Из истории города Задонска. Официальные сведения. Местность, административным центром которой является современный Задонск, заселена была ещё в древнейшие времена. В ближней округе археологами выявлен и исследован целый ряд поселений разной степени древности, начиная с последних тысячелетий палеолита (каменного века). А вот на месте собственно города Задонска постоянное поселение появляется лишь в первые годы 17 в. Основой будущего Задонска стала крестьянская слободка Тешевка, впервые упомянутая в исторических документах в 1615 г. Слободка принадлежала монастырю во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери, построенному около 1610 г. монахами Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря. Согласно проводившейся правительством Екатерины II политике изъятия в пользу госказны церковных землевладений, в 1765 г. монастырская слобода Тешевка была переведена в разряд экономических - то есть, подведомственных государству. В 1769 г. Богородицкую обитель избрал для пребывания на покое ушедший в отставку по болезни епископ Воронежский Тихон (Тимофей Савельевич Соколовский) - человек, уже при жизни почитавшийся народом за святого. Именно в стенах Тешевского, а потом уже Задонского монастыря, этот архиерей достиг небесных высот на пути земном. Здесь родились главные духовные сочинения, принесшие ему славу "Российского Златоуста". 13 августа 1783 г. окончилась земная жизнь св. Тихона. Погребён он был под алтарём Владимирского собора Богородицкого монастыря. Указом Екатерины II "О составлении Воронежского Наместничества из 15 уездов" от 25 сентября 1779 г. слобода Тешевка была объявлена городом Задонском. На вторую годовщину своего существования - 21 сентября 1781 г. - новоучреждённый город, согласно высочайше утверждённому докладу Сената "Об утверждении гербов городам Воронежского наместничества", получил свой герб. Символом Задонска стала "за Доном рекою построенная башня в серебряном поле, означающая подлинное положение сего города". 19 марта 1782 г. высочайше утверждён был генеральный план застройки Задонска. Современные городские улицы проложены именно по этому плану екатерининских времён. Первое кирпичное здание на территории города появилось в Задонске на рубеже веков. В 1800 г. здесь была достроена и освящена соборная церковь во имя Успения Божией Матери. Этот храм сохранился до наших дней и является памятником архитектуры федерального значения. А несколькими десятилетиями позже улицу Монастырную украсил дворянский особняк, известный ныне как "Дом Ульриха" (ныне в нём размещается Задонский краеведческий музей). В мае 1846 г. при демонтаже старого, изрядно обветшавшего Владимирского собора постройки 1741 г., под алтарём которого покоился святитель Тихон, тело бывшего епископа Воронежского обретено было нетленным. Соответствующее сообщение направлено было 20 мая 1846 г. в Святейший Синод. Обнаруженное телесное нетление стало лишь дополнительным штрихом в уже сложившемся к тому времени образе святого из Задонска. А спустя полтора десятилетия, 13 августа 1861 г., после соблюдения необходимых формальностей, включавших исследование жития св. Тихона, сбор сведений о явленных чудесах и повторное освидетельствование нетленности останков бывшего епископа Воронежского, как одного из чудотворений, состоялось наконец долгожданное для всей православной России официальное прославление нового угодника Божия. Тысячи паломников со всех концов России, стекавшиеся в Задонск, стали основой функционирования городской экономики, окончательно сориентировавшейся на обслуживание приезжих. Было до революции и несколько небольших предприятий, обслуживающих местные нужды - 2 мельницы, несколько кирпично-черепичных производств, салотопленный и воскобойный заводики, филиал Елецкой табачной фабрики. Кроме того, жгли известь, варили мыло. Часть произведённого реализовывалась на ярмарках. В Задонске ежегодно проходили 4 ярмарки. Три - дни праздников Владимирской иконы Божией матери и одна - в день памяти св. Тихона. В городе с населением около 9000 человек имелось несколько учебных заведений для получения полноценного среднего образования. Это были Школа ремесленных учеников, Высшее начальное училище, Уездное духовное училище и Задонская женская гимназия. Октябрьская революция и последовавшее установление Советской власти практически не затронули уклада задонской жизни. Гражданская война обошла город стороной. Лишь в сентябре 1919 г. на пару дней Задонск был занят бригадой генерала Мамонтова. В 1920-е гг. Задонск окончательно возвращается к мирной жизни. Некогда общероссийский религиозный центр по воле новой власти лишается всех своих монастырей и храмов, упразднённых и закрытых. Главная святыня - мощи св. Тихона Задонского - начала свой долгий путь по запасникам музеев. Часть культовых построек была разрушена. В остальном облик города оставался неизменным. В 1941-45 гг. задонцы, как и все, работали на Победу. Кто мог, воевал на фронтах, а остальные трудились в тылу, разделяя тяготы военного времени. Прифронтовой Задонск дважды подвергался бомбовым налётам вражеской авиации. Были жертвы среди мирного населения. Память о них хранит мемориальная доска на Торговой площади. В 1954 г. Задонск и Задонский район были включены в состав новосозданной Липецкой области. Наиболее значительным событием 1990-х гг. стало возрождение Задонского Богородицкого монастыря. 26 августа 1990 г. состоялось первое литургическое богослужение в заново освящённом Владимирском соборе, а годом позже сюда вернулись мощи святителя Тихона, епископа Воронежского, чудотворца Задонского. 10 января 1992 г. возвращение Задонского монастыря было закреплено юридически - в этот день произошло утверждение устава новой обители. Благодаря этому Задонск вновь обретает прежнюю известность как центр религиозный, привлекая паломников и туристов из соседних областей и более отдалённых краёв России. По материалам сайта города Задонска.
* * * Трасса М4 проходит в стороне от Задонска, и это очень правильно. Не громыхают фуры через весь город, воздух чистый, тишина и спокойствие. И уют. Первое впечатление от города у меня – как тут здорово! Маленький, но действительно очень уютный город, чистый и как бы улыбчивый. Е щё мне показалось, что Задонск чем-то похож на Ростов Великий, только как бы плотнее, что ли, компактней. В первый приезд я не уделила всему городу достаточно внимания, потому что ехала туда с конкретной целью – осмотреть монастырь Тихона Задонского, о котором уже столько слышала. А помимо монастыря, здесь есть на что ещё посмотреть, да в этом городе вообще хорошо просто гулять, ведь, как уже было написано выше, «Современные городские улицы проложены именно по этому плану екатерининских времён», и хранят эти улицы дух того времени, хранят. Думаю, Задонск достоин более, чем одного тайника, поэтому этот будет первый в серии. И посвящён всё-таки монастырю Тихона Задонского, официальное название которого «Задонский Богородицкий монастырь»
С чего же всё начиналось? Обратимся к официальным источникам :)
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году Священник Дмитрий: «Из исторических источников известно, что вследствие склонности к невозмутимому уединению в 1620 году два благочестивых старца московского Сретенского монастыря Кирилл и Герасим пришли за реку Дон, в безлюдную пустыню, в лесах которой обитали только хищные звери и птицы, и, выбрав удобное место, поселились здесь, имея при себе твердую охранительницу, драгоценное сокровище – святое изображение с чудотворной иконы Владимирской Богоматери, оригинал которой находился в Москве в Кремлевском Успенском соборе. Именно эти старцы и явились первыми основателями Задонского монастыря. Они избрали правый берег по течению реки Тешевки и навсегда поселились здесь. В дошедших до нашего времени копиях писцовых книг говорится: «За рекою Доном монастырь Тешевский.., а церковь поставлена, и в церкви образа местные, книги и ризы, у церкви колокола, и все церковное и монастырское строение двух старцев Кирилла и Герасима». Название Задонский остается и до сих пор, так как в селении Тешевке в 1779 году учрежден был уездный город, который стал называться Задонск. Богородицким он называется в честь Богородицы, икона которой здесь издавна всеми почитается, и ее имени посвящен главный Владимирский храм Задонского монастыря. Таково было начало основания монастыря. В 1692 году весь монастырь и его деревянная церковь сгорели, но храмовая икона Владимирской Божьей Матери, принесенная Кириллом и Герасимом, осталась среди пожара совершенно неповрежденной. Обнаружение этой чудодейственной благодатной силы, проистекающей от честной иконы Владимирской Божьей Матери, еще более усилило веру молящихся пред нею. С 1693 по 1697 год настоятелем Задонской обители игуменом Трифоном была сооружена вторая деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божьей Матери на месте прежней сгоревшей, а также были восстановлены все прежние монастырские постройки. В 1736 году настоятель игумен Ефимий II (в схиме Евсевий) приступил к строительству первой каменной церкви с двумя приделами; главный престол был освящен в 1741 году в прежнее наименование Сретенья Богородичной иконы Владимирской. Правый придел – в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, а левый – во имя Евсевия, епископа Самосадского. Также игумен Ефимий построил на западе переднюю часть каменной ограды, ворота которой вели внутрь монастыря. Напротив соборной церкви была сооружена каменная колокольня в готическом стиле, которая примыкала своей передней стороной к западной ограде; внутри колокольни на первом этаже был устроен храм во имя святителя Николая; по обе стороны колокольни были построены в два этажа кельи с кладовыми для настоятеля и казначея, а также были приобретены ризница и престольная утварь. До революции от этой утвари оставались серебряный напрестольный крест со святыми мощами и Евангелие. Слава Задонской обители особенно возросла в связи с именем Святителя Тихона I Соколовского, который в 1769 году, в Великий пост, переселился сюда, оставив Воронежскую кафедру по любви к безмятежному житию и безмолвию. С 1798 года в монастыре строятся новые здания, возобновляются прежние, как то: каменная Владимирская церковь украшается настенной живописью, обновляются кровли, отделываются служебные дворы, вновь напротив соборной церкви на восточной стороне строятся на каменном фундаменте одноэтажные кельи для настоятеля, а также братский каменный двухэтажный южный корпус. Далее за ним оканчивается каменная ограда, по бокам которой находятся две башни, из которых одна – на южной стороне монастыря – существовала до последнего времени. С учреждением уездного города Задонска с 1779 по 1802 год уездное казначейство и другие присутственные места помещались в монастырских зданиях. Из всего этого видно, что монастырь в конце XVIII столетия был богат зданиями и что домашние средства были вполне достаточны для поддержания как внутренней жизни, так и внешнего благолепия в обители. В 1803 году храм Владимирской Богоматери был весь заново расписан; напротив каменного двухэтажного братского корпуса, находящегося на дневной стороне, построенного в 1798 году, был построен другой двухэтажный каменный корпус с северной стороны монастыря для размещения приезжих богомольцев. Впоследствии корпус этот был обращен на кельи братии, а при построении нового соборного храма совсем уничтожен. В 1806 году архимандритом Иннокентием на восточной стороне монастырского двора была построена новая братская трапезная. Это было каменное здание новейшей архитектуры с колоннами и украшениями, алебастровыми фигурами. При этой трапезной находились хлебопекарня и кухня. Именно из этой трапезной впоследствии была устроена теплая зимняя церковь. В 1815 и 1816 годах заново были перестроены настоятельские кельи, построенные в 1802 году, а также братская трапезная и другие строения. В 1817 году к нижнему двухэтажному каменному корпусу, выстроенному архимандритом Тимофеем, были сделаны пристройки: с восточной стороны – двухэтажное каменное здание для Вознесенской церкви, внизу – кельи для больницы, а в 1818 году было пристроено в симметрию Вознесенской церкви, с западной стороны того же корпуса в тождественном фасаде, каменное трехэтажное здание для духовного училища; в нижнем этаже и в среднем – помещения для учеников, а в верхнем – для наставников. В 1824 году были заложены предполагаемые здания по плану воронежских архитекторов. И перед началом данного дела 16 июля после Божественной литургии настоятель с братиею и со святыми иконами прибыл к месту «закладки». После водоосвящения в основание был положен четвероугольный белый камень, покрытый для прочности чугунной доской, со следующей надписью: «Царствование благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича самодержца всея России тщанием настоятеля архимандрита Самуила, 1824 года июля 16 дня». В этом же году до 30 сентября из земли был выведен фундамент и окончен цоколь. Когда в 1820-х годах раскопали землю этой колокольни, то нашли, как говорит предание, огромную могилу человеческих костей. Это явление подтвердило историческое сказание о страшных событиях времен татарщины и междуцарствия, оставивших печальные следы в этой местности. В 1825 году при поступлении дополнительных средств в обители снова было возобновлено строительство колокольни и гостиных корпусов, были обновлены иконостасы, произведены другие незначительные работы внутри монастыря. 1835 году преемником Самуила архимандритом Иларием, с помощью собранных им сумм, была окончена монастырская колокольня и в том же году 21 августа была освящена архиепископом Антонием XI. Колокольня эта была устроена отдельно от соборной церкви. Первый этаж с восточной и западной стороны имел колонны, а с северной и южной были пристроены корпуса гостиниц. В среднем этаже находился храм Святителя Николая Мирликийского, освященный в 1838 году. Под этим храмом располагались главные святые ворота для торжественных ходов и для встречи знатных посетителей, ведущие внутрь монастыря; над ними с подъезда в арке находилось изображение двух ангелов, держащих образ Святителя Николая с надписью: «Радуйся Николае великий чудотворче!» Вообще архитектура колокольни была легкая и воздушная. Там было 11 колоколов. Первый из них был отлит в 1846 году и весил 307 пудов, второй 120 пудов, третий вседневный 70 пудов; все колокола весили 601 пуд. В числе них находился малый колоколец, который был найден в 1815 году в земле на месте пустынки на Донщине в городище. По обеим сторонам колокольни была расположена гостиница для богомольцев. Каждое из этих зданий, исключая колокольни, имело в длину 16 сажень, а с колокольнями длина составляла 42 сажени. Данная гостиница имела 78 келий. В свое время монастырь отделялся от гостиного двора особенною каменною высокою оградой, построенной игуменом Елфимием XI в 1830 году. В этой ограде находилось двое ворот: одни напротив самой колокольни (и нового Владимирского собора), а другие, более официальные, от подъезда к гостинице, – открывали весь внутренний двор монастыря. От этих же ворот отходил тротуар, который по обеим сторонам был обсажен пирамидальным душистым тополем и вел прямо в теплый храм Рождества Пресвятой Богородицы. Эта одноэтажная каменная церковь была переделана из бывшей братской трапезной попечительством архимандрита Илария в 1834 году. По перенесении сюда из пещеры гроба Святителя Тихона в боковых стенах были проделаны арки. Деревянный свод храма поддерживался внутри восемнадцатью деревянными колоннами, отштукатуренными под мрамор. Церковь эта была трехпрестольная: главная – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с правой стороны – во имя Митрофана, первого епископа Воронежского и чудотворца, с левой – преподобных Антония и Феодосия Пещерских. В 1862 году храм этот, как не соответствующий количеству приходящих богомольцев и пришедший в ветхость, был разобран, тогда же была построена, на месте прежней, новая, теплая, светлая, великолепная церковь, освященная также во имя Рождества Пресвятой Богородицы, с приделами по бокам. Церковь Святителя Николая в колокольне была отделана внутри в 1838 году, там был поставлен иконостас. Также в 1838 году вокруг монастыря была закончена каменная ограда, строительство которой было начато в 1836 году. В правой и левой стороне, вдоль западной ограды, были устроены двое больших ворот с восьмью колоннами, предназначавшихся для обыкновенных входов; от этих ворот в арке открывалось живописное изображение старцев Кирилла и Герасима – первых основателей монастыря. Именно от этих ворот по обе стороны и шла каменная ограда вокруг монастыря. В 1839 году было решено построить новый соборный храм напротив новопостроенной в 1836 году колокольни, несколько отступив к северу от ветхого Владимирского собора, а также предполагалось разобрать и другие здания, которые находились в полуразрушенном состоянии, и вместо них поставить двухэтажный корпус келий. В 1841 году возникла угроза полного разрушения Владимирского храма. Новый каменный великолепный соборный храм был окончен в 1853 году. Автором проекта был не кто иной как выдающийся архитектор К.А. Тон. В 1845-1853 годах по проекту архитектора К. Тона (автора храма Христа Спасителя в Москве) был построен новый пятиглавый собор в честь Владимирской иконы Божией Матери. При постройке этого храма и разборке старого в 1846 году были обретены нетленные мощи Святителя Тихона. В 1861 году 13 августа состоялось его прославление. На торжественное открытие его мощей собралось около 300 тысяч паломников, при населении города Задонска в 7 тысяч. У мощей святителя совершилось множество благодатных исцелений. К началу XX века Задонский монастырь представлял совой целый городок, состоящий из 6 Храмов, колокольни, странноприимного дома, больницы, аптеки. двух кирпичных заводов, одного свечного, церковноприходской школы. Братия монастыря насчитывала около 300 человек. Исцеления и чудеса, обильно источаемые от чудотворного образа Божьей Матери и от мощей святителя Тихона, привлекали тысячи паломников. Первоклассный Задонский монастырь занимал 7-е место в России. В революционное время Задонский монастырь пострадал одним из первых. 20 января 1919 года специальная комиссия положила начало разграблению, разрушению и закрытию монастыря. На его территории разместились различные производственные службы города. Но вот, милостью Божией, в 1990 году Владимирский собор и часть построек были переданы в ведение Русской Православной Церкви. В день памяти Святителя Тихона Воронежского, Задонского чудотворца - 26 августа 1990 года - в нем состоялось первое архиерейское богослужение. Сегодня наместником монастыря является викарий Воронежско-Липецкой епархии Епископ Задонский НИКОН (Васин). Мощи святителя Тихона и еще 11 подвижников Задонского Богородицкого монастыря находятся во Владимирском соборе обители. Есть скит с источником, который был выкопан самим святителем Тихоном и рядом со скитом и источником - женский монастырь. Это в 15 километрах от самого задонского монастыря, в живописном сосновом бору.» Материал с сайта Народный Каталог Православной Архитектуры Там же ещё одна версия истории монастыря.
* * * Тем, кто интересуется храмами, церквями, соборами, колокольнями, монастырями и так далее скорей с архитектурной точки зрения и важна визуальная составляющая, так сказать, «Красиво!». Так вот там – красиво. Только строго очень (я так не люблю). О чём предупредит щит с кучей запретов перед входом в монастырь и строгий охранник на входе. Не важно какой вы веры - юбку надеть вас всё равно обяжут. Но, как говорится, со своим уставом...
* * * Советуем также посетить гончарную мастерскую - там можно приобрести уникальные глиняные вещи ручной работы и пообщаться с гончаром. К тому же. именно там Дом Ульриха и краеведческий музей. Часы работы с 9 до 17 N 52 23.628 E 38 55.100
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: