Вероисповеданием большинства жителей Гдовского района Псковской области является Православие. В начале XX в. часовенку, церковь или собор можно было найти практически в каждой деревне, однако до наших дней сохранились лишь некоторые из них. Большинству судьба уготовила плачевную участь превратиться в развалины или вообще быть стертыми с лица земли, оставшись только в памяти немногих местных жителей.
Этим тайником привлекаем внимание к трем церковным постройкам, расположенным недалеко друг от друга, но представляющим собой совершенно различные эпохи и стили.
1. Кануновщина.
Начнем с деревни Кануновщина. На перекрестке центральной улицы стоит часовня Ольги Равноапостольной. Построена она приблизительно в 1850-1900 годах. Неоднократно производилось её обновление. К концу XX века здание часов сильно обветшало. В 1997 году часовня перестроена.
Часовни этих мест по местоположению относительно поселения условно делятся на два вида: жальничные, вынесенные за пределы деревни и часовни, расположенные в самом поселении при въезде в него или на перекрестке дорог. Жальничная часовня располагалась на заросшем лесом небольшом жальнике на противоположной от деревни стороне дороги; рядом с часовней стоял почитаемый каменный крест. Часовни, расположенные на территории деревни, по конструкции в большинстве случаев не отличались от жальничных. Деревенские часовни чаще были выкрашены в белый или бордовый цвета. В них так же помещались каменные кресты, перенесенные с ближайшего жальника. Воспроизведением традиционной топографической схемы можно считать часовню в д. Кануновщина, около которой был установлен каменный крест, перевезенный с могильника у д. Малая Каменка.
Существенным различием между двумя типами часовен является то, что у жальничных часовен не проводилось праздничных служб в деревенские праздники. Функции жальничных часовен были несколько уже деревенских: они использовались в похоронных обрядах, при отпевание покойников, но не в праздничные дни, в то время как в деревенских часовнях или около них служили в престольные и заветные праздники, на площадь перед ними выгоняли скот и даже ходили вокруг часовен с крестным. Однако и в отдельных деревнях молебны в местный праздник служили только в домах даже при наличии часовни, в часовне же служб не было, за исключением панихид. При постройки часовни в д. Кануновщина (1880 г.) в прошении крестьянина Прокофия Иванова, который выступал инициатором постройки, указывалось, что часовня нужна для “постановления в ней тел умерших до времени погребения”, что указывает на приоритетные функции часовен.
2. Сырой Лес.
Помимо часовен строились в этих местах и церкви. Погост "Каменно" находился в 200 верстах от Санкт-Петербурга у деревень Каменный Конец и Сырой Лес, где в наши дни стоит храм Святого Николая Чудотворца. На месте современного каменного храма ранее существовал деревянный, который был освящен в 1782 году. Церковь эта, построенная на месте сгоревшей в 1776 году деревянной же церкви, была покрыта железом, не имела отопления, снаружи была обита досками, а изнутри холстом. Из святынь, хранившихся в деревянной церкви была известна старинная икона свт. Николая, имевшая на обороте надпись: "1776 г. октября 21 дня написан сей образ рачением Григория Фомина, сына Базанина, в усадьбище Каменно на место погоревшей церкви в том же году июня в 8-й день". В библиотеке храма хранились: план на церковную землю 1782 года; межевые книги. Земли в них указано 4 десятины и 3 сажени у церкви и еще 8 десятин и 160 сажень в полверсте от церкви. Пустошь "Никольское Ивановское Сиденье" находилась от церкви в 2-х верстах. До утверждения штатов причт храма получал ругу, доходы за требы и от земли. В 1843 году причт был определен по 4-му разряду и получал от казны 340 рублей в год, но при этом пользовался отчасти прежними способами содержания. Крестьяне занимались земледелием, рыбной ловлей, извозом, плотничеством, сапожным делом. В училище, открытом в 1849 г. училось до 15 человек ежегодно. Прихожан в праздники собиралось до 400 человек.
30 сентября 1881 года было открыто попечительство, цель которого – построение ныне существующего каменного храма. Состояло в нем более 100 человек во главе со священником. Существует местное предание, что по деревням ходили с бочкой, к которой были прибиты ремни для перемещения ее на спине сборщика, а в специально прорезанное в верхней крышке бочки отверстие, желающие опускали добровольные пожертвования на строительство церкви. Храм начали возводить в 1882 году на земле, пожертвованной крестьянами деревни Сырой лес. Фасад храма был спроектирован архитектором Садовниковым. Стиль - русская эклектика. Храм предназначено было посвятить свт. Николаю, а приделы Сретению и Александру Невскому.
3. Доможирка.
Белоснежная, стоящая на самом берегу огромного, словно море, Чудского озера, Церковь Троицы в селе Доможирка поражает своей гармонией и красотой. Это один из самых дальних и древних погостов на севере Псковской земли в 25 километрах от старинного русского провинциального города Гдова.
Церковь построена в 1558 году по указу Государя Иоанна Васильевича Грозного в честь взятия в Ливонскую войну г. Нарвы и г. Сыренска, который находится в 9 км от храма, о чем повествует Никоновская летопись.
Погостские церкви, как правило, являлись местом, рядом с которым проводились местные ярмарки (известно о двух таких ярмарках в Доможирке: осенняя проводилась 10 ноября; а летняя - в так называемую «доможирскую Пятницу», 7 июля). В доможирской церкви существовал архив различного рода грамот и общинных документов, который располагался в храме и сгорел при пожаре в 1900 году.
Размер церковных землевладений доможирской Троицкой церкви, а это порядка 49 гектаров, практически не менялся с 1784 по 1900 год.
Храм в Доможирке – один из самых замечательных памятников периода зрелости псковской архитектуры, а, точнее сказать, один из последних чисто псковских храмов, построенных перед самым закатом этой архитектурной школы. Спокойная, уравновешенная, максимально симметричная композиция, состоящая из главного Троицкого и двух боковых (с юга и севера) приделов представляет собой настоящий законченный архитектурный ансамбль, уникальный своей трехпрестольностью, в то время как обычно в Пскове и псковской земле церкви имели по два придела. Центральный придел посвящен Святой Троице, северный придел свт. Николаю, а южный - мч. Параскеве Пятнице. Храм является практически единственной сохранившейся в Псковской области каменной сельской погостской церковью XVI века, сложенной из известнякового плитняка, который возили для строительства на судах по Чудскому озеру более чем за 120 км из под Пскова.
Церковь в с. Доможирка неоднократно могла погибнуть и во время шведской интервенции, когда до 1622 года Гдов был занят войсками Якова Понтуссона Делагарди, и до алтарной абсиды в то время ими был разрушен Никольский придел, и в 1900 году когда случился пожар, уничтоживший все деревянные части храма, а крестьяне из опасения, что разрушится купол, разобрали своды центрального придела.
Мог погибнуть храм и в годы Великой Отечественной войны, когда в 1944 году при отходе немецких войск были подожжены деревни Доможирка и Лядины, и были взорваны все средневековые храмы Гдова и древний храм в Ольгином кресте на реке Нарове. Но Бог хранил Доможирскую Троицу.
В начале XX века на церковь обратил внимание академик Петр Петрович Покрышкин, который составил реконструкцию храма и опубликовал его первоначальный вид в известной статье вестника Императорской археологической комиссии "Храмы причудского побережья XVI века". Удивительно то, что советская власть в 1965 году выделила на реставрацию храма 965 тысяч рублей! А известный псковский архитектор-реставратор Михаил Иванович Семенов, восстановивший крепостные стены Псково-Печерского монастыря, воссоздал в камне первоначальный вид храма, который был опубликован П. П. Покрышкминым. Но к 1999 году, спустя 30 лет после реставрации М. И. Семенова храм опять находился в аварийном состоянии, т.к. все это время был бесхозным и стоял, не имея ни окон, ни дверей. Кровли храма к тому времени погибли, и он начал стремительно разрушаться.
В таком виде, без штукатурки, без кровли, с разрушающимися от сырости стенами он был передан Псковской епархии. Была образована община и зарегистрирован приход. На сегодняшний день русскими патриотами храм восстанавливается. В Никольском приделе совершается Литургия. Продолжаются поиски в Швеции колокола храма, который был отлит в 1567 году литейщиком Логгином Семеновым сыном по повелению воеводы Ждана Андреевича Вешнякова, который брал во времена Грозного штурмом г. Сыренск и затем был оставлен государем устроять в этой местности крепости и церкви.
Троицкая церковь несмотря на свою явно значимую роль, которой она обладает в ряду хорошо сохранившихся псковских храмов, все же остается малоизвестным памятником средневековой русской архитектуры.
В описании частично использована информация с сайтов: www.sobory.ru и http://www.countrysite.spb.ru/Library/Gdov.htm.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: