Прежде чем начать изложение накопившихся мыслей, которые в некоем сумбуре изложены в описании, хочу предупредить, что не смотря на то, что этот тайник ориентирован на туристов-водников, доступен он ЛЮБЫМ видам геокешеров – к искомой точке имеется отличный подъезд на авто прямо в упор и интересно это место будет всем и каждому, ибо место более чем достойное. И тем более обидно то, что многие проезжая от него в паре сотни метров даже не догадываются о его существовании. Вот эту историческую несправедливость мы и хотим рассеять! С точки зрения туриста-водника, регион Кольского полуострова, что простирается восточнее Кандалакши, интересен, безусловно, двумя протяжёнными реками с препятствиями разной степени сложности. Речь идёт конечно об одних из самых живописных реках Кольского - Умбе и Варзуге. Именно по ним можно устроить многодневный водный поход для туристов практически любого уровня подготовленности. Интересен он будет прежде всего бесподобной природой этого края, увлекательной рыбалкой (правда обе эти реки являются нерестовыми для сёмги, и рыбалка на них во многих местах запрещена), а главное – возможностью выбора плавсредстсва. Всё зависит от уровня вашей подготовки в плане спортивных навыков экстремального сплава. Если хочется острых ощущений, выбирайте байдарку, ну а тем, кому больше по душе общение с природой и сама атмосфера водного похода, а экстрим является побочным развлечением, лучше выбрать катамаран. Для катамаранов маршрут интересен возможностью обучения элементам водного сплава на мощной воде в достаточно безопасных условиях локальных порогов. Что же касается каякеров, то для них эти реки лично мне кажутся мало перспективными. Более же подробно относительно сплава по Умбе можно почитать в тайнике "Хранитель древних тайн (Канозеро)" вот тут: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3351 Нас же в настоящее время интересует несколько другая водная система. Есть в этом районе ещё одна очень интересная в плане сплава река. Имя ей: КОЛВИЦА. По своей сути она является скорее не рекой в чистом понимании этого слова, а лишь длинной протокой между одноимённым озером и Кандалакшским заливом (Колвицкой губой) Белого моря. По этой причине длина её к сожалению не позволят претендовать Колвице на звание реки по которой можно организовать многодневный сплав, но зато она не донимает длиннющими плёсами, а количество пусть и не шибко крутых, но крайне интересных водных препятствий на единицу длинны реки, удовлетворит любого водника! На 12 километров протяжённости реки (а протяжённость порожистого участка вообще всего 8 км.!) их больше 10! Многие водники успевают пройти Колвицу по два раза за день! А многие катамаранщики, так и не хлебнувшие в походе по Умбе или Варзуге острых ощущений, на пути во время выброски, заезжают именно сюда, чтобы провести тут днёвку и вдоволь удовлетворить свои спортивные амбиции. А проверить их тут есть где... Не стала исключением и группа водников (в составе которой среди нормальных туристов оказалось аж три геокешера), которая пройдя в августе 2007 года Умбу и устроив экстрим-тайник на островах Канозера, заехала на Колвицу отдохнуть и покататься по порогам. Стоит правда заметить, что в тот год уровень воды был неимоверно высоким! Не знаю хорошо это или плохо, но собственно экстрима мы хватанули ещё на Умбе, где классический порог Падун, имеющий обычно категорию для катов не выше «3», был оценен спецами как минимум в «4+». На байдах при нас туда вообще никто не совался – это было бы чистейшей воды самоубийство! Не стала исключением по уровню Н2О и Колвица! Но прежде чем описывать наши приключения, позволю себе привести коротенькую выжимку из лоции, которых можно раздобыть в достаточном количестве, если покопаться в недрах всемирной паутины. Сразу подскажу: если вы НЕ двигаетесь по реке на плавсредстве, то первые два пункта можно проигнорировать - вам интересен лишь последний пункт - порог Чёрный или иначе Чёрный Падун :
«Колвица - очень приятная речка с берегами, поросшими сосновым лесом, и незагаженными удобными стоянками через каждые 200-300м по обоим берегам. Вдоль правого берега - дорога. Сплав по Колвице - это сплошное чередование коротких плесов и порогов. Их больше 10. Большинство из них не выше 2 к/с (категории сложности) и в отдельном описании не нуждаются, ибо легко проходятся ходом (без осмотра). Однако тут есть три довольно сложных препятствия, которые достойны отдельного описания, а одно из них вообще является определённо уникальным, ибо порогов 6-й (высшей!) к/с вообще не так много, а это ещё и со своими ярко выраженными особенностями (а нам оно интересно ещё и тем, что стало причиной создания этого тайника):
1. ПОРОГ КРИВОЙ (к/с - 2, но опасен) Один из первых порогов на Колвице. Начинается правым поворотом, за ним левый поворот с прижимом к полуразрушенной стенке из бревен, а дальше - низкий мост над бурной струей. Просмотр по левому берегу. При прохождении порога следует зачалиться к правому берегу между стенкой и мостом (страховка при зачаливании) и обнести мост. Опасен тем, что от начала порога прижим и мост за поворотами не видны!
2. ПОРОГ БЕЛЫЙ (3-х метровый водопад). (к/с - 3(кат), 4(байд)) Просмотр(!) От автодорожного моста ( в самом начале реки) до водопада ок. 4 часов хода. Ориентир начала порога - водомерный пост на правом берегу, от которого над рекой протянут трос. Сразу после троса надо чалиться к левому берегу до левого поворота реки! Скальные плиты образуют 2 полутораметровые ступеньки с мощными бочками, ниже которых участок быстротока с валами (сразу после ступенек валы имеют высоту >1м) и обливниками в струе длиной 150-200 м. Мощные бочки предъявляют серьезные требования к снаряжению и опыту байдарочных экипажей. Обнос первых двух ступенек возможен по левому берегу (15-20м). Все пороги ниже этого надо просматривать, чтобы сходу не влететь в Черный порог.
3. ПОРОГ ЧЕРНЫЙ (Чёрный Падун) (к/с – 6, общий перепад высот – 10 метров!). Обязателен просмотр(!) От 3-х метрового водопада (порог Белый) ок. 20 мин сплава.
1 ступень (заходная шивера): Участок длиной 100м с большим уклоном, мощной струей с валами и каскадом сливов В конце этого участка река разделяется на два рукава. Опасен тем, что за этим участком быстрая струя, а в 50м ниже в левом рукаве - 6м отвесный водопад (непроходим!!!), в правом - через 50м разрушенная мельница (электростанция) и вторая ступень:
2 ступень (порог Мельница или Электростанция): (к/с - 6) Разрушенная мельница или по некоторым данным – электростанция. Каскад из 3-х сливов, с общим падением 6м, мощная струя, мощные бочки, крайне сложная линия движения. Заход в валах на быстрой струе. Порог опасен!!! Ошибка при заходе может привести к очень неприятным (возможно фатальным) последствиям. По проверенным данным было совершено несколько прохождений на катамаранах с усиленными (спортивными) экипажами, со стартом, непосредственно перед точкой входа во вторую ступень. Более того, в инете есть отрывочные данные о прохождении порога Черный на байдарках, но при этом, каким-то чудесным образом данных о фотофиксации этого беспрецедентного случая история не сохранила, что подвергает сомнению сам факт такого прохождения! Вероятно инфа об этом прохождении просто чья-то неудачная шутка, ибо по нашему мнению оно не возможно в принципе!
Порог Чёрный расположен на окраине села Колвица и в 500 метрах ниже порогов Колвица уже впадает в море»
Выбрасываясь с Умбы мы умышленно не стали разбирать один из наших катамаранов (двойку), а приторочив её на крыше вывозившего нас микроавтобуса, в целости и сохранности доставили на стоянку на Колвице, чтобы на следующий день устроить весёлые (?) покатушки в заходной шивере (1-я ступень) перед Чёрным порогом, а может и пройти сам порог, числящийся во ВСЕХ лоциях как порог 6-й (ВЫСШЕЙ!) категории сложности. То, что уровень воды поднял на 1,5 балла сложность даже Падуна на Умбе, нас почему-то не навело на нужные мысли… Итак, заехав через посёлок Колвица, что расположен на реке Колвица, берущей своё начало из Колвицкого озера, чуть выше порога, мы разгружаемся и первым делом бежим осматривать состояние интересующих нас водных препятствий. Первый взгляд на реку не предвещал ничего радостного: бушующий и ревущий поток на том месте, где должна быть всего лишь несложная заходная шивера перед разделением русла реки на две протоки. Сам же порог вызвал лёгкий шок! Да какой там порог – ВОДОПАД! Осмотрев всё это безобразие, СкиталецЪ грустно молвил: «м-да, Кивач нервно курит в сторонке!». То что мы ощутили просто стоя рядом с порогом, с избытком наполненным высокой водой, на фотках не увидеть! Это надо было ощутить вживую, прочувствовать «нутром»! Небывалая, просто чудовищная мощь воды создавала такой грохот и рёв, что кровь стыла в жилах. Водопад - КЛАСС! Но какое уж тут прохождение, страшно даже в заходную шиверу соваться, а вдруг не успеешь зачалится и снесёт в порог?! А лезть в порог нет никакого резона - разберет по косточкам и кат и нас - мало не покажется! Короче, оставалось лишь любоваться буйством природы. Однако, Алексей, наш командор и адмирал - опытный водник со спортивной квалификаций, уже успевший по дороге от Умбы до Колвицы отметить наше успешное прохождение основной части маршрута изрядным принятием внутрь балласта в виде свежезакупленного в пос.Умба алкоголя (основные запасы стратегической жидкости были израсходованы ещё до выхода с Умбы), был иного мнения. В его глазах, через мутную пелену, читалась твёрдая уверенность в том, что порог проходим даже в такую воду! Спорить было бесполезно - наше мнение его интересовало не сильно… Поняв, что адмирала не остановить, мы пошли подробно осматривать порог на предмет вероятной траектории его прохождения. Вот тут-то и выявилось главное препятствие – единственно возможный выход из порога оказался заперт – очевидно ещё по весне от остатков старой электростанции (или мельницы), чьим именем и названа 2-я ступень, оторвало мощную металлическую конструкцию, которая крайне неудачно «зачалилась» прямо посередине выходного створа. Обойти её казалось нереальным, но только не командору – он продолжал бурно настаивать на прохождении порога. А поскольку идти с ним в паре предстояло именно мне, то вечер для меня прошёл без особой радости – все мысли были лишь о тактике прохождения сложнейшего порога ранее недоступной мне категории сложности. Но поскольку думалось, безусловно, лучше под чай с карельским бальзамом (в пропорции где-то 1:1), то засиделись мы со СкитальцемЪ допоздна, а когда мы совсем не рано утром очнулись, то первое, что я увидел, это был … полностью разобранный катамаран! Поначалу я решил, что ещё не проснулся и просто вижу счастливый сон, но на деле оказалось, что Лёша, очнувшись утром и поняв НА ЧЁМ вчера настаивал, сбегал ещё раз осмотреть ожидавшее нас препятствие и недолго думая вынес вердикт: НЕПРОХОД! Более того, и заходную шиверу он тоже решил не ходить – от греха подальше! Вот что значит трезвость мысли! :-)
Так что место геокешера-первопроходца порога Чёрный Падун по прежнему вакантно! Вэлком! Только дождитесь, когда вода будет пониже… :-)
А ещё, нельзя не упомянуть про соседствующее с Чёрным порогом необычное явление природы. Напомню – Колвица ведь впадает в море, а на море имеется такая забавная штука, как отливы! Отливы в Колвицкой губе нас просто очаровали. Надо сказать штука очень прикольная - вид с воды изменяет берег до неузнаваемости. А если смотреть с берега на воду, то вообще можно подумать, что попал в другое место! Во время нашей пешей прогулки по пос.Колвица (как раз вместо катания по порогу Чёрный Падун), мы зашли на берег во время полного отлива (см. наши фотки в фотальбоме тайника), а когда всего через три часа выезжали в сторону Кандалакши, то ещё раз забрели на берег и… обалдели! Во время отлива, с поисках красивого кадра, мы приподняли Майоршу на высокий валун (почти с меня ростом), а во время отлива мы вообще не смогли найти этот бульник – он ПОЛНОСТЬЮ ушёл под воду! Супер!
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: