За вековую историю отечественная гражданская авиация прошла большой путь. От первых полетов маломестных самолетов деревянной конструкции - до отечественных многоместных магистральных пассажирских самолетов, от первого аэродрома на Ходынском поле в Москве - до современных авиагаваней по всей стране. За это время были взлеты и "падения" всей индустрии, золотое время когда светские легендарные самолеты летали по всему миру, эпоха застоя и развала, но как бы там не было гражданская авиация живет будет жить и развиваться.
1913 - первым гражданским самолетом в царской России можно назвать самолёт Игоря Сикорского - «Илья Муромец». Он был первый в мире пассажирский самолёт с отоплением, электрическим освещением, спальной комнатой и туалетом.
1 мая 1922 года, русско-германское общество «Дерулюфт» запустило первую в Советской России международную авиалинию из немецкого Кенигсберга в Москву и обратно. Рейсы выполнялись дважды в неделю на пятиместном пассажирском самолете Fokker F.III, полет длился в среднем 8,5 часов.
9 февраля 1923 года официальная дата рождения гражданской авиации России.
В этот день Совет Труда и Обороны РСФСР принял постановление "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации".
17 марта 1923 года создано Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота — «Добролёт». Для содействия развитию воздушного флота страны.
15 июля 1923 открылась первая внутренняя авиалиния по маршруту Москва–Нижний Новгород протяженностью 420 км. на самолетах Junkers F.13.
26 мая 1924 года первый полет первого советского цельнометаллического самолёт конструкции А.Н. Туполев - АНТ-2.
1925 - первый полет совершает пятиместный самолет конструкции Николая Поликарпова - ПМ-1. Впоследствии он совершал перелёты Москва — Ленинград и Москва — Берлин.
23.08.1929 - 1.11.1929 Первый советский межконтинентальный перелет Москва - Нью-Йорк на самолёте АНТ-4 «Страна Советов» под управлением экипажа С.А. Шестакова.
6 ноября 1931 – на территории первого столичного Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе ( «Ходынка») открыт первый в СССР пассажирский аэровокзал.
1932 - Образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), позже учреждено официальное наименование советской гражданской авиации — «Аэрофлот».
1937 - В.П. Чкалов совершил первый в истории беспосадочный перелёт из СССР в США через Северный полюс на самолёте АНТ-25.
5 мая 1939 года - появилась первая стюардесса. Ей стала Эльза Эдуардовна Городецкая. Рейс Москва–Ашхабад на самолета ПС-84.
2 июля 1941 года - открыта первая очередь сооружений аэропорта Внуково.
1947 - Начало эксплуатации поршневого самолёта Ил-12
1948 - Начало эксплуатации многоцелевого самолёта Ан-2 конструкции О. К. Антонова.
15 сентября 1956 года - Первый рейс реактивного лайнера Ту-104 из Москвы в Иркутск. Полёт длился 7 часов 10 минут.
1957 - Ту-114 — дальнемагистральный самолёт с более экономичными турбовинтовыми двигателями совершил свой первый полёт. Это был самый большой в мире скоростной пассажирский лайнер. Мог разместить на борту до 200 человек.
1960 - Открыт международный аэропорт Шереметьево.
1964 - Вступил в эксплуатацию московский аэропорт Домодедово.
3 октября 1968 года состоялся первый полет Ту-154. Самый массовый самолёт отечественного производства.
1970 - Вступление СССР в члены Международной организации гражданской авиации (ICAO). Аэрофлот вышел на международную арену. Его экипажи летали в 59 стран мира.
1976 - Совершили испытательные полёты самолёты нового поколения: широкофюзеляжный 350-местный лайнер Ил-86, и 120-местный Як-42 — в ОКБ Яковлева.
1977 - Начало эксплуатации первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Открыта новая эра в гражданской авиации.
1988 - В аэропорту Шереметьево открылся первый в СССР магазин беспошлинной торговли Duty Free.
21 декабря 1988 года - совершил первый полет Ан-225 "Мрия".
1991 - на базе Аэрофлота начали появляться самостоятельные авиакомпаний. Многие из которых в последствии развалились. Авиапром так же прибывал в глубоком кризисе...
1992 - В Шереметьево прибыли первые авиалайнеры иностранного производства — «Аэробусы А-310». Российские авиакомпании массово начинают закупать зарубежные авиалайнеры.
14 июля 1993 года - самолет Ил-96-300 с пермскими двигателями ПС-90А совершил свой первый пассажирский рейс по маршруту Москва - Нью-Йорк. Полет длился около 10 часов. В этом же году начались регулярные рейсы в Сингапур, Тель-Авив, Токио, Пальма де Майорка, Лас-Пальмас.
2011 - начали эксплуатировать «Сухой Суперджет-100». на регулярных авиарейсах. Первый пассажирский самолет "новой" России.
15 декабря 2020 года - состоялся первый полёт перспективного среднемагистрального самолёта МС-21-310, оснащённого новейшими двигателями российского производства ПД-14.
После распада СССР России в наследство досталось 1450 аэропортов разных классов.
Согласно статистике Минтранса в 2022 году в России насчитывается 260 действующих аэропортов и посадочных площадок.
Сертификаты эксплуатанта коммерческой гражданской авиации выданы 110 авиакомпаниям их парк насчитывает 1 287самолетов 67,1% зарубежного производства.
Согласно программе, до 2030 года парк российских авиакомпаний должны пополнить более 1 тыс. отечественных самолётов. Среди них – более 140 бортов SSJ-New, 270 самолётов МС-21-310, по 70 машин Ил-114-300 и Ту-214. Кроме того, предусматривается большой объём поставок малоразмерных самолётов: «Ладога» (ТВРС-44), Л-410 и «Байкал» (ЛМС-901).
https://dzen.ru/sturmufa
mos.ru