Одна из уникальнейших железных дорог находится, а точнее находилась, на территории современной Боснии и Герцеговины. Задуманная в 1882 году для решения стратегических и военных задач, она обошлась Австрийской казне в баснословную сумму – 75 миллионов золотых крон. Пролегая от Сараево до границы с Сербией и имея ветку к границе с тогдашней Турцией, ее протяженность составила 160 с лишним километров. Дорогу делали узкоколейной, ибо широкая колея обошлась бы еще на 50 миллионов дороже. В пересчете на золотой курс кроны цена прокладки 7-8 метров пути составила 1 килограмм желтого металла.
Это стало самой дорогой железной дорогой в мире. Только строящаяся в России Кругобайкальская в пересчете на золото стоила примерно столько же, но она была широкой.
В 20 веке этот участок стал частью большого узкоколейного пути от Белграда до Адриатики, известного как Чира.
Строительство дороги началось в 1902 году. Главная проблема, с которой столкнулись инженеры и строители – это преодоление водораздела Миляцки (притока Босны) и Прачи (притока Дрины). Технологии того времени не позволяли сделать туннель длиной 10 километров, поэтому путь поднимался вместе с рекой насколько это возможно, затем петляя и заходя в короткие туннели, преодолевал перевал и спускался уже к другой реке чтобы, держась ее берега, достигнуть конечной точки.
Сараево располагается на высоте 514м. Проектировщики предложили проложить маршрут вдоль русла Миляцки, по каньону. Затем подняться на самую высокую точку 940 метров, что является водоразделом бассейнов рек. Затем долгий петляющий спуск в каньон Прачи и следование по нему до впадения в Дрину. Дрина пересекалась по грандиозному мосту, и сразу дорога раздваивалась, уходила в два тоннеля. Налево к сербской границе до Вышеграда и дальше, направо к турецкой до станции Прибой (сейчас это уже граница Сербии и Черногории).
Сказано - сделано. Работа продолжалась целых три года, не останавливаясь. В 1906 году весь путь длиной 166 километров был готов. 4 июля от Сараевского вокзала отправился первый состав во главе с дымящим паровозом. История умалчивает кто был пассажиром первого маршрута, и какая была конечная станция, но есть фотографии отправления. Это был локомотив 83 серии производства DJuro Djakovic. Чтобы он смог доехать до Вышеграда было построено 118 мостов разной сложности, проложено 99 туннелей, не счесть километры подпорных стенок, чтобы полотно не засыпало сверху и не осело вниз во время дождей. Минимальный радиус был 200 метров, а максимальный угол подъема – 18 градусов. Все это, конечно же, стоило вложенных миллионов.
Чтобы хоть как-то отбить стоимость стали продвигать путешествие по горам на паровозе как туристический бренд. Дорога была действительно красива, и попала в самые знаменитые путеводители того времени.
Итак, на прошлом тайнике мы вошли в каньон Миляцки, а если точнее, то Палянской Миляцки, которая сливаясь с Мокраньской Миляцкой образует Миляцку большую, на которой стоит Сараево. Проложить дорогу в этом каньоне – большая инженерная задача. Высота каньона – более 100 метров и дорога идет посередине, постепенно поднимаясь. Искусственный уступ имеет ширину местами всего 10 метров, а еще стены прорезают ручьи, которые нужно было пустить ниже ж/д полотна, чтобы не размывало. Мосты все на месте, кроме одного, украденного на металлолом. Но тот единственный провал можно обойти по тропинке. Остальные мосты преодолеваются по фермам и шпалам. Вот ссылка на ролик байкеров – люди с прекрасным чувством равновесия записывают себя на видео: https://youtu.be/6oZlFZ14eZQ?si=VIMxTYuLbKLNO7gi&t=387 .
Но «мост любви», которому посвящен тайник – это другой мост. И даже не мост, а скальная арка, созданная природой за миллионы лет. Карст причудлив: время, вода и воздух поработали скульптором и придали нужную форму. Река бежит словно сквозь скалу, в невысокую воду можно безопасно подойти под самый свод, весной – на свой страх и риск. Образуются такие формы из-за того, что вначале река уходит под землю и все ниже и ниже размывает скалу, получается пещера. Затем потолок пещеры осыпается и образуется небольшая арка, и здесь уже воздух и ветер присоединяются к воде и продолжают расширять проход. Такие редкие места на сербском называются прераст, некоторые имеют уже свои тайники, некоторые еще ждут.
На карте точка называется «Мост блаженства и любви», но я немного сократил название.
Скорее всего вы припарковались на окраине городка Пале. Как и сейчас, в начале 20 века – это был курорт, воздушный курорт на высоте 830 метров над уровнем моря. Тогда не было моды на горные лыжи, поэтому люди прогуливались по окрестным холмам, возможно забирались на вершины Яхорины, где с 80х годов 20 века функционирует горнолыжный центр, построенный к олимпиаде 1984 года. Это единственный процветающий олимпийский объект (в отличие от вот этого прекрасного экземпляра) и лучший лыжный курорт в Боснии.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: