Во время Великой Отечественной Войны в ВВС РККА сражалось не мало иностранных летчиков: испанцы, чехи, болгары, поляки. Были сформированы и подразделения по национальному признаку, но широкую известность получил, пожалуй, только истребительный авиаполк «Нормандия-Неман», укомплектованный французскими летчиками.
Все началось в марте 1942 г., когда национальный комитет ''Свободная Франция'', возглавляемый Шарлем де Голлем, обратился к представителям правительства СССР с предложением направить в Советский Союз группу французских летчиков и авиамехаников для участия в боевых действиях против Германии. На ливийской авиабазе Раяк собираются добровольцы, объединенные в "истребительную группу N 3", две других сражались в составе Королевских ВВС Великобритании. По просьбе личного состава 16 сентября новой эскадрилье присваивается название «Нормандия» и утверждается эмблема – щит красного цвета с двумя золотистыми львами и белой стрелой молнией. Стрелы на гербе провинции нет. Это добавление определяло задачу пилотам: молниеносно уничтожать фашистов всегда и везде, где только они встретятся.
25 ноября 1942 г. подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиаэскадрильи. 29 ноября 1942 г. группа в составе 14 летчиков, 58 авиамехаников через Ирак, Тегеран, Баку и Сталинград прибыла на запасную авиабазу в г. Иваново, где происходит окончательное формирование эскадрильи и овладение новой боевой техникой. Из представленных на выбор, в том числе и не советских самолетов французы выбирают Як-1. Ж. Тюлян, М. Альбер, Д. Беген, И. Бизьен, Р. Дервиль, А. Дюран, Н. Кастелен, А. Литтольф, М. Лефевр, И. Майе, А. Прециози, А. Познанский, Р. де ля Пуап, Ж. Рисо и М. Шик (летчик связи) – вот имена первых пилотов эскадрильи, называвшие себя «раяками» и большинству из которых так и не удалось живыми вернуться на родину.
4 декабря 1942 г. эскадрилья включена в состав советских ВВС. 22 марта 1943 г. ''Нормандия'' после успешного завершения учебы и четырех дней отпуска в Москве под командованием м-ра Жан Луи Тюляна направлена на фронт на полевой аэродром Полотняный Завод, где была включена в состав 1-й воздушной армии объединявшую всю авиацию Западного фронта. С 5 апреля 1943 г. эскадрилья стала принимать участие в боевых действиях в составе 204-й дивизии бомбардировочной авиации. Эскадрилья должна была прикрывать бомбовозы во время полетов к базам немецкого тыла. В тот же день старший лейтенант Прециози и лейтенант Дюран, уничтожили по Fw190 (фокке-вульф). А 13 апреля стал воистину трагическим, когда эскадрилья прикрывала бомбардировщики, работавшие под Спас-Деменском, были сбиты Р.Дервиль, А.Познанский и И.Бизьен. После этого командование 1 ВА передает эскадрилью "Нормандия" в оперативное подчинение 303-й истребительной авиационной дивизии, и она передислоцируется на полевой аэродром Васильевское. С мая 1943 г. французам временно запретили перелетать линию фронта, из-за того, что коллаборационистское правительство Виши заочно приговорило летчиков "Нормандии" к смертной казни, и не исключалось, что немцы в случае пленения француза могли выдать его "соотечественникам". К концу мая эскадрилья провела уже 15 воздушных боев, сбила 9 вражеских самолетов, потеряв 5 своих летчиков, а эскадрилья перебазировалась на аэродром Козельск. А еще через несколько дней - 2 июня - на аэродром Хатенки, откуда действовала до конца августа сорок третьего года. В начале июня прибыло новое пополнение: летчики Пуйяд, Леон, де Форж, де Тедеско, Барье, Вермей, Матисс, Бернавон.
12 июня стартовала Орловская стратегическая наступательная операция «Кутузов», целью, которой был разгром Орловской группировки противника и захвата Орловского плацдарма, выступом вклинивающегося в нашу линию фронта. Эта операция была многокомпонентная и событийная требующая отдельного описания. Войскам Западного фронта в ней ставилась задача разгрома Болховской группировки и захват Хотынца с целью перерезать ж/д и автомобильной дорог, являющихся основными транспортными артериями Орловского плацдарма (Крах Цитадели (Курская битва ... под Калугой?!) ). Пьер Пуйяд вспоминает – «Мы стояли в Хатенках, 20 машин на пятнадцать летчиков. 10 июля в десять часов вечера началась сильная артиллерийская канонада на нашем фронте. Она длилась ночь, день и еще ночь. Бомбардировщики летали без конца. Небо было освещено ракетами. В нашей избе стены ходили ходуном. 12 июля мы поднялись в воздух, сопровождая 28 бомбардировщиков Пе-2. Все время продолжался сильный артобстрел. Дым и пыль закрыли немецкие траншеи, озаряемые вспышками разрывов. Там творился кромешный ад. После налета штурмовиков и бомбардировщиков канонада смолкла, и пошла пехота. До 20 июля мы летали беспрерывно вместе с 18-м гвардейским полком. 12 июля немцев в воздухе почти не было. 13-го мы сбили два "Мессершмита-110". В последующие четыре дня мы сбили еще семнадцать самолетов. В основном истребителей, которых перехватывали, когда они прорывались к нашим Пе-2. Беген был ранен в бедро. Де Тедеско пропал без вести. Литтольф ("Нормандия-Неман" - капитан Литтольф) Кастелен, Бернавон погибли 16-го. 17 июля не вернулись Тюлян ("Нормандия-Неман" - майор Тюлян) и Вермей. 18 июля я принял командование группой. Оставалось девять летчиков: Прециози, Риссо, Альбер, Дюран, Матисс, Бон, де Форж, Леон и я. Де ля Пуап находился на излечении: у него лопнула барабанная перепонка. Лефевр был болен. Каждый засыпал рядом с пустой койкой..." Из-за больших потерь в конце июля "Нормандию" временно вывели из боев, дали летчикам отдохнуть и восстановить психологическую устойчивость. За июль и август в эскадрилью несколькими группами прибыло новое пополнение пилотов, в результате чего общая их численность втрое превысила штатную. Вскоре по согласованию с французской миссией эскадрилья была переформирована в 1-й отдельный истребительный авиаполк "Нормандия" 32-самолетного состава немного позднее переведенный на 40-самолетный штат. Параллельно с реорганизацией прошло переучивание пилотов на истребители Як-9. В августе офицеры "Нормандии" получили первые советские боевые награды Дюпра, Дюрану и Лефевру вручили ордена Отечественной войны II степени Тюлян и Литольф были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени. Во второй половине августа французский полк приступил к боевым вылетам с аэродрома Спас-Деменск и принял участие в Смоленской операции. В конце октября 1943 г. французская военная миссия обратилась к советскому командованию с просьбой об отводе полка на зимние квартиры или, в крайнем случае, на другой участок фронта куда-нибудь на юг. Пилотов "Нормандии" пугала приближавшаяся русская зима. 6 ноября, выполняя пожелание французов, полк был передислоцирован в Тулу и подчинен командующему ВВС МВО. В декабре часть прибыло очередное пополнение, в том числе несколько очень опытных летчиков. На вооружение полка поступили новые истребители Як-9Т, вооруженные 37-мм пушкой НС-37. Во второй половине марта в полк "Нормандия" прибыла еще одна группа летчиков-истребителей под командованием капитана Дельфино. Она должна была составить основу второго истребительного авиаполка "Париж", который предполагалось сформировать в 1944 г. Однако из-за отсутствия достаточного числа пилотов формирование его было временно отложено, и все прибывшие вошли в состав "Нормандии". По состоянию на 19 мая 1944 г. полк имел в четырех эскадрильях ("Руан", "Гавр", "Шербур" и "Кан") 55 истребителей Як-9, 61 летчика-француза и 249 советских авиационных специалистов. Большая часть пилотов полностью прошла курс переучивания, сдала зачеты и считалась боеготовой. 25 мая "Нормандия" перебазировалась на аэродром Дубровка в районе Смоленска и вновь вошла в оперативное подчинение командира 303-й иад генерала Захарова. Летом 1944 г. полк участвовал в Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион», прикрывая войска 3-го Белорусского фронта от ударов с воздуха. В сентябре - октябре он постепенно перевооружился на самолеты Як-3 по праву считавшиеся наряду с Як-9У и Ла-7 лучшими советскими истребителями периода воины. В октябре 1944 г. командиром полка назначен Луи Дельфино. 28 ноября 1944 г. за участие в боях по форсированию р. Неман полк ''Нормандия'' получил почетное наименование ''Неманский''. Во французских документах того времени и в печати название сократили как ''Нормандия-Неман''. Видимо присвоенное наименование в первоначальном виде было труднопроизносимым для французов. В тот же день два французских пилота - Марсель Альбер и Ролан де ла Пуап - стали Героями Советского Союза. А в начале декабря прибывший в Советский Союз генерал де Голль вручил летчикам штабным офицерам, инженерам и техникам полка французские военные ордена Почетного легиона. В 1945 г. полк участвовал в разгроме группировки немецких войск в Восточной Пруссии. Полк был отмечен советскими орденами Красного Знамени и Александра Невского, медалями «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией». Французскими наградами – орденом Почетного Легиона, Крестом освобождения, Военной медалью, Военным крестом с шестью пальмовыми ветвями. За время боевых действий летчики полка совершили 5240 боевых вылетов, провели 869 воздушных боев, сбили 273 и повредили 80 самолетов противника. 81 человек из офицерского состава в период с 1943 по 1945 награждены советскими боевыми орденами. Старшие лейтенанты М. Альбер, Ролан де ля Пуап, М. Лефевр (посмертно) и младший лейтенант Ж. Андре удостоены звания Героя Советского Союза. 20 июня 1945 г. французские летчики полка на 41 самолете Як-3, подарены Франции Советским правительством, отбыли на родину. На пригородном парижском аэродроме Бурже героев встречали до полумиллиона человек.
Источники: Е.Е.Щекотихин.«Нормандия» в битве за Орел.Издатель Александр Воробьев.Орел. 2002 г. Музей авиаполка «Нормандия-Неман», г. Орел, ул. Фомина, д.8. Виртуальная авиационная энциклопедия «Уголок неба»
Благодарности: Хотелось бы отметить и сказать спасибо Ars-techno и Doctor_kesh, которые невольно протестировали тайник и исправили фатальную для обнаружения контейнера ошибку.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: