Одна из уникальнейших железных дорог находится, а точнее находилась, на территории современной Боснии и Герцеговины. Задуманная в 1882 году для решения стратегических и военных задач, она обошлась Австрийской казне в баснословную сумму – 75 миллионов золотых крон. Пролегая от Сараево до границы с Сербией и имея ветку к границе с тогдашней Турцией, ее протяженность составила 160 с лишним километров. Дорогу делали узкоколейной, ибо широкая колея обошлась бы еще на 50 миллионов дороже. В пересчете на золотой курс кроны цена прокладки 7-8 метров пути составила 1 килограмм желтого металла.
Это стало самой дорогой железной дорогой в мире. Только строящаяся в России Кругобайкальская в пересчете на золото стоила примерно столько же, но она была широкой.
В 20 веке этот участок стал частью большого узкоколейного пути от Белграда до Адриатики, известного как Чира.
Первая мировая война закончилась разделом как минимум двух империй, претендовавших на Балканский полуостров. Коренные народы, южные славяне пытались отхватить себе как можно больший кусок территории. Три национальности объединились в одно государство КСХС – Королевство сербов, хорватов и словенцев, которое плавно потом перетекло в название Королевство Югославия. Босния также вошла в королевство, но бошняков никто в отдельную нацию не выделял, считалось, что они сербы и хорваты, принявшие мусульманство.
Боснийская Восточная железная дорога вошла в состав Югославских государственных дорог, и этот период между двумя мировыми войнами оказался периодом расцвета узкоколейки, о которой мы рассказываем уже на протяжении четвертого тайника. Самое главное, что дорогу продлили до Белграда. Три пары поездов, ночные и дневные, теперь курсировали между Сараево и столицей нового королевства. Использовались паровозы 83 и 85 серий. Для скорых поездов и длинных поездов выходного дня ставили более мощный 85й или сдвоенный 83й. Иначе было не преодолеть подъемы.
Была построена ветка от Устипрачи (мы еще доберемся дотуда) до города Фоча, что вовлекло в пассажиропоток большое число жителей по берегам Дрины.
С другой стороны, от Сараево существовала узкоколейная трасса до Адриатического моря, до Дубровника. Хоть и с пересадкой, но добраться до моря на поезде была возможность у жителей страны, выхода к морю не имеющей. Продолжал ходить паровоз, в народе локомотив ласково называли Чиро(а), что в переводе на русский значило ‘Кирюша’, и в настоящее время, если вбить в поисковике «Чирина пруга», то найдется много велосипедных и пешеходных маршрутов, а скоро и эти тайники будут находиться.
Всего несколько километров по прямой между предыдущим тайником и этим, но их не проехать. А пройти можно, только экстремально переправившись через мост. Я советую развернуться, сделать круг и проехать 12 километров со стороны Месичи, взять тайник бампером. Гарантирую удовольствие тем, кого привлекает романтика узкоколеек.
На Праче мало мостов, но количество и плотность туннелей бьет все рекорды. Есть участки, где четыре туннеля подряд. Все это можно снимать на таймлапс и, вообще, сделать много фото каньона, который входит в природный парк Прача.
Банья стена – самая дикая станция, как мне показалось. Я не понимаю зачем вообще там станция? Пустота. Может быть когда-то, до века гидроэлектростанций, на Праче был курорт? Сейчас даже стены не осталось, только возвышение платформы.
А вот гидроэлектростанции – бич балканских рек. Да, они элегантно роют подземные каналы, чтобы пустить воду в турбины, но очевидно, что некоторые реки не выдерживают, и природа реально страдает. При том, что плотины на малых реках совершенно некрасивы. На участке Прачи от заезда в каньон до шоссе к Вышеграду находится 4 (!) плотины, и еще 2 до впадения в Дрину. Вся романтика горной речки ушла в электричество. Перепад высот реки от истока до устья 1100 м, средний уклон 23%, вода должна нестись, а она просто течет. Прача – это наглядный пример чрезмерной эксплуатации реки. Мало того, есть станции, построенные еще в социалистической Югославии, а есть современные, но построенные без разрешения. Та плотина, у которой спрятан тайник, наверное, самая красивая на реке, но о ней нет упоминания в реестре. Очевидно она пиратская. И если в Сербии народ протестует против коррупционных схем перегораживания, то в Боснии народу не до этого. Много земли – мало населения, делай что хочешь.
Чтобы закончить на позитивной ноте вспомним, что каньон высок и прекрасен. Среди достопримечательностей природного парка также значится самая длинная разведанная пещера в Боснии – Говештица, длиной 9682 метра, а также развалины древнего города Борач, попасть к которому – еще та задача. Ну и, повторюсь, рекомендую заезжать от Месичи на авто, не пожалеете.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: