Автор: Das Boot
Создан: 08.06.2023
Опубликован: 10.08.2023
(отредактирован: 12.08.2023)
Описание окружающей местности
Все малочисленные народы Приамурья и Приморья почитают тигра, которого называют Куты мафа. Они верят, что дух предка в образе тигра постоянно сопровождает охотника и оказывает ему помощь. В тайге Куты мафа является охотникам в облике зверя, а во сне он обычно приходит либо в образе пожилого человека (удэгейцы, орочи), либо в виде седого старика в богатой одежде (нанайцы). Аборигены считают, что тигр может поступать не только как добрый, но и как злой дух, известный под именем Амба. В последнем случае он может причинить вред. Обычно Амба предстает перед человеком в образе птицы (амба гахани), человека (амба нии) или животного (амба буани).
Согласно представлениям нижнеамурских этносов, тигр, как и медведь, является «хозяином тайги», покровителем охотничьего промысла, первопредком некоторых родов, главным персонажем многих мифов, легенд и сказок. Вместе с тем положение тигра в традиционной картине мира и ритуальных практиках коренных жителей Приамурья и Приморья имеет принципиальные особенности. Тигр – животное неприкосновенное, табуированное. В отличие от медведя, охота на него, даже в ритуальных целях, запрещена. Орочи, удэгейцы, нанайцы и другие народы убеждены, что тигр – существо родственное человеку, поэтому не станет нападать на него первым. А если это всё-таки происходит, объясняют это тем, что тигр был сумасшедшим, «отбившимся от хозяина своего». «Если же гольд нечаянно убьёт тигра, – пишет И.А. Лопатин, – то печали и страху «несчастного» охотника нет предела». Убитого в целях самозащиты или по неосторожности тигра нанайцы хоронили целиком, не расчленяя. Орочи также ничего от убитого тигра не брали, даже шкуру, и извинялись перед ним за вынужденное убийство. Если орочский охотник находил в лесу мёртвого тигра или случайно убивал его, то совершался обряд хумо (могила тигра), приближённый к похоронам человека. Тигра погребали в одежде: на него надевали штаны, халат, на задние лапы – обувь, на передние – рукавицы, на голову – шапку. Зимой тигра хоронили в летней одежде, а летом – в зимней. Возле головы помещали табак, огниво и трубку, рядом убивали собаку. Церемониальных мест, связанных с убийством и захоронением тигра, как правило, не существовало. Вместе с тем, если от тигра погибал человек, зверю объявлялась кровная месть, как если бы это был человек другого рода. Его преследовали, а убив, хоронили в земле со словами: «Теперь мы квиты, вы нашего убили, мы вашего, теперь будем мирно жить». С такого тигра-убийцы орочи снимали шкуру, выбивали ему зубы, отрубали когти, а тушу закапывали в землю, чтобы его душа не смогла вернуться. Л.Я. Штернберг зафиксировал у нанайцев рассказы о том, что «раньше, когда человека хоронили, тигр приходил, плакал». Известны были суды между родом тигра и родом человека, которых представляли уважаемые зангины (дословно «начальник, оратор»). Если в результате виновным признавался человек, он в качестве штрафа отдавал тигру шелковый халат (тряпочку), котел (чумашку) и другие вещи, подвесив их на кустах. Если виновником признавался тигр, то проводили ритуал примирения. В.К. Арсеньев его описал так: «Родственники убитого тигром человека раскалывали изготовленную деревянную фигурку виновного зверя, а части её разбрасывали по тайге, чтобы он не смог больше возродиться». Приамурские народы считали тигра духом-помощником шаманов. Он обладал ловкостью и большой мощью, необходимыми в противоборстве с враждебными силами. У орочей тигр значился в помощниках самых сильных шаманов. В верованиях удэгейцев тигр нередко выступает в качестве высшего судьи и учит людей правилам поведения в тайге. Например, будить зверя перед тем, как его убить. Так поступает и сам тигр в момент нападения. Взаимоотношения тигра и человека строго регламентировались. На тигра нельзя было смотреть, особенно женщинам. В лесу запрещалось наступать на его следы или даже переступать через них, а встретив его в тайге, необходимо ему поклониться. Анюйские охотники, обнаружив в тайге след тигра, отсчитывали семь следов зверя, становились на колени и просили тигра послать им удачу в промысле. Удэгейцы запрещали вслух говорить о тигре, потому что верили, что тигр понимает язык человека. Если нанайский охотник находил в лесу задавленное тигром животное, то такая добыча считалась священной. Мясо употреблялось только мужчинами, детьми и старухами, молодым женщинам есть его запрещалось. По другим сведениям, существовал полный запрет на употребление добытого тигром зверя. В мифологии и фольклоре приамурских этносов сохранились многочисленные сказания, повествующие о родственной связи тигра с людьми. В них человек оказывает тигру услугу (спасает от змеи, вынимает занозу из лапы и т.п.), в благодарность за которую зверь обеспечивает его в дальнейшем охотничьей удачей. А если это окажется женщина, то тигр становится её супругом, и от этой связи рождаются близнецы-тигрята – родоначальники определённых родовых образований: у нанайцев – Актанка, Бельды, Самар, у орочей – Еминка, у удэгейцев – Камандзига, у ульчей – Думсал, Уды. В духовной культуре удэгейцев, орочей, нанайцев и других народов тигр занимает одно из ведущих мест. Его рисуют на онгонах и шаманских атрибутах, делают из дерева и соломы, вырезают на берестяных коробках, вышивают на одежде цветными нитками. Рисунки на шаманской одежде наносятся контурной линией, при этом художник часто нарушает пропорциональную зависимость деталей туловища (большая голова и малое тело), не соблюдает перспективу и не стремится к детальной прорисовке изображения. Важной деталью рисунка являются поперечные полосы, изображающие шкуру зверя, по которым и узнают тигра. Иконография(!) образа тигра свидетельствует о его вариативности и способности к трансформации. Его изображали вертикально, сидящим на задних лапах, горизонтально стоящим на четырех конечностях, летающим – с крыльями, с всадником на спине и без него, с разным положением хвоста, с рисунками пауков, ос, змей на морде... Образ тигра, наряду с медведем, нашёл отражение в культовой скульптуре народов Приамурья называемой сэвэнами. Сэвэны дусэ, бучилэ, моха, хапо одаривали охотника зверем, выручли из беды, вылечивали от болезней. Скульптурное воплощение тигра может совмещать в себе черты и детали других животных – барса, медведя, леопарда и даже человека. В образе дусэ присутствуют черты и тигра, и медведя, а в образе бучилэ ещё и леопарда/барса. Сэвэнов группы бучилэ вырезали только шаманы, это было обусловлено особым статусом изображений в религиозных воззрениях нанайцев. Назначение бучилэ достаточно широкое. Как к божеству тайги к нему обращались с просьбами об удачной рыбалке или охоте, он способствовал благополучию семьи и рода, исцелению от болезней, особенно женских, помогал забеременеть и благополучно родить. Веря в силу сэвэнов из комплекта бучилэ, нанайцы постоянно носили на шее амулеты и обереги в виде моха и хапо. Их вырезали из дерева или отливали из металла (серебра, свинца, бронзы или железа). Моха имел более жёсткую, угловатую моделировку(!).
Фигуру Амурского Тигра установили во Владивостоке на улице Светланской. Такой подарок городу в канун Нового 2023 года сделала компания из Спасска-Дальнего «Brothers of metal». Как рассказал заместитель директора компании Владимир Иванов, идея создания и передаче городу скульптуры возникла несколько месяцев назад. И в администрации её поддержали. «Тигр – это не только символ уходящего года, но и символ нашего любимого города, – говорит он. – Скульптура полигональная, сделана из металла со специальным покрытием и должна выдержать любую погоду. Надеемся, что жителям и гостям Владивостока понравится наш подарок, и он станет одной из любимых фотозон. Со своей стороны обязуемся присматривать за объектом и в случае необходимости исправлять какие-то недочёты». Компания уже не первый год устанавливает подобные арт-объекты и предметы прикладного искусства во Владивостоке. Именно её мастера выполнили скульптуру тигра, которая установлена на Океанском проспекте возле здания мэрии. Они же изготовили фигуру волка, которая теперь стоит на улице Можайской, и скульптуру осьминога, которая была установлена в 2021 году на Университетской набережной в дни ВЭФ. В этом году компания участвовала в реконструкции парка «Солнышко» на улице Русской, сквера с китёнком в районе остановки «Универсам», скверов на Карбышева и Успенского. Лавочки, перголы, навесы – всё сделано руками мастеров «Brothers of metal». Скульптура на Светланской – не единственная во Владивостоке, изображающая хозяина тайги. Фигуры тигра установлены на въезде в город (по правую сторону от дороги), на Спортивной набережной (она сделана из металлолома, поднятого с морского дна). Кроме того, тигр «живёт» у кинотеатра «Океан» и ещё несколько его сородичей – по другим адресам.
Самые прикольные ссылки – в тексте – на сайты с картинками :) Для тех, кто не читает описание тайника предлагаем ознакомиться со следующими материалами: 1. Почитать легенды коренных жителей Приморья о Тигре и не только можно ТУТ. 2. Невероятно интересная статья этнографа, доктора наук Старцева Анатолия «Дух предка в образе Куты мафа». 3. Публикация попроще, но не менее интересная: «Первопредок и хозяин тайги: каким видели тигра коренные народы?», Ковальчук А. М., специалист ДВХМ. 4. Ещё проще – «Тигриное прошлое». 5. Инфу о росте популяции тигров в Приамурье и Приморье, благодаря программам сохранения этих великолепных кошек, и последствиях этого роста легко можно найти в инете.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: