Архангельской области, да и других областей!
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: