«Зарыт тот клад в змеиной пещере в трех котлах: в одном золото, в другом серебро, в третьем — каменья самоцветные блестят весенним днем. Заперт клад двенадцатью железными дверями, ключи брошены в океан-море. По стенам пещеры развешаны разбойничьи топоры да бердыши — сами секут, сами рубят. Сторожат клад злые бесы — не пропускают ни конного, ни пешего. Заросла пещера (с кладом) зеленой муравой, полем чистым. Много было охотников на богатство — много было голов положено за этот клад, а до заветной головы все еще не досчитались. Достал один мужик серебряные рубли — и что же вышло? Жил богато, да недолго: рубли обратились в черепки, семья вся извелась, старик наложил на себя руки...»
Много преданий и легенд сохранилось о Степане Разине. В них он и богатырь, и чародей. Есть очень красивая легенда, правда всеми по разному трактуемая и интерпретируемая, рассказывающая о происхождении пещер и трёх холмов в основании которых они расположены. Это сам Ураков бугор, Настин бугор и бугор Степана Разина, который многие неопытные экскурсоводы неправильно называют Утёсом Степана Разина.
Совсем мальчишкой попал Стенька в шайку к разбойнику Уракову. Был он кашеваром на корабле. Да не заладил пятнадцатилетний мальчишка с атаманом. Идет как-то купеческое судно, приготовился Ураков захватить его. А молодой кашевар кричит: — Не тронь, бедно оно! Тот и пропустил. Показалось из-за острова другое судно, а Стенька опять: — Брось, не стоит, бедно! Атаман и это судно пропустил, но жутко рассердился на Стеньку. — Молодой еще мной командовать! — выпалил он и нажал на курок пистолета. А Стенька даже не пошатнулся. Вытащил пулю и подает ее назад Уракову. — Возьми, — говорит, — может, в другой раз пригодится. Ураков в ужасе упал на землю, а кашевар тут же пристрелил его из незаряженного пистолета. И сам стал атаманом. Пошел Разин вольничать да разбойничать. Все ему нипочем. Грабил без разбора и царские суда, и купеческие. Никого не боялся. Говорят, была у него, кроме людской, и другая — нечистая сила. Еще в детстве он себя нечистому продал. Не боялся ни пули, ни железа, в огне не горел и в воде не тонул. Бывало, плывет по Волге в кошме, а потом в воздух в ней поднимется и летит. Его в острог посадят, на несколько замков закроют. А он возьмет уголь, нарисует на столе лодку, попросит у стражника воды испить. Плеснет воды на свой рисунок, вмиг тут река окажется, и Разин по ней в лодке плывет. Кликнет товарищей, и вот уж он на Волге. А бугор так и стали называть именем Уракова. Говорят, что до сих пор, когда дует ветер, на бугре слышны стоны злобного атамана Урака. Степан Разин воспользовавшись победой, поселился в пещерах , откуда стал совершать свои доблестные набеги на корабли проходящие по Волге приумножая богатство Урака. Так и назвали бугор где жил атаман бугром Сеньки Разина. А вот Настя была любовницей Разина на которую наложил проклятие колдун Урак после своей смерти. Бедная Настя была влюблена в Сеньку, но околдованная была обречена на вечные хождения вокруг бугра, который впоследствии назвали Настин бугор. Говорят, что до сих пор слышен безудержный плач атаманши в районе Настиного бугра.
Существует также легенда о монгольском колдуне Газуке, который якобы тоже ютился в пещерах. Бурлаки, попытавшиеся войти во владения колдуна были жестоко наказаны, им померещилась девушка восставшая из золотого гроба.
Пещеры - штольни Уракова бугра По мнению большинства специалистов их происхождение связано с Немцами Поволжья, которые проживали на территории нашей области в 17-19 вв. Немцы использовали пещеры в качестве штолен по добыче камня используемого в последствии для изготовления жерновов и молотильных камней. Интересный факт - недалеко от оз.Эльтон на месте старого умёта Романовский сад, найден молотильный камень изготовленный из ураковского песчанника. Из этого следует, что продукция немцев пользовалась популярностью и пещеры Уракова бугра действительно использовались в качестве штолен. Есть конечно и более фантастичные теории происхождения пещер. Например волжский краевед Ю.Копнов утверждает, что немцы добывали здесь руду - золото и серебро. Эта версия сразу отметается, разбираясь в геологии с уверенностью можно сказать, что руды здесь нет. Известный уфолог Г.С.Белимов как всегда предпологает внеземное происхождени штолен или во всяком случае наличие здесь очень мощной энергетики, о чём свидетельствуют исследования биолокаторщиков с рамками. Эта версия на любителя. Большая часть краеведов уверены в том, что штольни являлись пещерным храмом и убежищем для русских сектантов староверов. Об этом говорит настоящий бум пещерокопания в конце 19 века. В это время возникают подземные скиты в сёлах Безродное и Заплавное. Во время экспедиции волгоградских спелеологов, в катакомбах найдены предметы культа. Известный исследователь 19 века Минх в своих заметках указывает, что местные жители рассказывали про монаха, якобы живущего в пещерах Уракова бугра. Теория утверждающая использование катакомб в качестве убежища для староверов заслуживает внимания и последуещего анализа.
На данный момент известо около трёх километров подземных ходов. С каждым годом протяжённость их сокращается, это связано с частыми обвалами. Находиться в пещерах очень опасно. Во многих местах поставлены деревянные подпорки, под своды ходов. (по материалам М.Кучерова и клуба DEEPDIG)
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: