Килограмм золота за 8 метров пути. Довличи [TR/30791]

Каньон Миляцки и бывшая колея
Каньон Миляцки и бывшая колея
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Природный
Прогулка
Техноген
Размер: Нормальный
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Босния и Герцеговина
Istočno Sarajevo, Республика Србска р-н
Ближайший нас.пункт
Довличи, Пале
Оценки тайника[?]
Доступность: 5
Местность: 4
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Вокзалы Сараево, Бистрик и Довличи
Вокзалы Сараево, Бистрик и Довличи
Без подписи
Без подписи
Мост сейчас и тогда
Мост сейчас и тогда
Без подписи
Без подписи
Автор: Seriy Volk
Создан: 06.10.2023
Опубликован: 12.02.2024
(отредактирован: 13.02.2024)

Описание окружающей местности

Одна из уникальнейших железных дорог находится, а точнее находилась, на территории современной Боснии и Герцеговины. Задуманная в 1882 году для решения стратегических и военных задач, она обошлась Австрийской казне в баснословную сумму – 75 миллионов золотых крон. Пролегая от Сараево до границы с Сербией и имея ветку к границе с тогдашней Турцией, ее протяженность составила 160 с лишним километров. Дорогу делали узкоколейной, ибо широкая колея обошлась бы еще на 50 миллионов дороже. В пересчете на золотой курс кроны цена прокладки 7-8 метров дороги составила 1 килограмм желтого металла.

Это стало самой дорогой железной дорогой в мире. Только строящаяся в России Кругобайкальская в пересчете на золото стоила примерно столько же, но она была широкой.

В 20 веке этот участок стал частью большого узкоколейного пути от Белграда до Адриатики, известного как Чира.

Часть первая.

В 1878 году слабеющая Османская империя отступила с севера Балканского полуострова, и хищная Австро-Венгрия вторглась на территорию Боснии и Герцеговины чтобы присоединить к себе еще один кусочек территории. «Лоскутной империи», так историки называли Австро-Венгрию, требовались крепкие нитки, чтобы пришить еще один лоскут. И такими нитками стали пути сообщения – железные дороги.

Турция практически не строила дорог, ей были важны торговые пути, где достаточно просто соединить пункты назначения. И на момент оккупации Австрией в Боснии был только один участок ж/д полотна. Австрийцы думали, что пришли надолго поэтому начали экономическое развитие территории.

В 1882 году в Герцеговине вспыхнуло восстание, чтобы сделать власть монархии привлекательной в новой колонии губернатором Боснии и Герцеговины назначается опытнейший министр финансов Беньямин фон Каллай. Ему ставится задача укрепить монархию в мятежной стране, и строительство дорог, несмотря на затратность, становится главной задачей. За первые два года было построено и реконструировано 2000 км дорог.

Главный упор вначале делался на эксплуатацию природных ресурсов, узкоколейки строились к рудникам и лесозаготовками. Затем политически выгодным стало соединение Боснии дорогой с Герцеговиной. Узкая железная колея соединила Сараево и Дубровник.

Учитывая рельеф, узкая колея обходилась намного дешевле, так как возможность сделать маленький радиус поворота и попетлять было дешевле строительства моста.

Ну а потом цели стали определяться стратегическим интересами. Турцию продолжало лихорадить, и она могла в любой момент уступить территорию Новипазар, и тогда пророссийская Сербия получила бы общую границу с пророссийской Черногорией, чего западные страны совсем не желали. На границе у австрийцев стояли гарнизоны, но их снабжение шло тропами через горы и каньоны. Начнись война, и горные жители Сербии легко разобьют равнинных трусливых австрийцев.

Губернатор Калай обосновал необходимость постройки стратегической железной дороги из столицы к границам. Умеющий убеждать, он заручился поддержкой: дороге быть, «сколько бы это ни стоило».

Проектировщикам было не избежать преодоления горного массива, лежащего к востоку от Сараево. Вершины хребта Яхорина от 1100 до 1300 метров. Даже, если максимально использовать берега рек, придется подниматься, чтобы преодолеть водораздел Дрины и Босны. Устройство колеи, туннелей, мостов, сливных труб и подпорных стенок; строительство станций, рабочая сила и техника. Все это выходило в астрономическую по тем временам сумму в 50 миллионов австрийских крон, которая выроста затем еще до 75 миллионов.

За обустройство широкой колеи инженеры «попросили» еще 50 сверху, но венгерская казна, австро-венгерской империи отказалась вкладываться в стройку без экономической выгоды, поэтому решено были прокладывать узкую 760 мм колею.

Получив кредит 75 миллионов на срок 60(!) лет под гарантию монархии, в 1902 году строительство началось. По тогдашнему курсу кроны это выходило почти 23 тонны золота.

Продолжение истории в следующем тайнике.

Немного о местности где заложен первый тайник.

Стартуя от Сараевского вокзала, паровоз пересекает Миляцку и плавно поднимается на границу города, к подножию горы Требевич. Первая остановка Бистрик напоминает Парголово на окраине Петербурга. К этому моменту поезд уже поднялся на 100 метров от точки отправления. Огибая город лента дороги входит в свой первый туннель. Сейчас это объездная Сараево под названием «Путь младых мусульман», а в начале 20 века это был пустырь, который необходимо было где надо поднять, а где надо опустить.

Поезду требовалось все время подниматься, поэтому, как только заканчиваются дома, состав уже высоко, если смотреть на него от автомобильной дороги. Паровоз дымит, заходя в туннель за туннелем, и станция, к которой он подъезжает, называется Довличи.

Ничего особенного, маленькая горная деревня, населенная исключительно сербами, но после нее поезд входит в настоящее ущелье. Каньон прекрасен, только деревья, уже выросшие по обочине насыпи, немного портят вид и не дают фотографировать.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.