Земля Сотникова [TR/30023]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Замечательные люди
Техноген
Размер: Нормальный
Автор запретил посещение тайника в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Коми респ.
Ближайший нас.пункт
Ижма
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 1
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Das Boot
Создан: 08.07.2023
Опубликован: 05.08.2023
(отредактирован: 07.08.2023)

Описание окружающей местности

 7 сентября 2010 года в Коми случилась история. Эту историю до сих пор считают чудом. Впрочем, то счастливое провидение, которое спасло 72 пассажира и 9 членов экипажа самолета Ту-154, имеет своё имя. Зовут его Сергей Михайлович Сотников из села Ижма. Прежде в Ижме был свой аэропорт, его открыли в 1978 году. Маленький, но для райцентра вполне хватало. Всего в штате было 126 человек. Небольшая команда, но весёлая и дружная. Летали на Сыктывкар, Ухту, Печору, Усть-Цильму, ну, и по всему району. Ан-2 до каждой деревни добирался. Без преувеличения! Кельчиюр, Щельяюр, Няшабож, Краснобор, Брыкаланск, Том, Кипиево, Картаёль... Дорог не было, спасала малая авиация. Почту и пенсии доставить, попасть на приём к врачу или в органы власти... Билет стоил не дороже трёх рублей, даже пенсионеры могли позволить себе полёт в случае необходимости. Государство дотировало разницу. В девяностые годы местные аэропорты начали массово закрывать. Социализм кончился, ему на смену пришёл дикий капитализм с рыночной экономикой. О людях думать перестали. Хотите летать – платите сполна, а как будете выживать, ваши проблемы. Ликвидировали за ненадобностью и аэропорт в Ижме, сохранив лишь вертолётную площадку. Вся активность переместилась на перрон, где нарисовали вертолётный квадрат пятьдесят на сто двадцать метров. Раньше работали Ми-10 и Ми-6, потом их тоже списали, остались лишь Ми-2 и Ми-8. Авиационное хозяйство пришло в полный и бесповоротный упадок... Вот и взлётно-посадочная полоса оказалась никому не нужна. Но Сергей Михайлович своими силами поддерживал в рабочем состоянии не только перрон, но и рулёжную дорожку, и ВПП. Следил за порядком. Летом пропалывал, чтобы ивняк между бетонными плитами не разросся. Именно на неё 7 сентября 2010 года совершил вынужденную посадку Ту-154 якутской авиакомпании «Алроса».

 Но обо всём по порядку. В тот день, как говорится, ничего не предвещало... Как рассказывает сам Сергей Михайлович:  «…Погода стояла пасмурная, но облачность была высокой, видимость неплохой. Вышел из дома я чуть позже обычного, без двадцати восемь или около того. По дороге завёз в школу внучку Кристину. Вдруг – звонок от бывшего коллеги, который работал техником в аэропорту, пока всех не разогнали. Говорит,  что  над полосой большой самолет кружит. То ли Ил-62, то ли Ту-154. По правде сказать, я сперва не поверил, словом, не придал значения сигналу... А потом позвонила начальник местной метеорологической станции Эмилия Сметанина и повторила информацию, что самолёт садится. Тут уж я понял, что дело пахнет керосином. Авиационным. Эмилия Семеновна женщина серьёзная, без повода шутить не станет. Я бросил домашние дела и рванул сюда. Смотрю, со всех сторон народ бежит, по полю несётся пожарная машина, а на краю взлётно-посадочной полосы, точнее, уже за её границей, стоит лайнер. Выкатился за концевую и самую малость не доехал до крупных деревьев, только мелкие берёзки да осинки подмял…»

 Длина полосы в Ижме 1340 метров, а для самолётов такого класса нужно 2000 минимум. Ту-154 ушёл с бетонки на 164 метра и увяз в грунте. Передняя стойка погрузилась в землю сантиметров на пятьдесят, не меньше. Это был рейс по маршруту поселок Удачный – Москва. Примерно через три с половиной часа после вылета из Якутии на борту произошло короткое замыкание, вырубилось всё электропитание, отключились и радиотехнические средства, и электронасосы. Ни с землей связаться, ни координаты уточнить, ни топливо подкачать. Двигатели, правда, работали, но на ограниченном ресурсе – керосине, остававшемся в расходном баке. До крупного аэропорта его точно не хватило бы. Экипаж сразу понял: придётся совершать аварийную посадку. Спустились ниже облаков и стали искать подходящую площадку. Сначала думали приводниться на речку Ижму. Выбирали участок, где русло относительно прямое, не слишком виляет. В сентябре воды мало, глубина – не более полутора-двух метров, значит, был риск, что самолёт разрушится при приземлении. Вот лётчики и решили садиться напротив населённого пункта. Расчет простой: местные жители увидят терпящий бедствие самолёт, придут на помощь и хоть кого-нибудь вытащат. Словом, экипаж выбирал место, и вдруг – бац(!): ВПП.  Евгений Новосёлов (командир экипажа) потом рассказывал, что глазам не поверил, даже кровь в голову прилила! Это была удача, поскольку топлива в баке оставалось совсем немного. Аварийный борт не мог выпустить закрылки, элероны тоже не работали, приземлялись на тормозах. Пилоты включили реверс – обратную тягу двигателей. Скорость была под четыреста километров в час, вместо положенных 270. Если бы не бетон, а мягкий грунт, самолёт опрокинулся бы. При посадке покрышки шасси порвались в лохмотья, на полосе долго ещё оставался длинный чёрный тормозной шлейф, пока его дождём и снегом не смыло. В Ижме ВПП не только короче, но и уже, чем надо для Ту-154: тридцать пять метров, а размах крыльев у "Тушки" – 37,5. Сюда ведь прежде летала местная авиация – Ан-2, Ан-24, Ан-28, Як-40, ещё раньше – Ил-14. Экипаж должен был рассчитать всё в точности. Пилоты трижды заходили на посадку, лишь потом сели. Они визуально оценивали ситуацию и садились, как говорят в авиации, с подбором. Примеривались, тренировались, чтобы не промахнуться. Ведь не было ни диспетчера, ни приводов, ни светосигнального оборудования. Аэропорт в Ижме окончательно закрыли еще в 2003-м, он и в реестрах с тех пор не числился... Хорошо, на ВПП остались красные и белые входные щиты, они хоть как-то ориентировали пилотов. Сергей Михайлович сохранил их для красоты, обновлял краску время от времени. Осевую разметку тоже наносил. Ему выдавали краску на обновление вертолетного квадрата, и то, что оставалось, использовал на полосу. Просто так, на всякий случай. Лётчиков сразу отправили на медицинское освидетельствование, а потом пригнали вертолёты из Ухты, Печоры и в тот же день всех эвакуировали. В обед уже никого не было – за четыре рейса всех вывезли. Лётчики Андрей Ламанов и Евгений Новосёлов впоследствии стали Героями России, штурман, бортинженер и бригада бортпроводников получили ордена Мужества. Начальнику вертолетной площадки Сергею Сотникову вручили медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

  А самолёт остался на северном краю полосы. Милиция его сторожила, пока не приехали представители «Алросы» и не начали вытаскивать «Тушку» на бетон. Оказалось, не такая простая задача. Два мощных трактора С-100 не могли справиться. На стойках есть специальные стопорные болты, в случае перегруза они отстреливаются, ломаются, и самолёт стоит как вкопанный. Тем более он, действительно, закопался в землю. Пришлось специальный брус стелить, по нему тащить. Полмесяца ковырялись, не меньше. Сначала подумывали из-за повреждений списать «Тушку» в утиль, потом решили восстанавливать. На зиму законсервировали, а весной стали готовить к полету. 24 марта 2011 года борт RA-85684 отправился из Ижмы в Ухту. Самолёт максимально облегчили, взяли лишь необходимый запас топлива – одиннадцать тонн. В кресле командира сидел заслуженный летчик, Герой России, Рубен Есаян.  Длина разбега получилась ровно такая, как рассчитали – на восьмистах метрах самолёт оторвался от земли. Все, кто смотрел за взлётом, в эту секунду дружно выдохнули. Борт сразу пошёл в сторону Ухты, на юг, потом вдруг развернулся и взял курс на север. А людей было море, вся Ижма сбежалась, кто-то даже из района специально приехал. Народ заволновался, увидев, что самолёт не туда летит. А он сделал круг над селом, прошёл над аэропортом и крыльями слегка покачал. Вроде как попрощался. Все орали, руками махали, хлопали.

 В 2013 и 2016 годах поднимался вопрос о возможности восстановления работы аэропорта для осуществления местных авиаперевозок самолётами Л-410, но до реализации эти планы не дошли. Сергей Сотников продолжал работать на «Вертолётной площадке Ижма» до ухода на пенсию в октябре 2019 года.

 ТУ-154, повреждённый при аварийной посадке в Ижме, не был списан – его отремонтировали, и ещё восемь лет борт RA-85684 совершал регулярные рейсы. В конце сентября 2018 года подошёл к концу срок лётной годности самолёта. Однако руководство авиакомпании «Алроса» решило сохранить борт как самолёт-памятник для будущих поколений. Появился вариант сделать самолёт новым экспонатом музея авиации новосибирского аэропорта «Толмачёво», который известен тем, что заботливо сохраняет самолёты-экспонаты, находящихся у терминала аэропорта. Благодаря слаженной совместной работе и желанию руководителей авиакомпании и аэропорта сохранить самолёт, удалось организовать его передачу в музей в кратчайшие сроки – чуть больше недели. Рейс по маршруту Мирный – Новосибирск получил символичный номер 6R-684, соответствующий бортовому номеру самолёта. Командиром экипажа во время перелёта был герой России Андрей Ламанов, блестяще посадивший этот борт в Ижме в 2010 году. На перроне аэропорта «Мирный» самолёт провожали руководство и сотрудники и авиакомпании «Алроса» и аэропорта. После взлёта экипаж выполнил прощальный круг над родным городом Мирный. В Новосибирске самолёт встречал герой России Евгений Новосёлов, который был командиром воздушного судна в тот самый полет 7 сентября 2010 года. В честь такого события перед посадкой был выполнен проход над полосой. В феврале 2022 года экспонаты «Музея авиации Толмачёво под открытом небом» были перемещены со стоянок на перроне на проектируемую музейную территорию вне контролируемой зоны аэропорта и стали доступны всем гостям аэропорта «Толмачёво».

 В кинокомедии «Елки-2» есть новелла, как самолёт совершает аварийную посадку на заброшенном аэродроме в тайге, где местный смотритель чистил полосу от снега, хотя и не обязан этого делать. Начальника аэропорта сыграл Владимир Меньшов. Его героя зовут Михалычем, как и Сергея Сотникова. По сценарию, самолёт садился в темноте, вовремя заметив посадочные огни. А в Ижме к тому времени  давно демонтировали систему ночных стартов, ничего не осталось – ни локатора, ни приводов... Плюс в фильме есть ещё один яркий эпизод, также связанный с полётом над лесами Коми. В «Елках-2» командир просит у стюардессы воды, но не пить, а чтобы по стакану сажать самолёт. Кажется, что этот момент режиссёр добавил для эффектности. Однако, по словам пилотов, когда у них отказали приборы, они также использовали стакан воды, и по нему определяли, с каким углом и тангажом (угловым наклоном) идут. Впрочем, от комедии «Елки-2» никто и не ждал реконструкции ижемской аварийной посадки. Канва реальных событий, немного фантазии и вот вам новогоднее чудо, которое требовалось по сюжету фильма. Тем, кто хочет побольше погрузиться в эту историю, стоит почитать повесть Романа Сенчина «Полоса». Она уже целиком посвящена самому Сотникову. Только для художественного отстранения он здесь носит имя Алексей Сергеевич Шулин и заведует аэропортом в посёлке Временный. В остальном – судьба Сотникова, уклад жизни в оленеводческом селе Ижма, события в Коми, цитаты из местных изданий и встреча с премьер-министром – кажутся подлинными.

 Использованы данные из источников: История спасения пассажирского самолета в Ижме

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.