Мыс Лукулл - обрывистый, очень приметный по красноватому цвету своих берегов - возвышается у входа в Каламитский залив. Ряд исследователей связывает название мыса с именем римского полководца Лукулла Понтийского, что вряд ли. На первых картах Крыма, в том числе на топографической карте Крыма полковника Бетева и подполковника Оберга (издание Военно-топографического Депо, Санкт-Петербург, 1842 г.) мыс имел название Улу-Кол (Улу-Кул), что в переводе с тюркского означает "большой склон", "большой скат". В 1885 году на мысе был установлен маяк для обеспечения безопасности мореплавания при подходе к порту Севастополь с северных направлений. Сейчас на мысе расположен гидрографический пункт Черноморского флота России, который со всех сторон активно застраивается коттеджами.
На небольшом треугольном мыске Керменчик, отроге Лукулла, больше двух тысяч лет назад стоял Скифский Город. Название его нам неизвестно. Вероятно, это был Палакий, Напит или Хабеи. Эти позднескифские крепости, наряду с Неаполем (ныне Симферополь), упоминает греческий историк и географ Страбон. Усть–Альминское городище, таково сегодняшнее условное наименование, — одно из самых значительных поселений Крымской Скифии. По площади, оно уступало, вероятно, только Неаполю. Современная площадь городища около шести гектаров. В древности оно было гораздо больше — примерно половина уже обрушилась в море.
Судя по археологическим данным, городище возникло на рубеже III—II веков до нашей эры. Место для поселения было превосходным, высокие обрывистые берега надежно защищали его от нападения с моря. На пологой юго-восточной части склона жители древнего города насыпали земляной вал и вырыли ров — их оплывшие остатки видны и сейчас. Устье реки Альмы, давшей название городищу, в античное время было полноводным и служило удобным причалом для греческих судов. Через город шел древний морской путь из Херсонеса (современный Севастополь) в Керкинитиду (Евпатория) и дальше — в Ольвию (Днепровско-Бугский лиман). В обмен на предметы сельского хозяйства местные жители — скифы — получали от проезжих купцов различные товары: оливковое масло, дорогую краснолаковую и стеклянную посуду, ювелирные украшения. Интересно, что археологи нашли здесь уникальные деревянные расписные лаковые шкатулки и пиалы западнокитайского происхождения, что свидетельствует: крымские скифы в I веке до н.э. поддерживали тесные торговые связи с Дальним Востоком. Учёные высказывают предположение, что и торговый Великий Шёлковый путь, возможно, начал действовать задолго до средневековья, как это считалось раньше.
Поселение состояло из домов, сложенных из камней и сырцовых кирпичей, а также из углубленных в землю полуземлянок. Дома имели строгую ориентацию — с северо-запада на юго-восток, что связано с греческими строительными традициями, которые охотно перенимали скифы. Центральные улицы, шириной 3,2 м, были вымощены камнем и морской галькой. Городище не ограничивалось лишь укрепленной частью. За оборонительным валом располагалось селище, где проживала большая часть населения. Теперь здесь раскинулись виноградники.
Курган-могильник городища искали долго и безуспешно. Помог случай. При нарезке террас для посадки сосен на склонах балки, примыкающей к городищу с востока, под ножом бульдозера показались человеческие кости, бусы, посуда… Усть-Альминский скифо-сарматский некрополь знаменит интересными находками, в том числе и драгоценностей. Так, сарматская "золотая девочка" предстала перед изумленными исследователями в полном комплекте женских украшений, которые носили два тысячелетия назад: ожерелье, серьги, бляшки, брошь-фибула с изображением Афродиты и Эроса, перстни. Множество золотых украшений: серьги с гранатом, ожерелье с агатом, браслеты, обшивки ворота, бляшки, перстень с изображением женского божества были извлечены из захоронения двух женщин, как предполагают, принадлежавших к жреческой касте. В ещё одном склепе археологи обнаружили останки пяти воинов, увенчанных золотыми венками, и с золотыми погребальными масками на лицах.
С высоты мыса Керменчик открывается чудесный вид. У подножия мыса лежит посёлок Песчаное, на месте которого когда-то была татарская деревушка. Турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби оставил нам вот такое красочное описание: «Местность эта лежит в долине. Обладает она виноградниками и садами, приятной водой и воздухом, вследствие чего служит местом для прогулок и отдыха. В деревеньке сей, на побережье полуострова Крымского расположенной, находятся виноградники и сады, подобные райским. Через деревню протекает река Альма, которая перед этим течет от Чатырдага. У реки Альмы расположились истинные сады Ирема. Я провел здесь одну ночь во дворе нурэддин-султана; там получил я воистину королевское удовольствие и блаженство, заслушавшись удивительными, мелодичными трелями тысячи соловьёв и дыша наполненной упоением благодатью…». Окрестности и ныне утопают в садах и виноградниках.
Здешние берега обрывисты и могут быть опасны при шторме и продолжительных дождях. Но вода чрезвычайно прозрачна и богата морской живностью. Говорят, что на пляжах в наносах устья Альмы попадается и какая-то особая самоцветная галька. Может быть, Вам повезёт, и ласковое Чёрное море подарит Вам оранжевый сердоликовый камешек, из которого когда-то делали бусы скифы и сарматы.
(Использована статья О.Исаенко с интернет-версии газеты "Крымские известия")
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: