Фактически тайник объединяет в себе два тайника: Мавзолей Тути-Бике и Кырхляр. Объединены они потому, что находятся в непосредственной близости друг от друга, на расстоянии нескольких метров. В мавзолее и у могил постоянно находятся добровольные дежурные, которые могут ответить на вопросы. Ниже дана практически исчерпывающая информация об этих местах.
Мавзолей Тути-Бике.
В Дербенте жила Тути-Бике, которую жители города почитали как мудрую, рассудительную женщину. О том, как она правила городом, рассказывается в книге Назима Касумова «Дербент - ворота Кавказа».
В 1774 г. уцмий кайтагский со своими союзниками напал на Кубу в то время, когда Фатали-хан находился в Дербенте. Узнав об этом, он переправился через Самур с войском, но близ Худата, на Кевдушанской равнине, был разбит и с малым числом приближённых скрылся в Сальяне. Летом 1774 г. уцмий разорил Кубу и после этого пошёл на Дербент, распространяя слух, что Фатали-хан убит. Обороной Дербента руководила его жена Тути-Бике.
Тути-Бике - мудрая легендарная правительница Дербента второй половины ХVIII в. Однажды Фатали-хан устроил состязание стрелков. В нём участвовали достойнейшие джигиты Дербента и из окрестных мест. Победителем оказался претендент в маске. Когда он снял маску, все ахнули от удивления, перед ними стояла прекрасная девушка, оказавшаяся сестрой кайтагского уцмия Эмир-Гамзы - Тути-Бике.
Тути-Бике понравилась правителю города Фатали-хану. Он женился на ней и сделал её правительницей города. Конечно же, всё это красивая легенда, в реальности всё обстояло иначе. Тути-Бике - сестра кайтагского уцмия Эмир-Гамзы. В 1766 г. правитель Кубы и Дербента Фатали-хан женился на Тути-Бике. Шесть месяцев в году Фатали-хан жил в Кубе, 6 месяцев в Дербенте, а в его отсутствие Дербентом правила Тути-Бике. По договорённости, выдав сестру за Фатали-хана, уцмий должен был стать мужем его сестры. Однако Фатали-хан, женившись сам, передумал выдавать свою сестру за Эмир-Гамзу, что послужило причиной долгой вражды между ними. Несколько раз, пользуясь отсутствием в городе Фатали-хана, Эмир-Гамза нападал на Дербент, но каждый раз Тути-Бике удавалось отражать атаки брата.
Народная память свидетельствует, что правительница Дербента Тути-Бике в период наивысшей угрозы над городом в 1774г. со стороны кайтагского уцмия Эмир-Гамзы (родного брата Тути-Бике) проявила стойкость и мужество. Девять месяцев длилась осада города. В городе закончились запасы продовольствия, начались болезни и голод. Эмир-Гамза, известив сестру о ложной смерти Фатали-хана, потребовал сдачи города. Однако она отвергла предложение брата и, переодевшись в мужскую одежду, возглавила оборону города. Когда многие влиятельные вельможи оставили город на произвол судьбы, жители Дербента увидели Тути-Бике на городских стенах среди защитников, где она распоряжалась действиями городского гарнизона и огнём крепостных орудий. О её храбрости и решительности свидетельствует тот факт, что в момент осады города она не прервала молитвы и по её завершении, выйдя во двор Джума-мечети, куда ворвался вражеский отряд, не растерявшись, ударом кинжала убила их предводителя. Изумлённые мужеством женщины враги разбежались. Она своей неустрашимостью вселяла уверенность в защитников города. Во многом благодаря ее мужеству и умелому руководству город и на этот раз выстоял.
http://www.dagpravda.ru/article(print)/723
Одним из древних мемориальных сооружений Дербента является мавзолей дербентских ханов, воздвигнутый в 1202г. по мусульманскому летосчислению (1787- 1788гг.) ханом Кубы и Дербента Фет-Али-ханом в честь своей жены- правительницы г.Дербента Тути-Бике. С запада к мавзолею примыкает огороженная каменной стеной группа захоронений семейства Эмир-Чубан. Ханский мавзолей как бы сконцентрировал в себе многие черты дербентской архитектуры 12-13вв., демонстрируя возможности местной традиционной архитектуры в создании обращенной вовне выразительной объемно-пространственной композиции.
Кырхляр (тюрк. "сорок") - место захоронения сорока "мучеников за веру" (шахидов), одно из древнейших и почитаемых "святых" мест мусульман на Северном Кавказе.
Расположено у северной стены Дербента, напротив одноименных ворот Кырхляр-капы (исторические названия - Баб ал-джихад, Баб ал-кабир), главных северных ворот города. В настоящее время находится в центре северного кладбища Дербента.
Кырхляр представляет собой огороженный комплекс надмогильных саркофагов, высеченных из цельных каменных блоков. Саркофаги расположены в четыре ряда и ориентированы по оси запад-восток. Среди них заметно выделяется группа памятников, более крупных по сравнению с остальными. Саркофагообразная форма памятников имеет аналогии в погребальном обряде арабов: так, в эпоху средневековья в Багдаде и других арабских городах грунтовые могилы сверху обкладывались холмиками из камней, так что получалось нечто похожее на саркофаг.
История Кырхляра восходит к временам ранних сельджукских завоеваний. Молва удревняет местное святилище еще на несколько столетий, связывая его происхождение с эпохой арабо-хазарских войн. Местные жители верят, что здесь похоронены арабские военачальники, погибшие в борьбе за установление ислама. Дагестанская хроника Дарбанд-нама относит возникновение Кырхляра к VII веку. В хронике утверждается, что здесь похоронено 40 арабских мучеников во главе с Салманом бен Рабиа. Дмитрий Кантемир, в начале XVIII века обстоятельно изучивший дербентские древности, зафиксировал предание об огузском происхождении этих могил. Речь в нем идет о 40 "мучениках" за веру, тюркских газиях, судя по именам, перечисленным в Дарбанд-нама. В первоначальной версии Дарбанд-нама, написанной в начале XII века, говорилось о 50 "мучениках", однако затем это число было уменьшено до сакрального и в христианстве, и в исламе - 40: во многих религиозных системах считается, что на 40-й день после смерти душа окончательно отделяется от тела. В то же время в преданиях, связанных с Кырхляром, обнаруживаются прямые параллели с восточно-христианской (византийской) легендой о 40 православных "мучениках" и "святых воинах". В Государственном Эрмитаже экспонируется византийский триптих X - начала XI веков, в центральной части которого изображено 40 "мучеников" на Севастийском озере. Они стоят рядами по 10 человек, едва прикрытые одеждами, а над их головами - Бог в окружении ангелов, что символизирует рай. В боковых створках триптиха размещено еще по 4 "святых воина".
В Дарбанд-нама перечислены имена некоторых из погребенных в Кырхляре "мучеников": султан Пир-'Али ад-Димашки, султан Чумга, султан Кух-хан (?), султан хаджи Шамс ад-дин, султан Баба, султан Кучек и др.
В Дарбанд-нама упомянуто одно из ближайших к Дербенту военных поселений мусульман- Пир-Димашки (Пирдамешки). Под 1055 г. в другой местной хронике начала XII века Та'рих ал-Баб зафиксирован топоним, по написанию напоминающий Пир-Димашки. В том году владетель Сарира, собрав сводный отряд, в составе которого были и тюрки, двинулся на ал-Баб на помощь рамсам, но расположился лагерем у Димишка. Затем он отправил людей к Баб ал-джихад, откуда они угнали скот. Помимо всего прочего данное сообщение предлагает нижнюю датировку Кырхляра: не все его памятники относятся к концу XI века; 'Али ад-Димашки, руководивший военным гарнизоном ближайшего к ал-Бабу военного укрепления, за которым впоследствии закрепилось его имя, явно скончался задолго до этого времени.
В качестве дополнительного датирующего материала для определения времени образования Кырхляра выступают эпиграфические надписи, обнаруженные на подобных саркофагах. Все они выполнены в одном и том же стиле, характерном для сельджукской эпохи, - куфическим шрифтом с ясно выраженными элементами "цветения". Палеографически тексты датируются в пределах XI-XII веков, причем эти датировки подтверждаются куфическим текстом на саркофаге, обнаруженном на южном могильнике Дербента. Текст памятника гласит: "Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Это могила Махмуда ибн Абил-Хасана, сына убитого за веру... Да помилует его Аллах... Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад- посланник Аллаха". Далее надпись продолжается на южной и северной сторонах: "Боже, когда соберешь первых и последних, то прости раба твоего, бедного обладателя этой могилы, да помилует его Аллах! Год четыреста шестьдесят девятый". 469 год хиджры начался 5 августа 1076 г. и закончился 24 июля 1077 г.
Эпитафия одного из газиев, также сельджукского происхождения, похороненного на северном кладбище Дербента неподалеку от Кырхляра, гласит: "Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Нет божества, кроме Аллаха, Мухаммад - посланник Аллаха, Али - святой Аллаха (вали). Это могила павшего шахида султана хаджи Шамс ад-дина бен хаджи Рукн ад-дина. В почитаемом месяце раджаб пятьсот тридцатого года хиджры Пророка". Указанная в эпитафии дата, относящаяся к периоду между 5 апреля и 4 мая 1136 г., соответствует тому времени, когда формирование погребально-культового комплекса в основном уже завершилось. Таким образом, в могилах Кырхлярп погребены предводители отрядов "воителей за веру", или газиев, которых в сельджукскую эпоху почетно титуловали султанами. Захоронение тюркских шахидов под стенами цитадели было исторически возможно лишь с последней четверти XI века: при Йагме, представителе Сельджукидов в Баб ал-абвабе, и при Сау-Тегине, хаджибе Сельджукидов, под руководством которого город превратился в военно-политический аванпост Сельджукской империи на Кавказе.
Значение Кырхляра как объекта культового поклонения временами падало, но традиции, связанные с памятником, никогда не прерывались. П.И.Спасский, впервые описавший могильник, отмечал, что мусульмане-сунниты свято чтут эти могилы и верят в их чудодейственную силу: заступничество погребенных в них "святых" вызывает обильный дождь, бездетные женщины с молитвой подвязывают небольшие лоскутки к веткам растущих на Кырхляре кустов, веря, что у них будут рождаться дети. По наблюдениям некоторых исследователей, памятнику поклоняются не только сунниты, но и шииты.
За последнее десятилетие в сфере организации службы на Кырхляре произошли определенные изменения. Святилище обрело добровольных смотрителей, ухаживающих за памятником. Они регулируют поток страждущих приобщиться божественной благодати, исходящей из могил похороненных здесь "святых мучеников". Новые элементы появились и в сфере ритуала. В частности, паломники льют воду на памятник из выемки в одном из саркофагов или из специального сосуда. Некоторым из паломников дают чудодейственную землю, завернутую в лоскуток белой ткани, которая якобы спасает от сглаза и других подобных напастей. Среди паломников Кырхляра сложился обычай отдавать небольшие пожертвования на содержание святого места и помощь страждущим.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: