Одна из уникальнейших железных дорог находится, а точнее находилась, на территории современной Боснии и Герцеговины. Задуманная в 1882 году для решения стратегических и военных задач, она обошлась Австрийской казне в баснословную сумму – 75 миллионов золотых крон. Пролегая от Сараево до границы с Сербией и имея ветку к границе с тогдашней Турцией, ее протяженность составила 160 с лишним километров. Дорогу делали узкоколейной, ибо широкая колея обошлась бы еще на 50 миллионов дороже. В пересчете на золотой курс кроны цена прокладки 7-8 метров пути составила 1 килограмм желтого металла.
Это стало самой дорогой железной дорогой в мире. Только строящаяся в России Кругобайкальская в пересчете на золото стоила примерно столько же, но она была широкой.
В 20 веке этот участок стал частью большого узкоколейного пути от Белграда до Адриатики, известного как Чира.
Строительство новых дорог в 70-е годы, подготовка к Олимпиаде – все это играло против нашей узкоколейки. А еще развивающаяся промышленность Югославии требовала много энергии, а где ее взять в горной стране, как не из силы падающей воды. Принимается решение перекрывать Дрину, строить Вышеградскую ГЭС.
По всем расчетам подъем воды перед плотиной затопляет железнодорожную колею и даже туннели. Так и случилось, станция имеет мощность 300 мегаватт, перепад воды метров 25 и водохранилище образовалось длиной 40 км.
Движение поездов по железной дороге прекратилось 1 июля 1978 года. Большое количество людей в одночасье потеряли работу. 70 долгих лет дорога действовала и была смыслом жизни нескольких поколений. В свои годы расцвета, пиковая нагрузка из пассажирских и грузовых поездов составляла 40 составов в сутки, то есть каждые полчаса. Дорога связывала с «большой землей» удаленные населенные пункты. «Разбирайте вагоны на курятники, пересаживайтесь в автобусы» – так саркастически восклицали причастные люди. На многих станциях было фотографирование сотрудников с «последним» поездом. Эти фото сохранились и их можно найти в сети.
По мере наполнения водохранилища ушла под воду станция Меджеджа, а также мост на Дрине с одноименной станцией. Когда-то этот мост печатался на открытках, чтобы подчеркнуть мощь Австро-Венгрии. Этот мост взрывали во время мировых войн, его перестраивали трижды или четырежды. Это тот самый мост, на котором была узловая станция и далее поезда почти прямо с моста уходили в два туннеля (фото). На балканском ж/д форуме нет свидетельств разрушения моста, возможно он находится под водой и даже, возможно, его становится видно в момент слива воды из водохранилища. Я пока не нашел ни фото, ни видео.
После линии плотины вода низкая, и вновь мы можем найти и даже проехать по старой колее. Она ведет нас к скале над Вышеградом, в скале пробит туннель, который выводит нас прямо к вокзалу. В сети есть воспоминания пассажиров, о том, что поезд было не видно, но громко слышно, туннель усиливал гудок, и появлялся локомотив из темноты резко и торжественно.
Ушла эпоха.
Но кое-что осталось. На участке от Шаграна до Вышеграда рельсы сохранились и даже восстановлены до рабочего состояния. В фильме Э. Кустурицы «Жизнь как чудо» участки дороги используются для съемок как будто дорога действующая и даже имеет будто стратегическое значение, напомню, что фильм про боснийскую войну 90х годов. Энтузиасты, вдохновившись кино, решили восстановить несколько десятков километров. От Мокрой горы до Шаграна ходит туристический паровоз и пользуется большим спросом (у китайцев это must see), это описано в этом тайнике. А участок до Вышеграда с пересечением границы используется редко, только по спецзаказу, но в отличие от Шагранской восьмерки, к Вышеграду поезд идет по ущелью.
Другая затопленная ветка была проложена вдоль реки Лим, притока Дрины. Лим тоже поднялся и стал частью водохранилища. Устье Лима и тогда и сейчас представляет собой глубокий каньон, сейчас воды много больше, и существует марщрут на пароходике с названием «Водный Чиро», который повторяет путь поезда, только по воде.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: