Эгвекинот [MS/30783]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Археологические памятники
Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Музей/экскурсия
Природный
Прогулка
Размер: Нормальный
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Чукотский авт. окр.
Иультинский р-н
Ближайший нас.пункт
Эгвекинот
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 5
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Sirena
Создан: 18.07.2023
Опубликован: 11.02.2024
(отредактирован: 20.02.2024)
Компаньоны: DisaV

Описание окружающей местности

На берегу одной из бухт залива Креста в окружении высоких и живописных сопок расположился посёлок Эгвекинот. На чукотском языке название посёлка означает «острая твёрдая земля» или «высокая твёрдая земля». История этого посёлка, основанного как морской порт, началась сравнительно недавно – в 1946 году.

С открытием в 1937 г. Иультинского оловорудного месторождения возникла проблема с добычей и транспортировкой металла. 1 марта 1946 года для освоения месторождения было организовано Строительное управление «Чукотстрой», основной задачей которого стало строительство горнорудного предприятия и трассы между этим предприятием и будущим морским портом Эгвекинот. В короткий срок, с 1946 по 1951 годы, силами заключённых Чукотстройлага автодорога Эгвекинот – Иультин была построена. Памятник строителям можно увидеть на шаге Н. В последующие годы трасса постоянно реконструировалась, перестраивались мостовые переходы, полотно зачастую перекладывалось заново. Опасные участки спрямлялись, из-за чего протяжённость дороги сократилась почти на 10%.

После нападения Третьего Рейха Советский Союз получил возможность закупать у союзников оборудование и военную технику, в том числе и самолёты. В США первая партия боевых самолётов была закуплена в августе 1941 года, а с октября 1941 года поставки в СССР стали происходить в рамках программы ленд-лиза. 9 октября 1941 года Госкомитет обороны СССР принял решение создать для перегонки американских самолётов воздушную трассу «Аляска – Сибирь», сокращённо – «АлСиб». В течение года новая трасса обустраивалась, и в октябре 1942 года была введена в эксплуатацию. Маршрут пролёг из американского Фэрбанкса через Берингов пролив, Чукотку и центральные районы Якутии до Красноярска. С 1942 по 1945 годы по АлСибу было перегнано 7908 самолётов, перевезено 128 тысяч пассажиров, 18753 тонны грузов, 319 тонн почты. Зимой, когда морозы достигали -60°С, условия работы лётчиков были особенно тяжелы и опасны. Один из аэродромов АлСиба - Уэлькаль - находился на косе у входа в залив Креста, в 90 км от современного Эгвекинота. В 1985 году на южном склоне ручья Изыскательский у пос. Эгвекинот установлен обелиск лётчикам, погибшим на Чукотке в годы Великой Отечественной войны (точка Г). Памятник представлен в форме крыла рухнувшего самолёта с пробоиной в виде звезды. В 1989 году у обелиска перезахоронены останки лётчиков, обнаруженные в 1974 году геологами ВЧГРЭ в Ушканьих горах недалеко от Уэлькаля на месте катастрофы самолёта C-47 «Дуглас», произошедшей 28 августа 1943 г. А к 80-летию трассы Аляска-Сибирь в посёлке Эгвекинот был установлен ещё один памятник, посвящённый героям АлСиба (шаг Е).

Несмотря на вечную мерзлоту, климат здесь не самый суровый. Близость моря сглаживает резкие колебания отрицательных температур в зимнее время. В небе часто можно наблюдать северные сияния: зелёные – зимой, всех цветов радуги – осенью. Залив Креста известен красивыми пейзажами: реками, бухтами и сопками. Любимое место отдыха местных жителей – водопад на ручье Изыскательский, который Вы увидите при посещении точки В.

Одной из доминант посёлка Эгвекинот является православный храм Воздвижения Креста Господня (точка О). Это красивое здание с золотистыми куполами стало первой на Чукотке каменной церковью.

На побережье залива Креста археологи обнаружили древние вещи: миниатюрные наконечники стрел, приспособления для шлифовки орудий. Все найденные артефакты хранятся в Краеведческом музее Эгвекинота (точка Э). В собрании музея находится свыше 14 тыс. экспонатов. Артефакты древних людей относятся, в том числе, к эпохам неолита (до 5 тыс. лет назад) и даже мезолита (8–10 тыс. лет назад). Мы очень хотели посетить этот музей и увидеть знаменитого Иультинского волка, но, к сожалению, он был закрыт на реставрацию до конца 2024 года.

Ещё одно интересное место мы увидели по пути на гору возле посёлка (шаг К). На возвышенности у входа в бухту Эгвекинот, примерно в километре от посёлка, стоит пятиметровый поклонный крест, появившийся по инициативе настоятеля местного храма Воздвижения Креста Господня отца Владимира. Также там находится памятный камень и таблички погибшим членам экипажа ещё одного самолёта C-47, упавшего в залив Креста 30 мая 1944 года. А буквально накануне нашей прогулки нижегородский путешественник Валентин Ефремов установил здесь колокол, отлитый в Воронеже, и якорь, сделанный на Окской судоверфи в Навашино. Для того чтобы попасть в Эгвекинот, Валентин Ефремов проехал на своём УАЗе через всю страну. В путешествие он выехал из Нижнего Новгорода 22 апреля, преодолев более 6 тыс. км до Байкала. После этого направился во Владивосток, откуда на Чукотку путешественника вместе с его автомобилем и грузом 29 июня доставил теплоход «ФЕСКО Монерон», открывший навигацию в заливе Креста.

Добраться до Эгвекинота можно двумя способами: на самолёте и на теплоходе. Пассажирские авиарейсы из Анадыря в аэропорт «Залив Креста» (точка Т) осуществляются самолётами DHC-6. Путь занимает около 1,5 часа, но из-за плохой погоды рейсы часто задерживаются, переносятся или отменяются. Также из аэропорта Эгвекинота на вертолётах Ми-8 осуществляются рейсы в посёлки Мыс Шмидта, Конергино, Уэлькаль, Ванкарем, Лаврентия, Нутэпэльмен. Актуальное расписание можно узнать на сайте Чукотавиа.

По морю из Анадыря в Эгвекинот с июля по сентябрь ходит теплоход «Капитан Сотников». Путь занимает примерно 17 часов, качка бывает довольно сильной для непривычного человека. Актуальное расписание появляется на сайте Морского порта в июне, незадолго до начала навигации.
Строительство морского порта Эгвекинот (точка И) было начато силами заключённых УСВИТЛ в 1947 году, а завершено в 1952-ом. Основную часть грузопотока составляли горное оборудование, топливо и материально-технические ценности для создаваемых приисков и рудников. На дне акватории морского порта находятся 14 судов различных типов, из которых 5 лихтеров утонуло в 1989 году во время сильного шторма.

Источники информации:

1. Википедия

2. История АлСиб

3. Официальный сайт городского округа Эгвекинот

4. Общественно–политическая газета Чукотского АО «Крайний Север»

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.