На всякий случай. АУД трассы «Иртыш» [TR/31763]

Взлет Як-130 с аэродромного участка дороги
Взлет Як-130 с аэродромного участка дороги
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Техноген
Размер: Нормальный
Автор запретил посещение тайника в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Новосибирская обл.
Чановский р-н
Ближайший нас.пункт
Кошкуль
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
Нашли: 1
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Схема аэродромного участка дороги
Схема аэродромного участка дороги
Трасса (ВПП)
Трасса (ВПП)
Парковка (стоянка для самолетов)
Парковка (стоянка для самолетов)
Тайник там
Тайник там
Автор: Das Boot
Создан: 13.06.2024
Опубликован: 16.08.2024
(отредактирован: 16.08.2024)

Описание окружающей местности

 Осенью 2014 года на совещании под руководством Президента Российской Федерации рассматривались вопросы дальнейшего развития вооружённых сил России. Одним из главных был вопрос о возможности использования гражданских автотрасс в качестве военных аэродромов. Инициатива поступила от Минобороны РФ, которое заявило, что необходимо иметь трассы, на которые могут садиться боевые самолёты и такие участки должны быть оборудованы на всех трассах федерального значения. Для чего? Как прокомментировали военные: «На всякий случай». Эти авиационные участки дорог (АУДы) при необходимости смогли бы использовать и другие ведомства. По итогам совещания, на котором  выдвинутое предложение было одобрено главой государства, Министерство обороны разработало требования к АУД – по их протяжённости, выдерживаемой нагрузке и дублирующей инфраструктуре. Было уточнено необходимое количество АУД, исходя из задач, возложенных на Воздушно-космические силы (ВКС), и в последующие годы начали их строительство.

 Честно сказать, данная идея не являлась новой и/или уникальной. Ещё в конце Второй Мировой войны в гитлеровской Германии начали использовать отрезки автобанов в качестве альтернативных взлётно-посадочных полос. Такое решение объяснялось тем, что нацистам просто-напросто не хватало обычных аэродромов, многие из которых разбомбили. Война закончилась, но идея использовать автомобильные дороги в качестве запасного аэродрома, понравилась многим. И уже через несколько лет после наступления мира в Европе стали появляться такие участки дороги. Кстати, «аэродромный участок дороги» – это советский термин. В США подобные ВПП называли «highway strip», в ФРГ – «Autobahn-Behelfsflugplatz», в Италии – «pista d'atterraggio stradale». А их расцвет, независимо от названия, пришёлся на период Холодной войны, когда соперничающие стороны искали новые тактические решения. В СССР на всех крупных автомагистралях были (а кое-где есть до сих пор) специально оборудованные участки для взлёта и посадки боевых самолётов. Их строительство велось с целью создания разветвлённой сети оперативных аэродромов, которые позволяли бы вдали от основного аэродрома базирования осуществлять заправку самолётов, не оборудованных средствами дозаправки в воздухе. Подразумевалось, что авиация противника нанесёт первый удар непосредственно по аэродромам базирования авиации, а подобные АУД, позволят вести боевые действия с них. Большая их часть (порядка 20) находилась на территории Прибалтики, Украины, Белоруссии и Средней Азии. После распада СССР в 1991 году создание АУД  на территории России было приостановлено.

 Для чего вернулись к идее создания АУД в наше время? При ведении боевых действий наибольшие потери авиация несёт на собственных аэродромах. На земле самолёт беспомощен. К тому же несколько точных попаданий ракет или бомб по ВПП способны надолго вывести аэродром из строя. Полностью прикрыть аэродромы от ударов с воздуха практически невозможно. Но способ сохранить боевые машины есть – рассредоточить авиацию на максимально большое количество площадок, пригодных для взлёта и посадки. Если дорожная сеть превращается в аэродромную, то обнаружить самолёты неприятелю крайне сложно. Да и беспилотники проще наводить по известным целям, где есть высокая концентрация летательных аппаратов. Кроме того, после удара по неприятелю с неба, незамеченным самому остаться невозможно. Поэтому лучшее решение – возвращаться не на стационарный, а на импровизированный аэродром. Но сесть на АУД – не самое простое дело. Несмотря на то, что дорога оборудована для посадки самолётов, это всё равно не полноценная ВПП, оснащённая системами навигации и посадки. На учениях, когда самолёты садятся на трассу, считается, что основные и запасные аэродромы уже разбомблены и выведены из строя. Как правило, на  аэродромные участки садятся самолёты так называемой фронтовой авиации – истребители, тактические бомбардировщики, штурмовики. Начиная с 2020 года ВКС России регулярно проводят оперативно-тактические учения  фронтовой авиации по использованию созданных АУД по предназначению. Так в 2021 году  под Воронежем был отработан эпизод с перебазированием бомбардировщиков Су-34 на оперативный аэродром, оборудованный прямо на федеральной трассе Е-38 Курск – Саратов. Прямой и широкий участок автострады перекрыли для движения, расставили по обочинам аэронавигационные знаки. Площадка для отдыха дальнобойщиков превратилась в самолётную стоянку, рядом развернули полевой диспетчерский пункт и систему заправки бомбардировщиков. По легенде учений базовый аэродром авиаполка подвергся массированному ракетному удару, но самолёты успели подняться в воздух и перелететь на новое место. Один за другим на АУД стали прибывать транспортные Ан-26 и Ил-76 с дополнительными боекомплектами и наземной аэродромной техникой. С воздуха полевой аэродром прикрывали вертолёты Ми-8 и Ми-35. Они защищали транспортные самолёты при посадке, используя опыт современных локальных конфликтов. Главной задачей тренировки стало непрерывное обеспечение бомбардировщиков всем необходимым для выполнения задач.

 Что же представляет собой аэродромный участок дороги? Это прямолинейный участок длинной 2,5 км с «чистыми» подходами (то есть не имеет в створе высоких сооружений, ЛЭП, водонапорных башен, пересекающих проводов и пр.). Ширина АУД – 40 м плюс обочины, отбойники либо отсутствуют, либо легко демонтируются. Кроме этого в наличии вспомогательные рулёжные дорожки (РД) и вспомогательная полоса, которая проложена рядом с основной. РД нужны для оперативного съезда борта с полосы, т.е. с целью освобождения дороги транспорту или другим воздушным судам. Есть также места для стоянки самолётов и техники обеспечения, замаскированные, как правило, под обычную автомобильную парковку. Ну, и стоит ли говорить о том, что покрытие такого «запасного аэродрома» не имеет изъянов?

 Использованы данные из источников: Авиационные участки дорог
 Видео: Учения армейской авиации на АУД под Воронежем

 Другие тайники серии «На всякий случай. АУД»:
На всякий случай. АУД трассы «Сибирь»
На всякий случай. АУД трассы «Чуйский тракт»

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Чайник тур (27.08.2024 06:12:19)
В ходе поездки вахтой на фуре открыл замечательный тайник на стоянке, как все водители думают. Провел ликбез по назначению этой "стоянки"по рации.
Очень хорошо. Тайник взял с удовольствием . Далеко от фуры идти не пришлось . Взял фонарик и "радиактивного" геокрота. Ура!!!
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.