Автор: Seriy Volk
Создан: 28.08.2007
Опубликован: 08.09.2007
(отредактирован: 29.10.2020)
Компаньоны: жена Оля, дочка Аня.
Описание окружающей местности
Этот тайник - неплохой способ сделать нескучной дорогу из Вел. Новгорода в Псков, которая часто проходится автопутешественниками, посещающими эти два прекрасных города. Тайник рекомендуется к посещению в любое время года, кроме зимы.
По преданию, от правнука Иафета (сын Ноя) - Скифа произошли пять братьев: Словен, Рус, Болгар, Кошон и Истер. Все они жили на берегах Черного моря. Словен и Рус оставили древнюю отчизну и, пространствовав 14 лет, пришли к озеру Мойску. По совету волхвов старший брат поселился у источника мутной реки, названной им Волховом, и основал здесь город Словенск Великий. Другую реку он назвал Шелонью в честь своей жены Шелони, а озеро Ильмером - в честь своей сестры Ильмеры. Топонимическая наука утверждает, что название реки Шелонь - чисто славянское, оно первоначально встречается в начале ХIII века в форме - Шелона, или Шолонь, т.е. соленая. Шелонь была одним из звеньев торгового пути, ведущего в Старую Руссу, где издавна известны соленые источники и добывалась соль. Ильмень означает широкий разлив реки, похожий на озеро. До XVI века это озеро называлось Ильмерь. “Соленый” путь вел далее из Шелони в ее левый приток – Узу, затем волоком перетаскивали в Череху, из Черехи выходили в Великую и прибывали в Псков.
На Шелони есть несколько интересных мест и объектов, которые по отдельности, хотя и представляют собой либо природный, либо исторический памятник, однако до полноценного тайника с высоким баллом не дотягивают, поэтому решено было объединить их в один протяженный тайник с несложными шагами, но множеством подробных описаний этих мест. Объекты разнообразны - от красивых ландшафтов до техногена; часть из их не описана ни в одном путеводителе. Описания взяты из различных источников, в том числе и из уст местных жителей. Быть может, после появления тайника этот маршрут будет взят на вооружение всякими турфирмами. И еще: Авторы с удовольстием выслушают замечания и предложения по любому из шагов, может быть где-то стоит поменять вопрос на оригинальную загадку или заложить микроконтейнер. У нас есть возможность раз в полгода дорабатывать этот тайник. Итак, стартуем…
Шелонская битва. Лихолетье. Умный, коварный и жестокий Иван III произнес решительное слово: «Да будет война». Чуть ранее правящая партия новгородских бояр во главе с Марфой Борецкой, не имея возможности подавлять восстания горожан, заключили военный союз с польским королем и литовским великим князем Казимиром IV, а также отправили своего кандидата на пост архиепископа не к московскому, а к литовскому митрополиту. Это было главной политичекой ошибкой. Действия новгородцев были расценены как «измена православию», и Иван III объявил общерусский «крестовый поход» на Новгород. Ему удалось привлечь к походу псковитян, вятичей и устюжан. Основной же удар наносился с юга московской дружиной князя Даниила Холмского. Кольцо сжималось. Началося страшное опустошение. С одной стороны воевода Холмский и рать великокняжеская, с другой псковитяне, вступив в землю Новгородскую, истребляли все огнем и мечом. Дым, пламя, кровавые реки, стон и вопль от востока и запада неслися к берегам Ильменя. Московитяне изъявляли остервенение неописанное: новгородцы-изменники казались им хуже татар. Не было пощады ни бедным земледельцам, ни женщинам. Летописцы замечают, что небо, благоприятствуя Иоанну, иссушило тогда все болота; что от майя до сентября месяца ни одной капли дождя не упало на землю: зыби затвердели; войско с обозами везде имело путь свободный и гнало скот по лесам, дотоле непроходимым. Псковитяне взяли Вышегород, Холмский обратил в пепел Русу. Не ожидав войны летом и нападения столь дружного, сильного, Марфа и единомышленники послали знать великому князю, что они желают втупить в переговоры, а сами меж тем старались уверить сограждан, что одна счастливая битва может спасти их свободу… …Отряд Холмского, уже изрядно поредевший в боях, шел вдоль правого берега Шелони на объединение с псковским отрядом. Новгородское ополчение двигалось левым берегом, стараясь помешать этому объединению. В самое то время, когда Холмский думал переправляться на лугую сторону реки, он увидел неприятеля столь многочисленного, что московитяне изумились. И было 5000, а новгородцев от 30 до 40 тысяч: ибо друзья Борецких уже успели набрать и выслать несколько полков, чтобы усилить свою конную рать. Но воеводы Иоанновы сказав дружине: «Настало время послужить государю; не убоимся ни трехсот тысяч мятежников; за нас правда и Господь Вседержитель», бросились на конях в Шелонь с крутого берега и в глубоком месте; однако ж никто и московитян не усомнился следовать их примеру; никто не утонул; и все устремились в бой. Новгородский летописец говорит, что соотечественники его бились мужественно и принудили московитян отступить, но что конница татарская, быв в засаде, нечаянным нападеним расстроила первых и решила дело. Но по другим известиям новгородцы не стояли ни часу: лошади их, язвимые стрелами, начали сбивать с себя всадников; ужас объял воевод малодушных и войско неопытное (кузнецы да гончары); обратили тыл, скакали без памяти и топтали друг друга, гонимые истреблемы неприятелем… (с) Н.М. Карамзин “История государства Российского”. Битва была коротка и жестока. Убито было 12000 ополченцев и 1700 взято в плен, в том числе Дмитрий Борецкий, сын Марфы. В тот же месяц были отрублены головы у всей плененной новгородской верхушки. Марфа было отпущена в монастырь. Бой на р. Шелонь имел стратегическое значение и решил исход войны. Теперь новгородское вече выразило покорность и запросило у московского великого князя пощады. Больше Новгород с колен не поднялся. В 1477 году Иван III снова идет на город, 14 января 1478 года великий князь вошел в Новгород, как царь Руси. Иван III не стал уничтожать город. Вместо этого он жестоко расправился с непокорными людьми: в течении нескольких лет свободолюбивый новгородский народ принудительно переселялся в южные районы московского княжества, на их место, щедро раздавая земли, Иван III приглашал бояр с Рязянской и Тверской земли. Это ли не первый пример насильственного перемещения неугодного народа на Руси? Историки 20 века, тщательно изучив географию берега Шелони, летописи, проведя раскопки, пришли в выводу, что наиболее вероятное место форсирования реки - это район нынешних деревень Скирино и Велебицы. Уже в наше время в Велебицах поставили дубовый памятный крест в память о всех погибших соотечественниках во времена лихолетий. Недалеко от Велебиц есть живописное место, откуда открывается вид на деревню, на Шелонь, на остров посреди реки, на местность, где происходила битва. Место это называется Марьин Утес. Недалеко от него спрятан контейнер.
Купальня во имя воина Фёдора Ушакова
В деревне с нежным названием Молочково издревле бьют ключи, почитавшиеся святыми и лечебными. Почитаемые родники каких-то сто лет назад не были редкостью в Солецком районе, но сейчас сохранился только один, о котором и пойдет речь. Остальные источники заброшены. Издревле в Молочково приходили на праздники Успения и Вознесения, на родник. Недалеко находится церковь Успения Богородицы, около нее - погост, обнесенный каменной стеной. В писцовых книгах Шелонской пятины за 1539 г. упоминается "церковь Успения Пречистые с игуменом Корнилием" на месте современной церкви, что говорит о существовании в XVI в. на этом месте монастыря. В начале XX в. местные жители ещё помнили легенду о явлении в этом месте иконы Успения Богородицы, хранившейся в молочковской церкви - с этим чудесным явлением связывалось открытие и почитание родника. Существующая церковь построена около 1815 г (информация отсюда). История деревни Молочково делается и в наше время. В конце 90-х годов 20 века отцы-командиры солецкого военного гарнизона решили возбновить древний обряд – на Крещение смывать грехи в прорубе. Понравилось. Втянулись. В 2000 году поставили на источнике купальню. Теперь сюда приезжают все, кто 19 января свободен от службы, и кому окунуться в радость - от солдата до командиров. А перед Богом, как говорится, все равны, нет здесь майоров, полковников, прапорщиков или солдат срочной службы, нет устава, звездочек и субординации. Есть только ключевая вода из святого источника, местный батюшка да личные грехи и святой праздник.
Центр Илеменского погоста
Село Илемно, что на излучине Шелони, когда- то было центром погоста. С 17 века в селе стояли две церкви : теплая каменная (Успенская) и холодная деревянная (Казанская). Обе церкви дошли до наших дней в полуразрушенном состоянии. На крыше Успенской церкви успели вырасти и уже засохнуть довольно большие березы. Главный купол отсутствует вовсе, а на барабане сидят аисты. Церковь Казанской Божьей Матери, согласно обследованию 1912 года, была признана архитектурной и почему-то археологической ценностью и подлежала фотографированию к выставке Археологического съезда. Церковь эта 1631 года постройки, но в отличие от деревянных храмов русского севера, не смогда дойти до нас в первозданном или похожем на первозданный виде. После революции церковь стали использовать как общественное помещение. Купола и крышу сняли, внутренние стены вырубили, позже достроили что-то типа тамбура. Первый этаж стали использовать под клуб, до сих пор осталось место, где стоял кинопроектор. Сейчас осталось только 13 древних венцов, но судя по старой фотографии и месторасположению храма, это был шедевр. На крутом и высоком берегу, на упругой излучине знаменитой реки храм обозревается со всех сторон и с далеких расстояний. Учитывая уникальную архитектуру и то, как мало осталось деревянного зодчества в новгородчине, храм нужно возрождать неприменно. Для тех, кто интересуется, здесь научная статья о церкви. Неколько слов об аистах. В солецкой онлайн газате Илемно названо столицей аистов . Дело в том, что с 1970 года в деревне живет Константин Николаевич Волков. Подрезав верхушку дерева, он в первую же весну обнаружил там гнездо аистов. Еще бы, излучина реки в экологически чистом районе – место для аистов, Богом посланное. Заразив своим примером неколько земляков, ему удалось увеличить число аистовых семей, прилетающих весной, до 30. Илемно утром просыпается под барабанную дробь. Это птицы приветствуют друг друга безголосой музыкой - треском клюва. Люди начинают рабочий день, и птицы тоже - летят за кормом. Подрезанные деревья, столбы и крыша старой церкви - все служит местом для строительсва гнезда. Мы рекомендуем прочитать указанную статью, там доступно и с юмором описана жизнь аистов в деревне и их психология, разные случаи из жизни. Еще в Илемно есть молодое культовое сооружение - часовня Параскевы Пятницы над Святым колодцем. Раньше над источником стояла крохотная часовенка с крестом, как в Молочково, а современную построили недавно. К сожалению, на ней висел замок, когда делался тайник. Еще можно упомянуть, что Илемно расположено на двух берегах, и раньше (на старых планах деревни) напротив родника показана переправа. Сейчас тоже ходит какая-то лодочка.
Соратник Барклая де Толли
Бороздины - старинный русский дворянский род, ведет свое начало от Юрия Лозынича, выехавшего в 1327 году из Волыни к великому князю Александру Михайловичу Храброму Тверскому. С начала 17-го века Бороздины прочно обосновались на Псковских землях. Многие из Бороздиных снискали себе славу опытных полководцев и мужественных воинов. Один из самых знаменитых Бороздиных был герой войны 1812 года, полководец - Николай Михайлович. Его отец, Михаил Саввич, почти всю свою жизнь провел в походах, храбро бился с турками и был отмечен чином генерал - поручика. Военную карьеру избрали и два старших брата Николая Михайловича - Андрей и Михаил. Юного Николеньку, как водилось тогда в дворянских семьях, записали в армейскую службу едва ли не с младенчества. Пяти лет от роду он носил уже звание вахмистра, да ни какого-нибудь заштатного полка, а самого привилегированного и аристократического в России — лейб-гвардии конного. Мальчик рос, чины шли, а когда Николай Бороздин отправился в Петербург, он имел уже офицерское звание. При «матушке» Екатерине II жизнь офицеров привилегированного полка текла, как сплошной праздник, но восход на престол сторонника казарменного порядка Павла I чуть не оборвал карьеру молодого офицера: во время бала он поднял и подал упавший веер фаворитке царя княжне Гагариной. Сразу после бала его арестовали и посадили в тюрьму на 6 недель, на «хлеб и воду». После дворцового переворота и убийства Павла Бороздин продолжил службу в гвардии. Войну 1812 года он встретил уже в чине генерал-майора, командира кирасирской дивизии, под командованием Барклая де Толли. Отличился он и во время Бородинского сражения, так что Кутузов отметил его в рапорте императору. После оставления Москвы, Николай Михайлович командовал партизанским отрядом, затем гнал Наполеона по России: сражения под Тарутиным, Малоярославцем, Березине. Также участвовал в заграничном анти-наполеоновском походе: сражался под Бауценом, Лейпцигом и под Парижем. Последней войной для Бороздина стала русско-турецкая (1828-1829), после которой он ушел в отставку. Скончался герой в Петербурге, а похоронен в своем родовом имении в деревне Костыжицы, куда мы с Вами и направляемся. С моста через Шелонь около Костыжиц открывается один их самых красивых видов на шелонские берега на всем протяжении нашего путешествия. Причем как летом, так и зимой. Чуть ниже моста на реке была мельница (видимо, принадлежавшая Бороздиным), и на остатках плотины в теплое время купается народ. Туда ведет дорожка, и можно подъехать. Усадьбе же Бороздиных совсем не повезло, в отличие от усадеб Гагариных и Строгановых - о них речь впереди. Революционный огонь ее уничтожил. Еще в деревня стояла церковь, которая была разобрана каких-то лет 20-25 назад, когда спрямляли дорогу. Есть в деревне и легенда, будто от церкви до развалин мельницы на берегу шел подземный ход. После разборки церкви оттуда вынесли надгробную плиту с могилы Николая Михайловича и положили ее возле вновь созданного памятника герою войны. Памятник довольно симпатичный, выдержан в патриотическом стиле. Около памятника растут вековые дубы.
Порховская ГЭС
До войны на Шелони в черте города Порхов стояла гидроэлектростанция. В войну она была частично разбомблена, и больше не восстанавливалась. Осталась плотина, подъемные механизмы, административное здание, на котором стоят почему-то новые двери. Плотину местные жители используют как пешеходный мостик на другой берег. На плотину можно взобраться по лестнице, что Вам и предстоит сделать. В 150 метрах от плотины, на левом берегу Шелони стоит древняя Рождественнская церковь с колокольней. Рекомендуем осмотреть ее.
Холомки
У усадьбы Холомки, что находится в нескольких километрах от впадения реки Белки, сложиласть интересная судьба. Основателем, первым и единственным хозяином Холомков был князь Андрей Григорьевич Гагарин, из той линии Рюриковичей, что идёт от Владимира Мономаха к Всеволоду Большое Гнездо. Старшая и младшая ветви князей Гагариных угасли ещё в XVIII веке, а вот потомки первой средней линии рода с петровских времён занимали высокие государственные посты. Среди них были сенаторы, действительные тайные советники, которые в разные времена управляли императорскими заводами, театрами, служили в русской армии. По соседству, в Бельском Устье, находилось большое имение предводителя Псковского дворянства Новосильцева. Когда Андрей Григорьевич, попавший в опалу, приехал на Шелонь, он купил часть земель и начал строить усадебный дом. Замысел был построить дом в стиле дворянских усадеб пушкинских времен, но в современном оснащении, чтобы можно было жить и зимой. Помог осуществить этот замысел архитектор Иван Фомин, которого посоветовал Гагарину Бенуа. С 1907 года Андрей Григорьевич, снятый со службы за «бездействие власти» (он не позволил производить обыски и аресты среди студентов Политехнического института, директором коего являлся), не имел права занимать государственные посты, и сосредоточился на оснащении своей псковской резиденции. Интерьеры дома в Холомках были также тщательно продуманы, в нем должно было удобно жить всем членам большой семьи и спокойно работать отцу: его научные интересы играли важнейшую роль в образе жизни Гагариных. Кстати, название «Холомки» появилось только в 1911 году, а несколько лет спустя имение еще иногда называли Псковским Парнасом. Обстановка в доме, мебель и оформление были заказаны известной фирме Мельцера. Однако полностью осуществить план оформления интерьеров не удалось, так как началась мировая война. Из всех садово-парковых «затей» Гагарину удалось осуществить две. Это спускающаяся с холма к реке в форме буквы «Г» липовая аллея и частично сохранившаяся до нашего времени въездная дубовая аллея, огромные деревья которой на открытом поле у реки как бы символизируют прочность и незыблемость устоев гагаринского клана. Князь любил дубы – возможно, потому, что, как писал Евгений Замятин, в гербе князей дуб и медведь. Полностью усадьба была достроена к началу войны, в 1914 году. С 1912 года князь Гагарин вновь работает в Политехе, занимается наукой, а с началом Первой Мировой войны входит в Оптический отдел Артиллерийского технического комитета. Не исключено, что именно это спасло усадьбу от сожжения. Андрей Григорьевич получил охранную грамоту от самого В.И. Ленина, по которой усадьба сносу не подлежит, хозяева должны заниматься наукой, поскольку занятия эти для республики полезны. Вот так. А ведь не раз собирались местные крестьяне на сходку с желанием сжечь барский дом. С 1918 года в усадьбе организуется Народный дом, которым руководит дочь Гагарина. Здесь устраиваются театрализованные вечера для местных крестьян. На эти вечера молодежь приезжала даже из Порхова. В 1920 году жена Гагарина, Мария Дмитриевна, обращается через знакомых ей художников М.В.Добужинского и В.А.Милашевского к А.М.Горькому с предложением организовать в усадьбе Дом искусств для поддержания голодающей в Петрограде творческой интеллигенции. Тогда еще деревня в состоянии была прокормить петроградских художников и писателей и их семьи. С этой целью в Холомки был командирован К.И.Чуковский, и летом 1920 года в Холомках открылась колония Дома искусств. В 20-е года здесь жили или гостили Е.И.Замятин, М.Л.Лозинский, М.Л.Сломинский, М.М.Зощенко, О.Э.Мандельштам и Н.М.Волковыский. В Великую Отечественную войну в усадебном доме размещались штабные службы немецких войск. В здании усадьбы располагались столовая, спальные комнаты и комнаты отдыха, поэтому дом Гагариных не пострадал. В настоящее время дом объявлен архитектурным памятником, неспешно идет реставрация.
Вязье
Это имение действительного статского советника Спиридонова принадлежало ему с конца 19 века. Вязье интересно своей сельскохозяйственной школой, а именно молочной и сыровареной (то, чего нам сейчас не хватает). Именно развалины школы и других технических построек сохранились как исторические объекты. Сам усадебный дом пропал. А может и крестьяне сожгли, ведь охранной грамоты от Ленина, как для Холомков не было. Через площадь от школы сохранилось зернохранилище. Нижний этаж выстроен из дикого камня с кирпичом и пандусами для заезда телег. В одной из построек сохранилась также лестница на второй этаж. Насколько она надежна - неизвестно.
Псковская ГрЭС
Еще один техноген, на этот раз действующий. Однако, несмотря на режимность, осмотреть самый интересный объект - плотину - можно. Плотина образует водохранилище, которое используется для нужд ГРЭС. Иногда избыток воды спускается, но, в целом, дамба сильно понижает уровень воды в Шелони, что несколько снижает краоту этой реки. Самое интересное можно увидеть выше плотины – это разлив реки. Здесь ширина раз в пятьдесят больше ширины реки после плотины. Жаль, что остановиться нельзя, зато можно ехать 20 км/ч.
Город Высокий - Княжьи горки
Еще в 13 веке, новгородский князь Александр Невский, стремясь защитить западные границы Руси от недругов, пытавшихся воспользоваться ее слабостью посде нашествия татаро-монгол, основывал города-крепости вдоль реки Шелонь. Так были основаны Порхов, Кошкин-город, Вышегород. Среди городов значится и город высокий, который, согласно писцовым книгам, располагался там, где в Шелонь впадает река Судома. Город Высокий состоял из четырех частей: городок Высокий представлял собой насыпную гору с крутыми скатами без единого дерева и кустарника, что позволяло спускать на противника камни, бревна, горящие предметы. В городок вел единственный вход (он и поныне существует), который закрывался специально заготовленными щитами и валунами. В Высоком была построена деревянная церковь в честь Святого Николая; вокруг нее хоронили умерших. И поныне среди местных жителей бытует легенда, что зга церковь провалилась в глубь земли. Вторая часть города -сельцо Высокое, ныне деревня Городок. Считается, что по имени сельца Высокое и был назван город Высокий. Третья часть укрепления- посад на реке Судома- Горки, впоследствие Княжьи Горки, Красные Горки. Здесь жил наместник. После того, как в городке сгорела деревянная церковь Святого Николая, новую церковь построили в Горках - в честь святого Ильи. Это было уже в начале XV века. Постепенно, ввиду уменьшения опасности нападения противника, отдаленности торговых путей, отсутствия торгового и промышленного населения (местное население занималось только земледелием), город Высокий потерял свое значение. (с) Информация взята отсюда. После расправы над новгородским боярами и высылки их на Оку и в Мещеру, освободившиеся земли Иван III щедро раздавал своим сподвижникам. В частности, верховья Шелони достались князьям Мещерским, которые служили московким князьям с конца 13 века, когда Юрий Федорович Мещерский участвовал в Куликовской битве. Окончательно Горки достались Мещерким в начале 17 века. Иван Никитич Мещерский в 1615 году был градоначальником Порхова. При Мещерких начала обустраиваться усадьба, появились первые постройки, посажены первые деревья. Первоначально был разбит регулярный парк, вырыт большой пруд. Затем Княжьи Горки принадлежали роду Кожиных. Наряду с имением в 1784 г. полковник Артамон Осипович Кожин владел парусиновой фабрикой и винным заводом в Порховском уезде. После его смерти имение переходит по наследству жене Вере Васильевне Кожиной. Она в 1821 г. поделила имение между воими детьми. В первой трети 19 века имение было во владении Агафьи Григорьевны Корсаковой ( в девичестве Кожиной). Владелица расширила территорию усадьбы и увеличила парк до самого берега реки Судомы. В 1833 году на средства покойного Артамона Кожина строится в Княжьих горках церковь во имя Святого Пророка Илии. Замечательная церковь построена в стиле русского классицизма первой половины 19 века, видимо, в честь победы над Наполеоном, о чем свидетельствуют и ее архитектура, и барельеф, и близость кутузовских мест. В 250 саженях от погоста был обнаружен древний курган высотой в 1 сажень. А в соборе долгое время хранилось блюдо, выкопанное в этих местах Алексеем Мещерским, прежним хозяином, с надписью, что эти места древними назывались "Выставка-городок". Полный текст см. здесь. Следующие хозяева усадьбы - графы Строгановы. Они проинвестировали в имение много средств, но, как и во многих других случаях, революция 1917 года повернула судьбу усадьбы и ее хозяев на 180 градусов. Некоторым имениям повезло, и их не сожгли горячие мужицкие головы в огне революции, «повезло» и Княжьим горкам, их только переименовали в Красные, а усадьбу использовали под больницу. Несколько раз горев, усадебный дом пришел в негодность, но то, что мы имеем сейчас, еще напоимнает о былом величии и вполне может быть восстановлено. Парк, хоть и одичал, но сохранил много старых деревьев, а старые аллеи до сих пор украшают обочины деревенких улиц и растут вокруг местного стадиона. Ильинская церковь тоже нуждается в глубокой реставрации. Эх! Хозяина бы сюда. В Княжьих горках заканчивается наше путешествие к верховьям Шелони, после взятия тайника путешетвие можно продолжить либо мимо горы Судомы в Город-остров, либо через Новоржев в Пушкинские горы. Желаем Вам удачи.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: