Большую роль в обороне Осташкова и в освобождении части занятой оккупантами территории района сыграли войска 4-й ударной армии и войска Северо-западного фронта.
Вместе со всеми трудящимися города и района на защиту Родины встали и водники пристани Осташков.
Флот пристани перевозил людей и строительные материалы к месту возведения оборонительных сооружений. Первое боевое крещение селигерские водники получили в августе 1941 года. Теплоход «Совет» при высадке советских воинов на пристани Заплавье подвергся нападению фашистских стервятников. На теплоход было сброшено несколько бомб.
Налеты вражеской авиации усиливались с каждым днем, поэтому работу судов пришлось перевести на ночное время, без освещения фарватеров и без сигнальных огней. Но осташковские водники стойко выполняли свой долг перед Родиной. К осени 1941 года немецко-фашистским войскам ценою больших потерь удалось продвинуться к берегам Селигера и оккупировать часть территории Осташковского района. Судоремонтные мастерские и пристань Осташков начали эвакуировать оборудование и суда. Весь флот был законсервирован и надежно укрыт в речке Крапивенке. Как ни старались вражеские воздушные разведчики, они не смогли обнаружить стоянку селигерского флота.
Многие водники, в том числе парторг пристани В.М. Абакшин, капитан теплохода «Совет» М.М. Суворов, 1-й помощник капитана парохода «Островский» П.А. Марков, 1-й помощник капитана теплохода «Совет» А.И. Уваров, 1-й помощник капитана теплохода «Совет» Н.М. Белов и другие добровольно ушли в партизанские отряды и погибли в боях за Родину. В рядах Советской Армии храбро сражались водники М.И. Уваров, И.Е. Чиркин, П.А. Киров, Н.А. Носов, Г.И. Быстров, И.Е. Тихомиров, Н.В. Никитин, А.П. Макаров, А.М. Марков, А.А. Бурушкин, В.И. Захаров и многие другие. В ЯНВАРЕ 1942 года после разгрома немецко-фашистских войск под Москвой личный состав пристани получил приказ подготовить флот к навигации 1942 года. Несмотря на отсутствие оборудования судоремонтных мастерских, которое в то время находилось еще в городе Костроме, суда были подготовлены своевременно. Пополнение кадров плавсостава в 1942 году проходило в основном за счет молодежи в возрасте 15—16 лет и женщин. Некоторые из молодых пареньков, пришедших на флот в 1942 году, и сейчас работают на пристани. Среди них Е.М. Новиков, В.А. Савин, А.Н. Суворов, Ю.И. Ефимов, П.Д. Широков и другие. На судах работали и женщины А.И. Шестакова (впоследствии капитан теплохода «Каховский») и матрос С.А. Бродникова. Началась весна 1942 года с ее обильными дождями. К этому времени армии Северо-западного фронта, остановив неприятельское наступление на Валдайских высотах, предприняли операции по окружению прорвавшейся немецкой армии в районе города Демянска. Немецко-фашистские части, отброшенные от берегов Селигера, обосновались лишь на северном берегу излучины озера.
Единственной транспортной артерией для снабжения армий Северо-западного фронта была железная дорога Бологое—Осташков. А как доставлять грузы дальше к фронту при отсутствии хороших грунтовых дорог? И вот со вскрытием озера просторы Селигера превратились в дорогу жизни для 1-й ударной и 53-й армий Северо-западного фронта. Были мобилизованы все плавсредства пристани Осташков и весь личный состав для военных перевозок. Флот, находившийся на реке Крапивенке, был расконсервирован, отремонтирован и приведен в состояние боевой готовности. Подняты затопленные в 1941 году баржи, расчищены фарватеры от заколов и проволочных заграждений, в необходимых местах построены причалы. Берега озера покрылись базами, складами. Для размещения эвакуируемых раненых бойцов и офицеров по берегам озера оборудованы санитарные пункты, госпитали. Наступили дни величайшего напряженного труда всего плавсостава пристани Осташков и ремонтных мастерских. Неоднократные налеты фашистских самолетов на пароходы и караваны судов, бомбежки пристаней не сломили дух и мужество водников. Основные базы снабжения наших войск находились в Осташкове, в деревнях Котчище и Ломы, в 8 километрах от железнодорожной станции Черный Дор. С этих баз и производилась транспортировка военных грузов к линии фронта по озеру Селигер на пристанях Свапуще и Залучье. Теплоход «Совет», переоборудованный под медпункт, перевозил раненых солдат и офицеров. Его вместимость была 180 человек. Но этот теплоход перевозил и по 500 человек. В военную навигацию 1942 года водники Осташкова перевезли к линии фронта и обратно солдат и офицеров больше 68 тысяч человек, продовольствия для армии — почти 30 тысяч тонн, боеприпасов и вооружения 9000 тонн, нефтепродуктов 6400 тонн, вещевого имущества 2400 тонн и 9100 тонн других грузов.
Коллектив плавсостава, инженерно-технических работников и рабочих пристани Осташков, руководимые начальником пристани М.Г. Палагиным, и коллектив судоремонтных мастерских во главе с директором М.И. Мауриным навигационный план 1942 года выполнили на 302 процента. С ПЕРВЫХ же дней навигации 1943 года флот пристани Осташков приступил к выполнению заданий командования Северо-западного фронта по перевозке грузов и эвакуации раненых бойцов по озеру Селигер в тыл. В апреле 1943 года в связи с бездорожьем на фронте под Старой Руссой создалось критическое положение со снабжением двух армий этого фронта продовольствием и боеприпасами. Пристани Осташков было поручено построить несколько барж на реке Ловать и организовать по ней перевозку военных грузов и продовольствия для советских войск. В мае-нюне 1943 года на реке Ловать было построено 15 барж грузоподъемностью по 25—40 тонн. В выполнении этой задачи особенно отличилась бригада плотников во главе с т. Захаровым. Для обслуживания этого флота на реку Ловать были командированы из Осташкова шкипера Г.М. Козлов, И.Г. Козлов, М.П. Нечкина, А.М. Белов, В.В. Соловьев, матросы К.Ф. Кокин, Г.А. Бродников. Туда же с Селигера были переправлены два катера военной комендатуры пристани Осташков, которую возглавлял капитан Волошин. И на этом участке фронта осташковские водники оправдали доверие своих товарищей, они водили караваны по реке Ловать местами в 3—4 километрах от линии фронта к озеру Ильмень под артиллерийскими обстрелами противника, смело выполняли боевые задачи. За навигацию 1943 года пристань Осташков выполнила план на 147 процентов. МНОГО боевых подвигов совершили водники Осташкова в годы Великой Отечественной войны. Они не были в это время в окопах, но находились под огнем крага и честно выполняли свой долг.
Марков Иван Маркович
Уроженец Осташковского района, сын крестьянина деревни Поселье Иван Марков 15-летним подростком поступил работать катарем-грузчиком дров на пароходы пристани Осташков. Это было в 1909 году. Летом работал на пароходах, а зимой, как и многие его сверстники, уходил на заработки в Петербург. Подошло время, и Ивана Маркова взяли в армию. Четыре года он провел в окопах империалистической войны. После войны вернулся в родные края. По-прежнему его влекла стихия водных просторов. Иван Марков снова на судах Селигера. Он был грузчиком, шкипером, масленщиком, кочегаром, матросом — прошел все профессии на тогдашнем флоте. В 1928 году ему было доверено самостоятельное вождение судов. Он стал капитаном парохода и продолжал учиться. Был на курсах повышения квалификации судоводителей в Листвянах под Москвой. С ПЕРВЫХ дней Отечественной войны Иван Маркович Марков, теперь уже опытный капитан, приложил много усилий и отдал немало сил и времени обучению молодежи, которая сменила тех, кто ушел защищать Родину с оружием в руках. Капитан Марков прекрасно знал озеро. Здесь он родился и вырос, плавал на судах почти 30 лет. Он уверенно водил караваны судов в военное время в любую погоду, днем и ночью. В 1942 году И.М. Маркову было уже 48 лет, виски серебрились сединой, но возраст не делал его старым. Он был энергичен, трудолюбив и хладнокровен при налетах самолетов врага. А такие неожиданные налеты были не один раз. Но не было случая, чтобы капитан Иван Марков не доставил караван вовремя к линии фронта.
Пароход "Максим Горький"
15 июля 1942 года пароход «Максим Горький» под командованием И.М. Маркова следовал очередным рейсом Осташков—Свапуще, имея на буксире четыре баржи с эвакуированным населением и различными грузами. Между пристанями Дубово и Неприе на караван неожиданно напали два фашистских истребителя и обстреляли его из пулеметов и пушек. При первом заходе капитану Маркову оторвало кисть левой руки. Истекая кровью, он одной рукой продолжал управлять судном и руководить караваном, стараясь увести его в укрытие прибрежных тростников. Фашисты, видя легкую добычу, пошли на второй заход. И.М. Марков второй раз был ранен осколком снаряда в спину. Два захода вражеских истребителей сделали судно почти неуправляемым. На пароходе разбиты тамбуры кают, штурвальная рубка, пробиты дымовая труба, трубопроводы, барабан парового котла, в нескольких местах — корпус судна. Но команда парохода, воспитанная Иваном Марковым, не растерялась в этих сложных условиях. Пароход был приведен в готовность для продолжения рейса. Тяжело раненый капитан Марков не оставил своего поста, а вместе с первым помощником капитана Самоделовым руководил работами. Только после выполнения боевого задания караван возвратился в Осташков. В тяжелом состоянии капитана Ивана Маркова направили в госпиталь. Но ранение было тяжелым, и медицина оказалась бессильной спасти его жизнь. 16 июля 1942 года Иван Маркович Марков умер. Он похоронен в г. Осташкове с большими почестями. В сентябре 1942 года И.М. Марков за отличное выполнение боевых заданий посмертно награжден орденом «Красная звезда».
Хоробрых Алексей Сергеевич
Среди водников пристани Осташков пользовался большим авторитетом и уважением прибывший в 1939 году на работу после окончания речного училища молодой судоводитель Алексей Сергеевич Хоробрых. Младший из пяти братьев и двух сестер Алексей Хоробрых родился в 1918 году в семье крестьянина деревни Денисовы Мурашинского района Кировской области. Окончив в 1932 году семилетнюю школу, Алексей поступил в Великоустюгское речное училище Вологодской области. В 1936 году он получил диплом судоводителя с отличием и звание капитана судна. Потом он был призван в советскую Армию. Окончил полковую школу, полтора года был командиром отделения. После службы в армии Алексей Хоробрых с марта 1939 года поступил работать в пароходство канала Москва—Волга и направлен в Осташков, где до января 1940 года был первым помощником капитана парохода «Успенский». Во время войны с Финляндией командир запаса Хоробрых с января по март 1940 года храбро сражался добровольцем в рядах 122-го лыжного батальона. После войны отважный воин-комсомолец вернулся к своей любимой профессии. Но вскоре снова, как выстрел, прозвучало короткое слово «война», и Алексей Хоробрых опять под огнем противника. С первых дней войны А. Хоробрых - капитан судна. Он бесстрашно водил караваны по озеру Селигер. Много героических рейсов совершил пароход «Луначарский» под командованием капитана Хоробрых. Он не раз попадал под пулеметно-пушечный обстрел фашистских самолетов, но всегда вовремя доставлял необходимые грузы фронту. Хладнокровие и выдержка, свойственные северянину, мастерство судоводителя, ненависть к врагам и священная любовь к Родине приводили к победе. Караван, умело маневрируя, всегда приходил к цели. 8 июля 1942 года произошел пожар на барже, которая стояла у базы горюче-смазочных материалов. Сюда только что пришвартовался пароход «Луначарский». Капитан парохода Алексей Хоробрых и его первый помощник Г.С. Самоделов, стремясь во что бы то ни стало предотвратить взрыв загоревшейся баржи и всего склада, приняли смелое решение. Они вывели баржу на плес, спустились в трюм, вынули несколько досок из днища и бортов и затопили ее. Так была устранена угроза взрыва самой баржи и всего склада. 15 июля 1942 года пароход «Луначарский» следовал рейсом с двумя баржами на буксире, груженными бензином и бутылками с зажигательной смесью, с основной базы в Котчище на конечную перед фронтом пристань Свапуще. На участке между пристанями Новые Ельцы и Зимник караван подвергся нападению фашистских истребителей. Почти вся команда парохода была выведена из строя. Тяжело ранен в грудь капитан Хоробрых, ранены механик Ф.Г. Кокин, 1-й помощник механика П.В. Васильев, кочегар Ф.Н. Абабков, матрос Бродников. На пароходе разбита верхняя надстройка, штурвальная рубка, тамбуры кают, пробиты дымовая труба, арматура котла и часть паропроводов, в нескольких местах — корпус судна. Но боевое задание было выполнено. Капитан Хоробрых вместе со своим первым помощником Самоделовым продолжал руководить восстановлением судна. Доставив грузы по назначению, караван возвратился в Осташков. Только после 50-километрового обратного рейса капитан Хоробрых согласился лечь в госпиталь. Целую неделю врачи боролись за жизнь отважного воина-водника. Но ранение было слишком тяжелым. Спасти жизнь комсомольца Алексея Хоробрых не удалось. 23 июля 1942 года Алексей Сергеевич Хоробрых скончался в госпитале. Он тоже похоронен в г. Осташкове. За героический труд и подвиги А.С. Хоробрых в сентябре 1942 года награжден орденом «Красная звезда». Такими были представители двух поколений водников: старшего поколения — капитан Иван Маркович Марков и представитель младшего поколения капитан Алексей Сергеевич Хоробрых.
Источник: газета "Заря Коммунизма", № 85 (406), 27 мая 1964 года.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: