Устремленный в небо реактивный самолет МиГ-21 с бортовым номером 100 установлен на кольцевой развязке улиц Ворошилова и Космонавтов. Место для памятника летчикам в Воронеже выбрано не случайно. Боевой самолет словно взлетает с улицы Колесниченко. На месте этой улицы раньше находился военный аэродром, с которого вылетал на боевые задания Герой Советского Союза В.Е. Колесниченко, погибший в июле 1942 года в воздушном бою, совершив таран фашистского бомбардировщика.
МиГ-21 – один из наиболее известных советских реактивных истребителей и самая распространенная в мире во второй половине XX века модель военного самолета. Разработан в 1950-х годах, серийно производился до 1968 года не только в СССР, но и в Китае, Индии, Чехословакии. Неоднократно модифицировался и модернизировался. Экипаж — 1 человек. Размах крыла — 7,5 м. Длина — 14,1 м. Высота — 4,71 м. Масса — 5460 кг. Высота полета — 17800 м. Максимальная скорость — 2175 км/ч. Вооружение: 23-миллиметровая пушка (б/к 200 патронов), управляемые ракеты малой дальности класса «воздух-воздух», неуправляемые и планирующие авиабомбы до 500 кг.
История появления этого монумента имеет несколько версий. По одной из них ‒ самолёт отслужил свой срок, его списали, а потом установили на постамент, по другой ‒ самолёт был подарен городу прославленными советскими лётчиками Георгием Береговым и Иваном Кожедубом. Оказалось, что оба предположения не верны. В интервью газете «МОЁ!» полковник ВВС в отставке Владимир Харитонович Калашников, который принимал непосредственное участие в установке самолёта МиГ-21 на улице Ворошилова, рассказал истинную историю появления этого памятника.
Жёсткая посадка
В 1975 году, во время учений, один из лётчиков, выполнявший полёт на истребителе МиГ-21, неудачно приземлился и разбил крылатую машину вдребезги. Истребитель отремонтировали, но садиться за его несчастливый штурвал после этого не решился ни один пилот.
— Я позвонил Ивану Кожедубу, который в то время отвечал за боевую подготовку лётного состава истребительной авиации ВВС, и рассказал ему о злополучном самолёте, — вспоминает Владимир Харитонович. — Иван Никитович ответил: «Знаешь, я бы и сам на него не сел». После этого самолёт списали и поставили в ангар на аэродроме «Балтимор», где он простоял почти год.
Это был тот самый МиГ-21, который позже и стал памятником на улице Космонавтов.
Памятник упал перед открытием
— Тогда первым секретарём райкома партии Советского района была Нина Алексеевна Ляшенко, — вспоминает Владимир Харитонович. — Когда она узнала, что у нас есть нерабочий самолёт, то предложила мне использовать его в качестве памятника лётчикам Второй воздушной армии ВВС, освобождавшим Воронеж во время Великой Отечественной войны. Нина Алексеевна выбила для него место на кольцевой развязке на улице Космонавтов. Открытие памятника запланировали на 9 Мая.
В полку Владимира Харитоновича служил подполковник, который был не только хорошим военным, но и талантливым художником. Он нарисовал около 10 эскизов постамента для памятника. В результате выбрали эскиз, символизирующий взлётную полосу.
— Сделали постамент, водрузили самолёт на КамАЗ и повезли его устанавливать, — говорит Владимир Харитонович. — Это было 8 мая. Нина Алексеевна пригласила двух крановщиков. Мы приехали к постаменту, я смотрю, а они в дупель пьяные. Я решил, что истребитель им доверять нельзя, оставил сторожить МиГ своего друга и сослуживца подполковника Геннадия Павловского, а сам пошёл звонить Нине Алексеевне (мобильников-то тогда ещё не было).
Не успел я зайти на порог своего кабинета, слышу, как мне в окно что-то орёт Генка. «Что случилось?» — спрашиваю. «Самолёт упал!» — отвечает он испуганным голосом. Оказалось, что сразу после моего отъезда горе рабочие решили потихоньку начать устанавливать МиГ, а тросами его толком не закрепили.
Истребитель рухнул вниз, и носовая часть согнулась в бок на 90 градусов. Я связался с Ниной Алексеевной. Когда она приехала и увидела будущий памятник со свёрнутым носом, гневу её не было предела. Мне даже жалко стало пьяных крановщиков. Пришлось пообещать первому секретарю райкома, что к завтрашнему утру всё будет в порядке.
Нос по ветру
— Я сразу же помчался к нашему начальнику техобслуживания самолётов, — продолжает Владимир Калашников. — Тот взял с собой трёх солдат срочной службы и пообещал им отпуск на 10 суток, если они успеют к открытию починить самолёт.
Ребята трудились всю ночь, а когда в шесть часов утра я приехал на место работ, то увидел МиГ стоящим на постаменте целым и невредимым, сияющим от чистоты. 9 Мая 1976 года состоялось официальное открытие памятника, на котором присутствовали военные лётчики, ветераны, руководители города, пионеры. Всё было очень торжественно и захватывающе.
А ныне, памятник выглядит особенно нарядно в вечерней обновлённой подсветке.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: