В середине XIV века ушкуйники Великого Новгорода, владевшего Заволочьем – землями от Белого Озера и до самого Камня, основали небольшой острожек на левом берегу одной из проток Северной Двины, примерно в 100 верстах выше ее устья. Место оказалось очень удачным – извилистая, но глубокая протока Курополка позволяла зимовать здесь судам, защищая их от весеннего ледохода. Высокий Куростров был удобным местом для возможной обороны, и в конце XIV века на нем была простроена деревянная крепость.
Селение было названо Колмогорским городком, и над происхождением этого слова до сих пор ломают копья ученые. Кто-то считает что Колмогоры получили это имя благодаря высоким холмам – коренному берегу Северной Двины, кто-то видит здесь измененное заморское «Хольмгард». Так или иначе, Холмогорам было суждено сыграть очень важную роль в истории Русского Севера.
Создание российского флота связывают с именем Петра I, но ведь и до этого русские не сидели на своих берегах. С древних времен новгородцы на своих лодьях-ушкуях ходили по Белому морю, добирались до моря Студеного. Поморы не только сохранили эти маршруты, но и предпринимали дальние походы в шведские земли с целью торговли и обмена, а также к Матке (Новая Земля), Груманту (земля Ф.Иосифа), ходили в устье Печоры и далее на восток.
Существовало много типов судов, строившихся в приморских селах. Одним из центров судостроения и морской торговли были Холмогоры – единственное «окно в Европу» до основания в 1584 г. Новохолмогор (ныне – Архангельск). Именно отсюда в 1492 г. вышел караван из нескольких судов, везших зерно в Данию. Это событие дошло до нас благодаря тому, что на одном из этих судов плыло посольство царя Ивана III, и этот год считается годом рождения торгового флота России. Но несомненно, такие походы предпринимались и ранее, и не эскадра Ричарда Ченслера открыла северный путь в Россию, а наоборот – русские проложили торговый путь в Европу, который затем заново «открыли» англичане.
Два столетия Колмогоры (постепенно ставшие называться Холмогорами) были центром морской торговли. Небольшое прежде селение разрослось до довольно большого города с храмами, амбарами, купеческими усадьбами. Старую крепость на Курострове порушило половодьем, и новую вместе со многими административными зданиями возвели уже на коренном берегу. Холмогоры в тот период выглядели совсем иначе, чем сейчас – длинный ряд пристаней, поодаль – верфи, ряды амбаров.
Приход больших английских кораблей потребовал строительства торгового порта ближе к морю – глубоко сидящие большие парусники не могли подняться почти на 100 верст вверх по реке. В 1584 г. вблизи устья Северной Двины, около Михаило-Архангельского монастыря были основаны Новохолмогоры, превратившиеся со временем в крупный город и порт Архангельск. С этого времени значение Холмогор, потерявших статус «окна в Европу», стало падать. До начала XVIII века они еще были духовным и административным центром Двинского края, но потом превратились в уездный городок.
Петр I перенес «окно» на Балтику, что привело к упадку всего Русского Севера. Поморы продолжали заниматься морским промыслом, но объемы проходивших через Архангельск товаров были уже не те. Население Холмогор постепенно уменьшалась, и к нашему времени этот древний город превратился в обычное крупное село, районный центр Архангельской области.
В 1744 году в Холмогоры была доставлена бывшая императрица Анна Леопольдовна, отстраненная от власти Елизаветой Петровной и сосланная вместе с мужем Антоном-Ульрихом в ссылку. Их поместили в бывшем архиерейском доме, под бдительным надзором сторожей. Развлечением заключенных были прогулки по саду при доме и катанье в карете, но не далее двухсот сажен от дома, и в сопровождении солдат. Здесь у них родилось двое детей, но уже в 1746 г. Анна Леопольдовна умерла. После ее смерти Антону-Ульриху было предложено покинуть Россию, оставив в Холмогорах всю семью, но отказался это сделать и прожил здесь еще 29 лет.
От старых времен в Холмогорах остался соборный комплекс на южной окраине - около паромной переправы через Курополку (где начинается путь на родину М.В.Ломоносова). Он включает архиерейские палаты, Спасо-Преображенский собор (1685-1691 гг.), - огромное сооружение, близкое по архитектуре московскому Успенскому собору. К сожалению, его завершение не пережило лихих событий XX века, а в стене зияет большая трещина. Чуть лучше сохранилась высокая шатровая колокольня, а также две церкви – Двенадцати апостолов и Сошествия духа, в которых недавно проведены восстановительные работы. В центре села можно увидеть остатки еще одной церкви XIX века.
В северной части Холмогор, недалеко от автостанции, находится Краеведческий музей. Его экспозиция не так богата как в музее на родине М.В.Ломоносова, но позволит узнать много интересного из истории Холмогор – древней столицы Двинского края…
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: