От времён Ивана Грозного до наших дней [MS/4317]

Церковь Троицы в селе Доможирка
Церковь Троицы в селе Доможирка
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Размер: Неизвестно
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Псковская обл.
Гдовский р-н
Ближайший нас.пункт
Кануновщина, Сырой Лес, Доможирка
Оценки тайника[?]
Доступность: 4
Местность: 4
Рейтинг
4.64Рекомендаций: 4Нашли: 21
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Церковь во имя Свт. Николая Чудотворца в дер. Сырой Лес
Церковь во имя Свт. Николая Чудотворца в дер. Сырой Лес
Часовня Ольги Равноапостольной в дер. Кануновщина
Часовня Ольги Равноапостольной в дер. Кануновщина
Автор: Cossacks
Создан: 19.07.2008
Опубликован: 25.07.2008
(отредактирован: 30.03.2024)
Компаньоны: jamget, Sergio79

Описание окружающей местности

Вероисповеданием большинства жителей Гдовского района Псковской области является Православие. В начале XX в. часовенку, церковь или собор можно было найти практически в каждой деревне, однако до наших дней сохранились лишь некоторые из них. Большинству судьба уготовила плачевную участь превратиться в развалины или вообще быть стертыми с лица земли, оставшись только в памяти немногих местных жителей.

Этим тайником привлекаем внимание к трем церковным постройкам, расположенным недалеко друг от друга, но представляющим собой совершенно различные эпохи и стили.

1. Кануновщина.

Начнем с деревни Кануновщина. На перекрестке центральной улицы стоит часовня Ольги Равноапостольной. Построена она приблизительно в 1850-1900 годах. Неоднократно производилось её обновление. К концу XX века здание часов сильно обветшало. В 1997 году часовня перестроена.

Часовни этих мест по местоположению относительно поселения условно делятся на два вида: жальничные, вынесенные за пределы деревни и часовни, расположенные в самом поселении при въезде в него или на перекрестке дорог. Жальничная часовня располагалась на заросшем лесом небольшом жальнике на противоположной от деревни стороне дороги; рядом с часовней стоял почитаемый каменный крест. Часовни, расположенные на территории деревни, по конструкции в большинстве случаев не отличались от жальничных. Деревенские часовни чаще были выкрашены в белый или бордовый цвета. В них так же помещались каменные кресты, перенесенные с ближайшего жальника. Воспроизведением традиционной топографической схемы можно считать часовню в д. Кануновщина, около которой был установлен каменный крест, перевезенный с могильника у д. Малая Каменка.

Существенным различием между двумя типами часовен является то, что у жальничных часовен не проводилось праздничных служб в деревенские праздники. Функции жальничных часовен были несколько уже деревенских: они использовались в похоронных обрядах, при отпевание покойников, но не в праздничные дни, в то время как в деревенских часовнях или около них служили в престольные и заветные праздники, на площадь перед ними выгоняли скот и даже ходили вокруг часовен с крестным. Однако и в отдельных деревнях молебны в местный праздник служили только в домах даже при наличии часовни, в часовне же служб не было, за исключением панихид. При постройки часовни в д. Кануновщина (1880 г.) в прошении крестьянина Прокофия Иванова, который выступал инициатором постройки, указывалось, что часовня нужна для “постановления в ней тел умерших до времени погребения”, что указывает на приоритетные функции часовен.

2. Сырой Лес.

Помимо часовен строились в этих местах и церкви. Погост "Каменно" находился в 200 верстах от Санкт-Петербурга у деревень Каменный Конец и Сырой Лес, где в наши дни стоит храм Святого Николая Чудотворца. На месте современного каменного храма ранее существовал деревянный, который был освящен в 1782 году. Церковь эта, построенная на месте сгоревшей в 1776 году деревянной же церкви, была покрыта железом, не имела отопления, снаружи была обита досками, а изнутри холстом. Из святынь, хранившихся в деревянной церкви была известна старинная икона свт. Николая, имевшая на обороте надпись: "1776 г. октября 21 дня написан сей образ рачением Григория Фомина, сына Базанина, в усадьбище Каменно на место погоревшей церкви в том же году июня в 8-й день". В библиотеке храма хранились: план на церковную землю 1782 года; межевые книги. Земли в них указано 4 десятины и 3 сажени у церкви и еще 8 десятин и 160 сажень в полверсте от церкви. Пустошь "Никольское Ивановское Сиденье" находилась от церкви в 2-х верстах. До утверждения штатов причт храма получал ругу, доходы за требы и от земли. В 1843 году причт был определен по 4-му разряду и получал от казны 340 рублей в год, но при этом пользовался отчасти прежними способами содержания. Крестьяне занимались земледелием, рыбной ловлей, извозом, плотничеством, сапожным делом. В училище, открытом в 1849 г. училось до 15 человек ежегодно. Прихожан в праздники собиралось до 400 человек.

30 сентября 1881 года было открыто попечительство, цель которого – построение ныне существующего каменного храма. Состояло в нем более 100 человек во главе со священником. Существует местное предание, что по деревням ходили с бочкой, к которой были прибиты ремни для перемещения ее на спине сборщика, а в специально прорезанное в верхней крышке бочки отверстие, желающие опускали добровольные пожертвования на строительство церкви. Храм начали возводить в 1882 году на земле, пожертвованной крестьянами деревни Сырой лес. Фасад храма был спроектирован архитектором Садовниковым. Стиль - русская эклектика. Храм предназначено было посвятить свт. Николаю, а приделы Сретению и Александру Невскому.

3. Доможирка.

Белоснежная, стоящая на самом берегу огромного, словно море, Чудского озера, Церковь Троицы в селе Доможирка поражает своей гармонией и красотой. Это один из самых дальних и древних погостов на севере Псковской земли в 25 километрах от старинного русского провинциального города Гдова.

Церковь построена в 1558 году по указу Государя Иоанна Васильевича Грозного в честь взятия в Ливонскую войну г. Нарвы и г. Сыренска, который находится в 9 км от храма, о чем повествует Никоновская летопись.

Погостские церкви, как правило, являлись местом, рядом с которым проводились местные ярмарки (известно о двух таких ярмарках в Доможирке: осенняя проводилась 10 ноября; а летняя - в так называемую «доможирскую Пятницу», 7 июля). В доможирской церкви существовал архив различного рода грамот и общинных документов, который располагался в храме и сгорел при пожаре в 1900 году.

Размер церковных землевладений доможирской Троицкой церкви, а это порядка 49 гектаров, практически не менялся с 1784 по 1900 год.

Храм в Доможирке – один из самых замечательных памятников периода зрелости псковской архитектуры, а, точнее сказать, один из последних чисто псковских храмов, построенных перед самым закатом этой архитектурной школы. Спокойная, уравновешенная, максимально симметричная композиция, состоящая из главного Троицкого и двух боковых (с юга и севера) приделов представляет собой настоящий законченный архитектурный ансамбль, уникальный своей трехпрестольностью, в то время как обычно в Пскове и псковской земле церкви имели по два придела. Центральный придел посвящен Святой Троице, северный придел свт. Николаю, а южный - мч. Параскеве Пятнице. Храм является практически единственной сохранившейся в Псковской области каменной сельской погостской церковью XVI века, сложенной из известнякового плитняка, который возили для строительства на судах по Чудскому озеру более чем за 120 км из под Пскова.

Церковь в с. Доможирка неоднократно могла погибнуть и во время шведской интервенции, когда до 1622 года Гдов был занят войсками Якова Понтуссона Делагарди, и до алтарной абсиды в то время ими был разрушен Никольский придел, и в 1900 году когда случился пожар, уничтоживший все деревянные части храма, а крестьяне из опасения, что разрушится купол, разобрали своды центрального придела.

Мог погибнуть храм и в годы Великой Отечественной войны, когда в 1944 году при отходе немецких войск были подожжены деревни Доможирка и Лядины, и были взорваны все средневековые храмы Гдова и древний храм в Ольгином кресте на реке Нарове. Но Бог хранил Доможирскую Троицу.

В начале XX века на церковь обратил внимание академик Петр Петрович Покрышкин, который составил реконструкцию храма и опубликовал его первоначальный вид в известной статье вестника Императорской археологической комиссии "Храмы причудского побережья XVI века". Удивительно то, что советская власть в 1965 году выделила на реставрацию храма 965 тысяч рублей! А известный псковский архитектор-реставратор Михаил Иванович Семенов, восстановивший крепостные стены Псково-Печерского монастыря, воссоздал в камне первоначальный вид храма, который был опубликован П. П. Покрышкминым. Но к 1999 году, спустя 30 лет после реставрации М. И. Семенова храм опять находился в аварийном состоянии, т.к. все это время был бесхозным и стоял, не имея ни окон, ни дверей. Кровли храма к тому времени погибли, и он начал стремительно разрушаться.

В таком виде, без штукатурки, без кровли, с разрушающимися от сырости стенами он был передан Псковской епархии. Была образована община и зарегистрирован приход. На сегодняшний день русскими патриотами храм восстанавливается. В Никольском приделе совершается Литургия. Продолжаются поиски в Швеции колокола храма, который был отлит в 1567 году литейщиком Логгином Семеновым сыном по повелению воеводы Ждана Андреевича Вешнякова, который брал во времена Грозного штурмом г. Сыренск и затем был оставлен государем устроять в этой местности крепости и церкви.

Троицкая церковь несмотря на свою явно значимую роль, которой она обладает в ряду хорошо сохранившихся псковских храмов, все же остается малоизвестным памятником средневековой русской архитектуры.

В описании частично использована информация с сайтов: www.sobory.ru и http://www.countrysite.spb.ru/Library/Gdov.htm.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Surikot (02.04.2024 23:59:27)
Путешествие планировалось цивильным, но съезд на просёлочные дороги был неизбежен - не могли мы пропустить церковь XVI века.
Часовня в точке 1 обшита сайдингом, симпатичный лемех проглядывает только на луковке купола. Вроде всё правильно - сохранность объекта прежде всего - но выглядит эта утеря самобытности очень грустно.
Точка 2 - кот и крестики, Рома всё уже расписал.
К точке 3 шли 1,5 км по ледово-песчаной дороге, зато потом наслаждались мореподобным озером, читали про морской таран и любовались белой воздушностью храма. На берегу для нас разложили чудесатости: стога из дров и лодки, сшитые скобами - сразу вспомнился рассказ в музее г. Мезень о том, что тамошние лодки карбасы сшивают можжевеловым прутом. Знания о мире я определённо беру из геокешинга. Чудо, а не игра!
Авторам спасибо за интересный исторический маршрут!
romeos_88 (28.03.2024 15:46:03)
Это был один самых ярких тайников нашего небольшого путешествия во Псков.
23 марта в компании Оли-Surikot и Александры осмотрели все храмы.
Часовню на первой точке обшили. Если бы не луковка, то и не увидеть в этом постройку середины 19 века. Грустно выглядит. Хотя и понимаю, для защиты. Вопрос уже не актуален. Придумали новый, выслали.
Возле церкви на второй точке нас поджидал очень ласковый кот) На вид прям домашний. Внутрь, также как и в предыдущую часовню, не попали. Внешне же мне храм понравился. Величественно высокий, кирпичный стиль.
Вопрос вроде и понятен, но стоящая в сторонке ржавая секция с крестом смущала. Так вот. Её в расчётах учитывать не надо. Получится нужное нам чётное число.
Доехали до Богдановщины. Дальше по прямой были видны лужи и грязь. Решили не рисковать. Оставили машину на повороте и прошли остаток пути пешком. Под тонким слоем грязи и песка оказался лёд, поэтому идти было легко.
Отметил, что въездной таблички о Доможирке не было. Только трафаретная надпись на трансформаторной будке.
И вот она - белоснежная Церковь Троицы. Территория весьма пустынна. Видно, что много деревьев спилено. Попытались зайти внутрь, но там ремонт полным ходом: увидели плёнку на стенах и свежеуложенную дешёвую плитку на полу. Хоть внешне можно рассмотреть без проблем. Улыбнули гнёзда ласточек в треугольных декоративных нишах)
Конечно, сходили на берег озера. Поломали лёд, помесили песок, осмотрели корпуса старых деревянных лодок, доски которых скреплены скобами, от чего выглядели весьма фотогенично)
Вопрос здесь чёткий.
За тайником не пошли. Не были уверены, что земля отдаст бокс.
Зачёт получен.
Отлично погуляли. Мне место очень понравилось)
Спасибо!
Fess.kl (31.07.2023 23:42:02)
Алоль (17.12.2021 18:54:10)
IriskaIriska (01.11.2021 22:10:03)
Алоль (27.07.2021 22:03:55)
Супруны (21.06.2020 15:27:08)
Синяя Птица (05.06.2020 12:23:27)
Kesha&Ko (04.06.2020 07:11:15)
ВОЛХОВЧАНИН (17.11.2019 19:13:53)
lukyanovy (05.09.2018 15:55:13)
jamget (17.06.2018 21:43:24)
Sergio79 (17.06.2018 10:28:45)
krUAZer (25.09.2014 17:50:01)
Задохликовый тупик (09.07.2014 20:03:35)
Задохликовый тупик (09.07.2014 19:56:18)
ivan-mafia (24.05.2014 01:32:26)
MamaDvuh (11.05.2014 16:11:03)
Cossacks (24.09.2012 22:53:30)
serval (27.07.2012 01:35:30)
Ёжик и Белочка (22.03.2011 10:52:36)
lenarievich (07.08.2010 21:59:32)
tourist (22.06.2009 11:37:55)
mvmail (09.02.2009 21:10:12)
Cossacks (18.09.2008 23:55:17)
Nata&Serg (08.09.2008 11:26:53)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.