Автор: IL
Создан: 19.06.2008
Опубликован: 22.07.2008
(отредактирован: 17.05.2020)
Компаньоны: 2Marika
Описание окружающей местности
Километрах в семи от Ниловой пустыни, на берегу Селигера находится одно из древних сел Осташковского района - Кравотынь (давшее название обширному Кравотынскому плесу), где стоит интересный памятник архитектуры - Введенская церковь 1791 года. Кравотынь - "кровавый тын" - память о злодеяниях орд Батыя, которые, по преданию, поставили здесь частокол с человеческими головами. Правда, тут злодеи и выдохлись - до Новгорода не дошли. Село Кравотынь очень древнее. В XVI веке оно стало центром волости и не раз фигурировало в различных документах. Например, известно, что когда этими землями владел боярин Вольский, в селе уже существовала деревянная церковь "Введения Пресвятыя Богородицы во Храм". Ее название сохранилось на долгие годы, и вновь выстроенная в конце XVIII века церковь была посвящена этому же празднику. Строительство Введенской церкви в селе Кравотынь происходило почти одновременно со строительством церкви в селе Верхние Котицы. Кравотынскую заложили вскоре после 1782 года, а к 1791 году она была готова. Окончательная отделка храма затянулась вплоть до 1802 года, но и после этого отдельностоящая колокольня и кровля еще долгое время оставались деревянными. Высокий двусветный четверик Введенской церкви, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный традиционным пятиглавием, - не новость в местном зодчестве. Первое, что замечаешь в памятнике, - это присутствие в его декоре, как и в котицкой церкви, фрагментов архитектурнoro наряда XVII столетия и то, что основные объемы остались по композиции близкими постройкам этого же времени. К высокому четверику храма примыкает обширная трапезная с двумя приделами, вытянутая с севера на юг, причем у южного придела две апсиды. Традиционные черты в объемах здания и в его декорации, наверное, были бы не так заметны, если бы не постаменты под барабанами, украшенные декоративными кокошниками, и сами барабаны, оформленные аркатурными поясками из полуколонок, перехваченных бусинами. На апсиде неожиданно вкраплена деталь, словно перенесенная сюда из XVII века, - киот, где некогда помещалась икона. Его обрамление напоминает форму киота колокольни Житенного монастыря. Внимательно приглядевшись к остальному убранству церкви, невольно приходишь к выводу, что и оно, несмотря на барочные формы, больше похоже на аппликативную декорацию XVII столетия. В кравотынской церкви до недавнего времени сохранялся редкий по красоте иконостас, по-видимому, являвшийся произведением осташковских резчиков по дереву, которыми город славился в прошлом. Иконостас сделали сразу после завершения строительства и впоследствии он почти не менялся. Его украшали каннелированные пилястры ионического ордера, увитые гирляндами из роз. На резных царских вратах помещалась скульптурная композиция "Благовещение", над которой в облаках и сиянии восседал строгий мужиковатый Саваоф. Среди узоров орнамента повсюду были вкраплены головки херувимов, они же парили в резных облаках над иконами и украшали капители пилястр, а над дверями в жертвенник и диаконник летящие ангелы распахивали тяжелые балдахины. Теперь от всего этого великолепия почти ничего не осталось. Единственный в своем роде иконостас осташковских мастеров погубила безжалостная мода на коллекционирование предметов церковной утвари, икон и скульптуры. Лишь небольшую часть иконостаса - царские врата со сценой "Благовещения" - удалось вывезти в Осташков, и теперь она хранится в запаснике краеведческого музея. Невысокая колокольня, стоящая рядом с церковью, построена в конце 20-х годов XIX века. Над квадратным основанием поднимается высокий круглый ярус звона, украшенный полуколонками, а еще выше - небольшой ярус-резонатор, увенчанный шпилем. В ее композиции и декорации нет произвольного смешения стилей. Все более строго, более сдержанно. Отдельные детали убранства фасадов, такие, как рустованные углы, замковый камень в виде трилистника над входом, безордерные полуколонки и наивные фронтончики, говорят, что ее строили местные мастера и проект на нее если и был сделан архитектором, то претерпел в их руках существенные изменения. С селом Кравотынь связано имя одного из интересных и малоизученных художников первой половины XVIII века - Мины Колокольникова, родоначальника целой династии осташковских художников. Мина Колокольников вначале обучался у местных живописцев, а в 1726 году переехал в Петербург, где стал учеником у Ивана Никитича Никитина - знаменитого художника, пенсионера Петра I. Колокольников - единственный известный ученик И. Никитина. После того как Никитина сослали в Сибирь за участие в заговоре против императрицы Анны Иоанновны, Колокольников стал учеником придворного живописца Каравакка. С 1730-х годов начинается его самостоятельная деятельность: "Посылаем бывал на казенные работы в Москву, для писания в церкви Головинского дворца, портретов и других картин к Киевским триумфальным воротам и Красным триумфальным воротам, а в Санкт-Петербурге писал плафоны в Зимнем и Летнем дворцах и в Царском Селе и образа для дворцовых церквей"51. Из этого обширного перечня работ остается доподлинно известной только одна, хранящаяся в Калининской областной картинной галерее, - портрет князя Ивана Терентьевича Мещерского, исполненный в 1756 году.
Текст является переработкой отрывка из книги А.А. Галашевича "Художественные памятники селигерского края"
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: