Юдина Пустынь [TR/4417]

Юдина Пустынь
Юдина Пустынь
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Исторический
Размер: Нормальный
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Архангельская обл.
Лешуконский р-н
Ближайший нас.пункт
Конещелье
Оценки тайника[?]
Доступность: 5
Местность: 4
Рейтинг
4.50Рекомендаций: 1Нашли: 3
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
утварь в новой часовне
утварь в новой часовне
старая часовня, разрушеный поклонный Крест, Святой источник и останки Церкви в Пустыне
старая часовня, разрушеный поклонный Крест, Святой источник и останки Церкви в Пустыне
форсирование реки Попьюга по дороге
форсирование реки Попьюга по дороге
первая болотинка на пути
первая болотинка на пути
Автор: Stereometria
Создан: 22.07.2008
Опубликован: 10.08.2008
(отредактирован: 21.08.2018)
Компаньоны: NikeR, Сергей

Описание окружающей местности

В 1614 году соловецким иеромонахом Иовом на реке Мезени возле деревни Ущелье, что в 7 километрах от современного Лешуконского, была основана мужская обитель, ставшая впоследствии Ущельским Рождественским мужским монастырём. Обитель эта просуществовала 150 лет. В 1764 году по известному указу Екатерины Ущельский монастырь был закрыт как мелкий и маломощный. Братия разошлась по разным местам. Согласно местному преданию, один из иноков этого монастыря, Иуда, пришёл сюда, на речку Попьюгу, и основал здесь скит. С ним были ещё два брата (в монашестве, не по родству) – Иаков и Иоанникий, по-видимому, из той же монашеской братии. В скит на Попьюгу потянулись жители окрестных деревень за духовным наставлением, за советом, за утешением в трудные минуты жизни. Именовали братьев по-старинному: Юда, Яков, Аника. Когда Юда (видимо, старший из братьев) отошёл ко Господу, два других брата оставили скит и перебрались поближе к жилью. Яков устроил себе жилище в сосновом бору поблизости от соседней деревни Белощелье, а Аника (он же Оникей) ушёл сильно вверх по Мезени и поселился недалеко от деревни Латьюга.
Эту историю, изложенную в очерке писателя-краеведа, я, естественно, не мог не сопоставить с тем, что мне довелось услышать в самой Латьюге. А именно, что брат Иуда жил вместе с Иоанникием на озёрах близ Латьюги и по кончине Иоанникия ушёл в Засулье. Легенды, бывает, обрастают со временем некоторыми деталями. Хотя, возможно, всё было действительно так, но это был совсем другой Иуда…
А история Иудиной пустыни отнюдь не заканчивается. По кончине Иуды образ подвижника Божия сохранился в народе, и на его могилу по-прежнему приходили богомольцы, свято веря, что угодник Иуда и ныне, у Престола Господня, не оставляет всех, к нему притекающих и уповающих на его молитвенную помощь.
Со временем стали возникать новые легенды, связанные с Иудиной пустынью. Так, например, пошли, будто бы, однажды крестьяне в лес искать своих лошадей, отпущенных на выгул. И слышат вдруг звон позвонка, который обычно привязывают к лошадям. Пошли на звон, но вместо лошадей увидели в лесу человека с позвонком. Пошли за ним, человек вывел их к могиле Юды и после этого исчез. И решили крестьяне, что это не просто так, это Юда им такой знак подаёт, чтобы вновь обустроить это место. И вскоре на могиле подвижника появилась маленькая часовенка-амбарчик. Жители окрестных деревень нанесли туда иконок, церковной утвари, а место было обустроено для посещения паломниками. И ежегодно 19 июня по старому стилю стал отмечаться Юдин день, в праздник Святаго Апостола Иуды, брата Господня. К часовне начали стекаться люди не только из близлежащих мест, но и из соседних уездов – Пинежского, Яренского. Место становилось всё более известным, в народе сохранялось много преданий о чудесах, бывших при гробе угодника Божия.
А с некоторого момента стали поговаривать о том, что будто бы в лесу, со стороны Юдиной часовенки часто слышится колокольный звон. Это могло означать только одно: Юда просит поставить в его обители церковь, чтобы там можно было совершать службы. И вот, в самом начале 1900-х, жители Конещелья на сходе своей общины постановили просить духовную консисторию о строительстве церкви в Юдиной пустыни. Однако средств на это не было ни у крестьян, ни у консистории. Оставался один вариант – найти богатого благотворителя.
И такой благотворитель вскоре нашёлся. Звали его Филипп Фёдорович Ляпушкин. Он был выходец из богатой и глубоко верующей крестьянской семьи, все члены которой занимались благотворительной деятельностью. Сам Филипп содержал мануфактурный магазин в селе Устьвашка (нынешнем Лешуконском) и по своим торговым делам неоднократно бывал во всех деревнях Средней Мезени. Посещал он и Юдину пустынь. Загоревшись желанием построить там на свои деньги церковь над могилой старца Иуды, Филипп начинает длительную историю обращений по различным инстанциям с просьбой разрешить ему эту постройку. История эта тянулась 8 лет, с 1904 по 1912 год, в своих прошениях он дошёл до самого Государя Императора, и всё равно был вынужден начать постройку, не дожидаясь официального разрешения. Официальное разрешение пришло уже по факту начала строительства.
И в 1914 году, 18 июня по старому стилю, церковь эта была освящена во имя Святаго Апостола Иуды. День этот (1 июля по новому стилю) стал с тех пор в деревне Конещелье престольным праздником с названием “Светина” (освящение). Церковь получилась красивая и просторная, о 5 главах, с колокольней. На колокольню подняты 5 колоколов общим весом 20 пудов. Кроме церкви в Иудиной пустыни Филиппом Ляпушкиным был построен двухэтажный гостиничный дом для паломников, а позже – ещё один дом для монашек.
Дело в том, что к тому моменту был возобновлён Ущельский монастырь (но уже как женский), и Филипп с самого начала представлял себе Юдину пустынь как филиал этого монастыря. Его возобновление связано с именем игуменьи Магдалины. В 1900 году на базе бывшей мужской обители ею была основана женская община, которая в 1908 году официально получила статус монастыря. У возобновлённого монастыря было подворье в городе Мезени и филиал, называемый “Сёмженские кельи” в самых низовьях реки Мезень, фактически уже после впадения в Белое море. А зимой 1919-20 годов игуменья Магдалина, уже будучи на покое, вместе с несколькими сёстрами перебралась в Иудину пустынь, и пустынь эта стала вторым филиалом Ущельского монастыря.
Ущельский монастырь официально был закрыт в 1920 году. Однако в двух его филиалах – Сёмженских кельях и Иудиной пустыни – монашеская жизнь продолжалась. В 1930 году в райисполкомы поступили указания Северного краевого административного управления о закрытии церквей, что послужило основанием для закрытия церкви и в Иудиной обители. Монашки разошлись, но все здания стояли ещё довольно долго. Зимой 1940-41 годов была разобрана церковь, а материал перевезён в Белощелье для строительства колхозного скотного двора. Осталось только несколько нижних венцов. Двухэтажные дома были разобраны уже после войны, в 1946-47 годах. Из этого материала был построен колхозный склад.

А история Иудиной пустыни ныне продолжается, в 2002 году новая часовня была освящена при паломнической поездки. И до сих пор, время от времени сюда приходят. И не только местные жители, но и верующие люди с других уголков Архангельской области, да и других областей!

Текст взят с бесценного описания путешествия по Лешуконью неизвестным А.С.П.

Остается добавить, что нам удалось найти это место благодаря Сергею, жителю села Белощелье. Спасибо ему огромное!

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

NikeR (26.07.2013 13:10:34)
Друзья,
В ходе нашей экспедиции Поморская кругосветка 2013 www.krug.pomorych.ru нам посчастливилось побывать снова в этом замечательном месте, ходили МЫ пешком. Местное население очень негативно относится к посещению данного места на колёсной технике. Сами они ходят пешком, администрация просила провести разъяснительную работу с джиперами.
Как соавтор тайника прошу не топчите колёсами святую землю, посещайте данное место пешком - оно того стоит.
Balbes (18.03.2012 16:23:00)
Наша экспедиция из Москвы по берегам Мезени и Пинеги планировала и посещение Пустыни. Для этого лагерь был разбит на берегу Мезени, у Конещелья. Так как дело было к вечеру, решили хотя бы 2-3 км. проехать на машине. Для этого освободили полностью от шмурдяка одно авто и все желающие поехали…пока не застряли в болотце. И тут поняли, что все, вплоть до лопаты и топора было оставлено в лагере. С немалым усилием удалось выковырнуть машину. Намек был понят. В ТАКИЕ места-имхо-надо идти пешком, чтобы успеть скинуть всю суету нашей мирской жизни и окунуться в тишину и величие этих мест. Чтобы душа вспомнила и попыталась произнести все забытые молитвы… Спасибо автору.
Взяли значок «Общества трезвости» и маркер. Положили диск со сканом книги из «желтой серии» Мильчика «По берегам Мезени и Пинеги».
Ятуркенженсирхив (20.07.2009 16:13:21)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.