Серия тайников, посвященная особому виду искусства, получившему развитие в республиках бывшей Югославии. После политической ссоры двух социалистических лидеров, двух Иосифов: Сталина и Тито, последний взял курс на движение неприсоединения, сохраняя при этом приверженность социализму.
Разрыв был также и в искусстве, в пику советскому соц. реализму в Югославии развился абстрактный стиль в скульптуре, и в частности в исторических памятниках (спомениках). Так как практически единственной «скрепой» у народов Югославии была победа над фашизмом, то создавались монументы памяти героев и жертв.
Брутализм не совсем от слова брутальность, хотя это прилагательное можно применить к объектам, брутализм означает сделанный из бетона, с грубой поверхностью, с неубранными следами опалубки. Часто бетон инкрустировали нержавеющей сталью. Стиль уникальный, хотя и в России можно найти несколько образцов. На Балканах же их сотни, от грандиозных до маленьких, размером с холодильник.
Каждый споменик – часть истории партизанского движения и борьбы с фашистами и усташами, с каждым связаны события, которые будут описаны ниже.
(Тайники будут выкладываться не в хронологическом порядке, но в последствии будут пронумерованы)
1942 год стал самым успешным для партизанского движения, возглавляемого югославскими коммунистами. Мы еще расскажем вам про Бихачскую республику – большой кусок освобожденной территории, но здесь в Козаре сейчас весна 1942 года, и освобожденные Приедор и Босанский Петровац вызывают беспокойство немцев, так как угрожают их штабу в Баня-Луке и железным рудникам в окрестных горах. Нацисты разведывают где сконцентрированы больших силы повстанцев и планируют операцию «Западная Босния». Для этого мобилизовывают 15000 солдат вермахта, 22000 солдат-усташей, 2000 четников и несколько венгерских речных судов чтобы прикрыть переход Савы на севере, если до этого дойдет. Противостояли им 3000 вооруженных партизан и 60000 неподготовленных гражданских лиц с освобожденных территорий.
Козара – это горная область, основная высота здесь – гора Мраковица – 809м над уровнем моря. В горных лесах удобно прятаться, но в этот раз немцам удалось окружить партизанское войско, и 10 июня 1942 года коалиция во главе с генералом Фридрихом Шталем обрушилась на район Козары со всех направлений.
Первые 10 дней защитникам удавалось сдерживать атаки, но потом неравенство сил дало о себе знать и нацисты начинали брать вверх. 3 июля партизанская оборона была прорвана. Из 3000 выжили только 900 бойцов, которым удалось прорваться на запад и там возродиться как отдельная боевая единица – 5 Краинская бригада. Гражданские же жители, те, кто не погибли, были взяты в плен и согнаны в концлагерь Ясеновац, где жестоко замучены.
Изначально после войны это место не было таким почитаемым, но постепенно обрастало мифами и все больше людей приходили сюда почтить память. В 1957 году Козара была признана местом исторического наследия и стали формироваться планы строительства монумента. Из 49 заявок победителем стал хорват Душан Джамоня, словно оправдываясь за своих жестоких земляков. Строительство началось в 1971 году и в конце 1972 было завершено.
Мемориальный комплекс расположен на вершине горы Мраковица и состоит их 3 частей. Основная - это цилиндрический монолит, высотой 33 метра, состоящий из вертикальный бетонных ребер причудливой изогнутой формы. Было использовано 1000 тонн цемента, 4000 куб метра наполнителя и 200 тонн стали. Две остальные – это стена скорби, где увековечены имена 9922 погибших и небольшой музей. С разных точек открываются разные ракурсы, абстрактность композиции допускает различные толкования. По мнению самого автора, причудливость формы башни символизирует «игру света и тьмы», оптимизм и пессимизм, жизнь и смерть. Но чтобы сложить свое мнение нужно мемориал посетить лично.
Есть еще 4-я составляющая мемориала – ступени, по которым мы поднимается, одновременно и амфитеатр перед сценой. Здесь в социалистическое время проводились и официальные торжества, и прием в «пионеры», и рок концерты. Рок не был запрещен в этой стране.
Важно рассказать о нынешнем состоянии споменика, так как в разных местах бывшей Югославии по-разному относятся в исторической памяти, особенно после гражданских войн 90-х. Козара – это республика Србска, Боснии и Герцеговины. Сейчас это территория национальной парка с платным въездом. Монумент ухожен, приносят цветы и музей работает. Но современных людей привлекает также и горнолыжный курорт рядом, и возможность пеших походов по окрестностям, и комфортабельная гостиница у шоссе, и веревочный парк. Это рекреационная зона, а памятник – это грандиозная скульптура рядом. Никто идеологию не навязывает.