Каменецкая башня – один из главных символов Беларуси - уникальный памятник оборонного зодчества второй половины XIII в., сохранившийся до нашего времени в районном центре в 39 км на север от Бреста – в Каменце. Каменецкая оборонно-сторожевая башня известна как Белая вежа.
Основал башню князь Владимир Василькович Волынский, потомок Владимира Мономаха, внук знаменитого Романа Мстиславовича и не менее знаменитого дяди — Даниила Галицкого. Город Каменец возник как пограничный опорный пункт князя Владимира Васильковича в борьбе против литовского князя Тройдена. В 1276 г. решено было заложить на реке Лесной "град". Для этого важного дела сюда был послан известный "градоруб" Алекса. Строили башню примерно 8–10 лет. Ипатьевская летопись гласит: "И за Берестье сруби город на пустом месте, нарицаемом Лесна, и нарече ему имя Каменец... созда в нем столп камен высотою 17 сажней. Подобен удивлению всем зрячим нань". Итак, крепость была деревянной, а её главное укрепление – высокая башня – каменной.
Главная ценность Каменецкой башни в ее удивительной сохранности. Даже на внешней стороне стены сохранилась большая часть кладки возрастом более семи столетий. Стоит Каменецкая башня так долго потому, что сделана из особого кирпича, который приготовлен из местной мелкозернистой глины. В специальных деревянных чанах ее перемешивали и взбивали. После этой процедуры глина становилась однородной, словно воск. Из нее формировали кирпич, а вдоль Лосны тянулась целая цепочка маленьких кирпичных заводиков, которые сутками обжигали кирпич для будущей башни. После обжига кирпич складывали квадратами и он "доходил" на солнышке еще 3–4 года.
Второй секрет долговечности башни — известь. Цемента тогда не было. К строительству годилась лишь та известь, что гасилась в земле от шестидесяти лет до века. Пролежав в земле сто лет, она становилась мягкой и пластичной. Часть извести хорошей выдержки везли из самой столицы. В 1998 г. во время раскопок недалеко от башни нашли небольшое захоронение костей диких животных, среди которых были даже кости бобра. Когда замешивали раствор для кладки, к вековой гашеной извести добавлялась сухая негашеная, яичные желтки и кровь диких животных. Отсюда–то и пошло выражение "строить на крови", а не от человеческих жертв, как принято считать.
Сам процесс укладки камня — настоящее священнодействие. Никогда не строили в дождь или даже в туманную, влажную погоду. На зиму строящуюся башню укутывали — плели солому или даже рогожку, чтобы мороз не прихватил мягкую еще кладку. Весной башню раскрывали и вновь начинали строить. Потому–то запас прочности у каменной "старушки" — 1,5–2 тысячи лет. С XIII века до наших дней на башне сохранился родной кирпич.
Но главная удача строительства — месторасположение башни. Искал для нее место Алекса. Он очень долго ходил, думал, плевал на палец, изучая розу ветров, и нашел–таки самое оптимальное для вечной башни место. И сегодня башня, точно новая.
Располагается Каменецкая вежа на высоком холме рядом с полноводной когда-то рекой Лесной. Остатки земляных валов и деревянных укреплений, окруженные с трех сторон рвом, а с четвертой – водами реки, были утрачены в XIX в.
На 30 метров возвышается величественное строение. Коронованные прямоугольными зубцами мощные стены придают Веже подобие большой шахматной фигуры - ладьи. Ниже зубцов просматривается выложенная красным кирпичом лента старославянского узора. Другие декоративные и конструктивные элементы носят отпечаток ранней готики и романской архитектуры.
Башня круглая, с наружным диаметром 13,6 м при толщине стен 2,5 м. Фундаменты, стены и свод башни выполнены из большемерного кирпича. Пять ярусов, или этажей, башни, прорезанные окнами-бойницами, соединялись между собой внутренней деревянной лестницей. Связь между отдельными этажами была не только по внутренней лестнице: с третьего яруса можно было добраться до верхней боевой площадки башни по каменным ступеням, устроенным в стене и освещенным двумя небольшими окнами. Общая площадь этажей превышала 300 кв. м, что позволяло во время обороны разместить на них много воинов.
Строения типа Каменецкой вежи называются донжонами. Донжон - это главная вежа феодального замка, которая служила местом последней обороны и укрытием при нападении врага. Имела помещения для жилья и запасов провианта. Она стояла отдельно от других замковых строений и была рассчитана на круговой обстрел врагов. Такие Вежи характерны для средневековой европейской военной архитектуры. В Х веке они распространились на северных и западных землях Европы, в XIII - в Польше, Венгрии, Чехии, Прибалтике. Появились донжоны и на территории современной Беларуси - в Гродно, Бресте, Турове, Новогрудке, Каменце, Полоцке. До наших дней сохранился один - каменецкий.
Каменные и кирпичные донжоны – центры обороны крепостей. Они давали возможность защитникам вести прицельную стрельбу из луков и самострелов, обеспечивая дальний обстрел огромных территорий, были практически неприступными для осадной техники того времени.
Интересна древняя кладка, которая применялась при строительстве Вежи. Для неё характерно чередование в каждом ряде двух ложков и одного тычка. Этот наиболее древний в Европе способ называется вендским. Каменецкая вежа - первое известное строение XIII в. на территории Беларуси, что сложена "по-вендски" и имеет расшивку швов.
Каменецкую Вежу нередко называют Белой. Повелось это с лёгкой руки краеведов XIX в., которые ошибочно считали, что в древности донжон белили. Фактически Каменецкая вежа никогда белой не была. Белились только ниши, что размещаются на уровне пятого яруса. Истинный цвет обусловлен цветом кирпича – тёмно-красный и жёлтый. Древние мастера по одной грани сырого кирпича проводили пальцами и оставляли на ней продольные борозды и, называлось это «перчаткой». Предполагается, что эти борозды делались для лучшей прочности кладки.
При кладке Каменецкой вежи использовались и профильные кирпичи больших размеров, но только для декоративных элементов. Было их не так много. Образ Вежи, как и большинство современных ей защитных строений, простой и лаконичный. Вытянутые вверх формы круглой в плане Вежи немного украшены стрельчатыми проёмами и окнами с трёхлопастевым завершением, архивольтом (наружным обрамлением) стрельчатого проёма на уровне четвертого яруса, нервюрным сводом на "гирьках". Все эти элементы свойственны для готичной архитектуры. Детали тонко обозначены вместе с полукруглыми арками ниш и бойниц, что носят следы более ранней романской архитектуры. Завершает Вежу декоративная полоса из четырёх рядов кирпичей, что поставлены под углом к поверхности фасада. Древнеславянский орнамент подчеркивает исконность местных строительных традиций.
Каменецкая вежа – свидетель многих исторических событий, кровопролитных баталий прошлых веков. Стоявший на перекрестке торговых путей, Каменец был важным стратегическим пунктом, укрепления его долгое время находились в постоянной готовности. В XIV в. её многократно осаждали рыцари-крестоносцы, штурмовали войска польского князя Мазовецкого, литовских князей Витовта и Ягайло. В XVI в. была угроза нападений крымских татар. В XVII в. в Каменце у стен крепости шли ожесточенные бои между армиями Речи Посполитой и Московского государства.
В начале XX в. на Каменецкую вежу обратили внимание как на исторический и архитектурный памятник. Началась её реставрация. В 1903 г. были раскопаны валы, что окружали Вежу и выброшен трёхметровый слой земли - культурный пласт, который образовался за многие века. Вокруг Вежи насыпали новый вал и заложили его полевым камнем.
Сейчас Каменецкая вежа приспособлена для размещения филиала Брестского областного краеведческого музея. Его экспонаты рассказывают о земле Каменецкой и о славном прошлом донжона. На первом ярусе башни представлены архитектура и устройство Каменецкого столпа в конце 13-го века (склады с бочками для воды и продуктов, а также запасов оружия) и триптих, посвященный основанию города. На втором и третьем ярусах демонстрируется экспозиция, составленная из археологических находок. Она показывает развитие экономики, культуры и политической жизни города, который являлся пограничным укрепленным пунктом Волынского княжества. На четвертом ярусе показаны оборонительные сооружения типа "донжон" (отдельно стоящая крепостная башня), возведенные по образцу Белой вежи в Западной Украине и Западной Беларуси, а также в Восточной Польше. Завершает экспозицию пятый ярус, где представлена оружейная мастерская 13-16 веков и ее продукция, широко использовавшаяся средневековыми рыцарями.
Недалеко от вежи в 1914г. была построена в формах псевдорусской архитектуры каменная Симеоновская церковь. В её объемной композиции выделяется высокая башня с шатровым завершением, которая вместе с пятью куполами образует живописный силуэт постройки. Расположение на озелененном холме обусловило обширную зону композиционного влияния памятника. Необходимо также отметить объединяющие визуальные связи между вежей и церковью, а также значение последней как высокой доминанты в панораме поселения.
Башня в Каменце представлена на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она притягивает в Брестскую область тысячи туристов. Лаконичные романтические и раннеготические формы никого не оставляют равнодушными.
В описании частично использованы материалы из путеводителя Чантурия В.А., Чантурия Ю.В. "Памятники и памятные места Беларуси", а также с сайтов: http://www.museumshome.com/kamenets.html и http://www.uspress.ru/products/e-art-istor/tsn/art-istor/fc537c2679016e3e.html.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: