В 1985 году Вологодский краевед Иван Федорович Никитинский путем опроса жителей Тарногского района узнал о существовании неподалеку от села Тиуново, некоего поклонного камня с крестами. Так было открыт один из наиболее ярких археологических памятников Вологодчины - Тиуновское святилище.
Как вы видите по фотографии, святилище представляет собой два камня, при чем больший из них имеет скругленные углы, отполирован и, что самое главное, покрыт различными рисунками, знаками, а так же огромным количеством православных крестов.
Никитинский и другие ученые считают, что рисунки , нанесенные царапанием датируются XIV-XV веками. Кресты же были нанесены поверх них в более позднее время. В любом случае Тиуновское святилище является самым поздним из найденных функционировавших языческих святилищ.
Ниже приведем описание рисунков, данное Никитинским и его интерпретацию этих рисунков:
--------------------------- Изображение, называемое Никитинским мировым древом, с надписью из неизвестных знаков в его корнях – сейчас полностью утрачено. Южнее, рядом со стволом и кроной дерева, имеется сюжетный рисунок и надпись Сюжетный рисунок состоит из антропоморфной фигуры, наложенной на крупную сложную конструкцию. Антропоморфная фигура имеет голову, туловище, руки и ноги. Голова круглая. Лицо повреждено, на нем слабо угадываются рот, нос и глаза. Туловище состоит из двух равнобедренных трапеций вершинами встык. Прослеживаются покатые плечи. Руки изображены в виде горизонтально лежащей латинской буквы "S": левая рука - вниз, правая - вверх. Ноги прямые, слегка расставленные, ступни носками врозь. В правой поднятой руке фигура держит ветвь. В верхней части ветви имеется по несколько отростков с каждой стороны. На лице, туловище фигуры, вокруг них и вокруг ветви видны следы точечных ударов. Некоторые удары были сильными - появились выбоины. Туловище фигуры находится выше верхней горизонтальной линии, пересекающей восточную плоскость камня. Ее ноги ниже этой линии, но не достигают второй сверху горизонтальной линии.
Крупная сложная конструкция, изображенная за антропоморфной фигурой и севернее ее, состоит из трех основных частей и более мелких деталей, в совокупности изображающих постройку, жилище, притом жилище не совсем обычное. К центральной конусовидной части с обеих сторон примыкают две симметричные фигуры, каждая из которых состоит из симметричных треугольников. Верхние и нижние треугольники разделены параллельными линиями ,а средние - радиальными, исходящими из одного угла. На центральной конусовидной части постройки, имеющей горловину, изображена прямоугольная дверь и небольшое квадратное окно над ней. На двери изображены два вертикально расположенных ромба. Судя по вышеизложенным деталям и общему виду постройки, это каркасное, а не срубное жилище. Постройка напоминает юрту или чум. Ее длина по горизонтали - около 40 см, высота с горловиной - 26 см. Постройка, как и антропоморфная фигура, опирается на верхнюю горизонтальную линию. Но ниже ее идут какие-то слабо прорисованные вертикальные и наклонные линии. Постройку венчают главоподобный верх и изображение христианского креста над ним. Можно определенно сказать, что крест появился позднее (о трасологических исследованиях рисунков см. далее). Когда появился главоподобный верх, сказать трудно. Южнее антропоморфного существа, выше верхней горизонтальной линии имеется серия вертикальных и слегка наклонных линий. Среди них выделяется двойная, глубоко прорисованная вертикальная линия длиной 18 см, ориентированная по линии восток - запад. Севернее кроны дерева на значительном участке плоскости нанесено большое количество вертикальных и горизонтальных линий. Среди них слабо просматривается большой треугольник одним углом вниз. Треугольник расчерчен внутри пересекающимися прямыми. Длина его верхней стороны - 15, а боковых - 13 и 12 см. Вторая надпись (рис. 10) расположена южнее антропоморфной фигуры на пространстве между двумя верхними горизонтальными линиями, Нижнее слово частично наложено на среднюю горизонтальную линию. Площадь поверхности камня, которую занимает надпись 18 и 9 см, по горизонтали и вертикали соответственно. Надпись выполнена кириллицей. На разных этапах исследования она читалась по-разному. Первоначально ее прочтение было "поде ко маркуше"[2]. Но в результате более тщательного рассмотрения надписи был принят другой вариант прочтения - "деко по маркуше". Во внимание было принято расстояние между слогами "по" и "де", "де" и "ко" как по горизонтали, так и по вертикали. Оказалось, что расстояние между слогами "по" и "де" в два раза больше, чем между слогами "де" и "ко". Кроме того, слог "по" ниже двух слогов "де" и "ко", расположенных на одной линии, на 1/3 высоты букв. Поверхность камня между слогами "по" и "де" ровная, ничто не мешало писать здесь буквы, напротив, между слогами "де" и "ко" находится естественная неровность камня. На южной стороне камня в западной верхней ее части имеется изображение довольно сложной конструкции, состоящей из двух основных частей и многих деталей Это, скорее всего, мачта и корпус корабля. Художник постарался изобразить набор судна и мачту в ее оснастке. В верхней части мачты с восточной стороны есть какое-то неясное изображение. Кроме того, возможно, позднее, рисунок пытались "крестить" и переделать мачту в христианский крест. Высота всего изображения - 43 см, максимальная ширина - 30 см. На южном стороне камня, еще ближе к юго-западному углу, чем изображение корабля, немного ниже его, имеется сюжетный рисунок и надпись. Глубокой горизонтальной линией изображена, вероятно, поверхность земли. На ней расположена антропоморфная фигура с хорошо прорисованной головой, туловищем и руками. Голова треугольная, одним из углов вниз. Достаточно хорошо видны глаза, треугольный нос, рот и уши. Голову венчает веточка с несколькими отростками с каждой стороны. Руки у антропоморфной фигуры согнуты в локтях и подняты вверх (поза оранты). На месте кистей скол камня. Правое предплечье перечеркнуто одной горизонтальной и другой наклонной линиями, что можно объяснить попыткой "крещения" сюжета. Туловище имеет покатые плечи, прямые бока и неотчетливо оформленную нижнюю часть. Также неотчетливо переданы и ноги. Антропоморфную фигуру сверху вниз пересекает серия наклонных слабо прорисованных линий. Есть несколько подобных линий, идущих слева направо. Кроме того, эту фигуру художник изобразил стоящей перед высоким растением, в верхней части которого можно различить с обеих сторон отростки. Позднее растение было переделано в христианский крест на Голгофе. В пользу того, что растение с самого начала входило в композицию сюжета, может свидетельствовать и то обстоятельство, что оно опирается на линию, изображающую землю, и что эта линия проведена еще дальше к северу. Над окончанием линии рядом с вершиной растения имеется надпись из четырех букв, выполненных кириллицей. Первые две буквы читаются хорошо. Это "к" и "р". Третья буква читается менее отчетливо. Возможные варианты прочтения: "о", "с", "е.". Наиболее вероятный вариант - буква "о". Последняя буква читается особенно плохо. Возможные варианты прочтения: "м", "л", "я". Прочтение последней буквы осложняется наличием подстилающего букву неясного изображения. Возможные варианты прочтения всего слова: "кром", "крол", "крел", "крся". На антропоморфной фигуре видны следы ударов острым, твердым предметом Еще один сюжетный рисунок находится на западной стороне камня. Он расположен в центральной ее части с незначительным смещением к югу. Здесь, как и в сюжете на юго-западном углу камня, глубокой линией изображена, вероятно, поверхность земли На этой линии стоит зооморфная фигура, предположительно, олень или лось. Ее размеры по горизонтали - до 10 см, по вертикали - до 12 см. Хорошо видны ноги, туловище, шея, несколько хуже - морда и рога. На двух вертикальных веточках рогов просматривается по несколько отростков с каждой стороны. На спине животного изображено антропоморфное существо. Его размеры по горизонтали - до 6 см, по вертикали - до 7,5 см. Тщательно прорисованы голова, туловище, две толстые, суживающиеся к низу ноги. Судя по контуру фигуры, художник, вероятно, пытался передать своеобразие костюма. Нижняя часть ног не совсем ясна, похоже, что автор рисунка пытался отобразить двух- или трехпалость этого существа. На круглом, суживающемся к подбородку лице отчетливо прорисованы прямыми линиями нос, рот, а глаза просверлены. Левая рука существа направлена к рогам оленя, а в правой оно держит какие-то предметы, трактовка которых затруднена. Это вызвано тем, что они довольно мелкие, а изобразить их надо было на твердом камне. Более всего один из предметов похож на колчан со стрелами. В верхней его части угадываются пять мелких черточек, вероятно, это стрелы. Общая длина предмета - до 2,5 см, ширина - до 0,8 см. При переходе от руки к колчану какая-то неясная деталь, возможно, это двупалая кисть. Над колчаном изображен второй предмет. Вероятно, это лук. Прослеживается дуга лука и его тетива. Длина лука - до 6 см, ширина - до 1 см. Перед и над рогами оленя, повернутого головой на юг, имеется скопление перекрещивающихся линий. Трактовать это скопление затруднительно. Над описанным сюжетом, на высоте 22-23 см от линии, изображающей землю, находится точка, из которой вниз веером расходятся линии-лучи. Их около десятка. Часть накладывается друг на друга, часть короче других. Эти линии-лучи упираются в антропоморфную фигуру оленя и линию земли. Ниже они не идут. Вероятно, это - свет звезды. В трех местах лучи перечеркнуты двойными горизонтальными и слегка наклонными линиями. Они отличаются от лучей более глубокой прорезкой. На сюжете, особенно вокруг антропоморфной фигуры видны следы множества ударов острым, твердым предметом. Отдельные удары были нанесены по самой фигуре и оленю. Ниже описанного сюжета, почти на уровне земли, начинается и уходит под землю изображение лестницы. Лестница имеет две боковины и перекладины Похоже, что она состоит из двух частей, как бы разорвана. Обе части имеют наклон к северу от вертикали 30 - 35 градусов. Общая длина лестницы - 35 см, ширина - 1-2 см. промежуток между частями - 7 см, длина нижней части - 22 см. Можно предположить, что художник хотел передать образ веревочной разорванной лестницы. От верхней части и лестницы вверх по камню идет слегка извилистая, прерывающаяся из-за рельефа камня слабо прорисованная линия. Она доходит до низа одного из прямоугольников с геометрическим орнаментом. На западной стороне камня, немного севернее его середины, почти на уровне поверхности земли начинается изображение круга с радиальными лучами исходящими из центра Диаметр круга - около 13 см. Скорее всего круг на уровне земли - изображение еще одного солнца, солнца на закате. На западной стороне камня, несколько выше круга, находится второй сюжетный рисунок и надпись Этот участок камня несет особенно многочисленные следы ударов. Наибольшая их концентрация приходится на сюжетный рисунок, что сильно затрудняет его понимание. Угадывается туловище зооморфной фигуры, ее ноги, хвост, шея, частично голова. Туловище выполнено примерно в том же стиле, что и туловище оленя, но у фигуры массивные, суживающиеся к низу ноги и пышный длинный хвост. Шея длинная, массивная. В целом создается образ лошади. Размеры зооморфной фигуры по горизонтали - до 16 см, по вертикали - до 6 см. Вероятно, на лошади был изображен всадник. Но на его месте от множества ударов получилась почти сплошная выбоина. Просматривается прямая линия в сторону головы лошади, что можно принять за левую руку. На туловище лошади просматриваются линии, которые можно принять за ногу всадника. На месте туловища и головы всадника имеются отдельные сохранившиеся участки линий, которые можно принять за остатки изображения туловища и головы. Над крупом лошади изображен предмет. Довольно уверенно его можно трактовать как меч. Виден клинок, рукоять, перекрестие. Длина меча - до 6,5 см, ширина - до 0,8 см. Ширина перекрестия - до 1,3 см. От крупа лошади вверх прослеживается какая-то вертикальная деталь длиной - до 12 см. Под ногами лошади и с боков всего рисунка просматривается сплошная дугообразная линия, которую можно интерпретировать как изображение ямы. Ширина дуги - до 27 см, высота - около 10 см. Под брюхо лошади подходят три глубоко прорисованные линии. Со всею осторожностью можно предложить вариант интерпретации сюжета как воина-всадника, попавшего в яму-ловушку, где установлено оружие - подрезы. Под сюжетом по вогнутой дуге нанесена надпись из пяти знаков. По горизонтали надпись занимает до 35 см, по вертикали - до 9 см. Надпись сделана кириллицей. Прочтение затруднено. Довольно уверенно читается первая буква "о". Уверенно читается вторая буква "р". Довольно уверенно читается третья буква "ь" (мягкий знак). Менее уверенно - четвертая и пятая буквы, трактуемые как "я", и "м". Возможны различные попытки прочтения, смысл в которых отсутствует. Мне представляется наиболее уверенным вариант прочтения надписи - "орьям". По надписи было нанесено много ударов острым предметом. Имеются следы ударов шириною до 0,7 см. На северной стороне камня, близко к его вершине и значительно выше остальных антропоморфных рисунков, имеется самая крупная подобная фигура (рис. 20). У нее хорошо просматривается голова в пышном солнцеобразном головном уборе, правая рука и прямые ломаные лини вместо туловища. На лице видны глаза, брови, треугольный нос, рот. Венчающий голову убор состоит из линий-лучей. Их около трех десятков. Длина лучей - от 1 до 1,5 см. Лучи соединены тремя (одна над другой) дугами. Дуги разной длины. Нижняя самая длинная. В целом голова с убором имеет ширину по горизонтали около 10 см, в высоту - до 8 см. Плечо правой руки горизонтальное, предплечье вертикальное. Предплечье заканчивается кистью руки, изображенной прямыми линиями, расходящимися веером. Кажется, художник пытался изобразить пять пальцев. Кистью руки фигура держит какой-то предмет, скорее всего двухлезвийный топор или молот. От головы фигуры на северо-запад идет пучок прямых линий. Его длина - до 16 см. От этого пучка на второй трети его длины под другом углом с большим отклонением к северу идет другой пучок линий. Их длина - до 22 см. Вокруг антропоморфной фигуры видно много следов точечных ударов. Отдельные удары прослеживаются на лице. Выделяется скопление следов ударов рядом с рукой фигуры. В 15 см западнее от стыка пучков прямых линий антропоморфной фигуры с солнцеобразным головным убором имеется четко прорисованное изображение пятиконечной звезды. Ее поперечник - до5,5 см. На северной стороне камня на одном уровне с предыдущей антропоморфной фигурой, но восточнее ее изображены рядом две параллельно расположенные лестницы. Они ориентированы с северо-востока на юго-запад. Одна из них короткая (около 10 см) одинарная, с короткими перекладинами. Длина перекладины - от 1 до 2 см. Их число 8 или 9. Другая лестница имеет две боковины длиной до 35 см и шириной около 4 см. Число прослеживаемых перекладин - 12. В верхней половине лестницы рельеф камня неудобен для рисования. Оно здесь на небольшом участке теряется. В нижней части лестницы имеется скол камня, изображение здесь также теряется. Возможно, лестница была длиннее. На обеих лестницах имеются следы точечных ударов. Приведу лишь краткую интерпретацию основных рисунков. Мировое дерево - ось и опора мироздания, его главный символ. По лестнице на небо души праведников поднимались ко входу в рай, первоначально изображенному в виде орнаментированного прямоугольника, выполненного в технике процарапывания, а позднее - в виде окна и двери, выполненных в технике резания. По разорванной веревочной лестнице души грешников попадали в подземное чистилище. Корабль, вероятно, - средство переправы душ умерших или пристанище бога-громовержца на зиму. В пантеоне изображенных богов бог с солнцеподобным головным убором (громовержец) - самый главный бог. Второе по значению божество - богиня с ветвью в руке, изображенная вблизи Мирового дерева на фоне небесного жилища. Это - богиня-мать. Божество в позе оранты - бог окультуренного пространства, отграниченного от мало- или вовсе неокультуренного пространства. Божество на олене - богиня охоты и лесов. Возможно, в пантеоне святилища был бог подземного мира, и в корнях Мирового дерева написано его имя. Трактовка сюжетного рисунка, интерпретируемого как "всадник, попавший в яму", представляет большую трудность. Объяснение надписи "орьям" можно попытаться найти в западнофинских языках, где это слово - дательный падеж от "орья" - раб, пленник, несвободный человек. В целом сюжет и надпись можно расшифровать как заклинание-угрозу: "Смерть пленникам! Смерть врагам!" В местных легендах есть схожий сюжет. В летописях под 1342 г. упоминается о гибели на Ваге от волочан, ранее называемых чудью заволочской, отряда новгородского боярина Луки Варфоломеева, пытавшегося подчинить себе лично Двину и Вагу. Изыскания в области фольклора, точнее в области былинного эпоса о Василии Буслаеве и камне-алатыре, позволяют сопоставлять Тиуновское святилище с камнем-алатырем этих былин. ------------- По нашим ощущениям, святилище имеет очень сложную энергетику, скорее всего потому, что стало объектом столкновения двух религий. В связи с этим, не возникло явного ощущения наличия в этом месте положительного энергетического центра. Не покупайтесь так же на «открытие» одного интернет- деятеля, который ездит по «местам силы» и использует свою собаку для определения этих мест. Ища материалы по Тиуновскому святилищу в Интернете не сложно наткнуться на его статью, где он рапортует об открытии еще одного подобного «камня с рисунками» неподалеку и приводит его координаты. Камень является обычным бульником, каких много в этих лесах, и не несет на себе каких-либо рисунков.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: