Автор: Das Boot
Создан: 18.06.2023
Опубликован: 26.07.2023
(отредактирован: 10.03.2024)
Описание окружающей местности
Русские казаки открыли Камчатку в середине XVII века, а окончательно присоединили к России в 1697 году. Но после этого ещё полвека на территории полуострова не было такого поселения, как Петропавловск. Уже существовали остроги Большерецкий, Тигильский, Верхне-Камчатский и Нижне-Камчатский, а на месте будущего Петропавловска всё ещё пышно зеленели девственные берёзовые леса и у самой воды, на песчаной косе, стояли балаганы ительменского рода тойона Ниаки. До Авачинской губы землепроходцы, во главе с Владимиром Атласовым, добрались в 1697 году и были впечатлены этой бухтой на берегах Тихого океана по праву считающейся одной из самых больших бухт в мире. В этих местах находилось огромное лежбище сивучей и камчадальское (ительменское) селение Аушин, одним словом, всё то, что нужно было для основания острога, который и был заложен в том же 1697 году. Более того, в Авачинском остроге казаки построили несколько кораблей, с помощью которых они добрались до островов Шумшу и Парашумир, присоединили их к России и подробно описали. В 1712 году острог вместе с дружиной был сожжён айнами. И был довольно быстро отстроен заново, а в 1715 году на противоположном берегу Авачинской губы был построен Тареин острог, но настоящая история города Петропавловска-Камчатского началась лишь в 1740 году, когда российский штурман Иван Елагин облюбовал в ней маленькую Ниакину бухточку для зимней стоянки кораблей готовящейся Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга. Ещё в Петербурге, глядя на карту, Беринг обратил внимание на удобное расположение Авачинской губы для старта из неё своей экспедиции к западным берегам неведомой Америки. Потому и послал в губу впередсмотрящим Ивана Елагина - убедиться, что место подходящее. Тот губу обошёл, посмотрел, обмерил и пришёл к выводу, что более удобной стоянки для кораблей не найти. И тогда с небольшой солдатской командой срубил на берегу "…служителям жилые покои и для клажи провианта и материалов магазеины…". Это были первые постройки будущего Петропавловска. А имя новому посёлку дал Витус Беринг, когда 17 октября того же 1740 года пришёл в обжитую Елагиным губу на пакетботах "Святой Петр" и "Святой Павел". В честь святых, имена которых носили корабли, назвал он Ниакину бухточку гаванью Святых апостолов Петра и Павла, а экспедиционный посёлок вскоре стал именоваться – Петропавловская гавань или Петропавловский порт. Более ни для чего не годилась тогда эта гавань – лишь для экспедиции Беринга. Здесь моряки перезимовали, а 4 июня 1741 года ушли в плавание. Охранять гавань с остатками имущества экспедиции остался маленький гарнизон под командованием прапорщика Петра Левашова. Через год вернулся на "Святом Павле" Чириков, рассказал, что разминулся с кораблём Беринга много месяцев назад и с тех пор ничего о нем не знает. Зиму экипаж Чирикова провёл в гавани, а весной, забрав часть имущества, отбыл в Охотск – главный тогда российский порт на Дальнем Востоке. И только в августе вернулись в Петропавловскую гавань на перестроенном пакетботе "Святой Петр" моряки из экипажа Беринга, которые, как оказалось, открыли западный берег Америки, но на обратном пути потерпели крушение. На пустынном острове в Тихом океане похоронили они многих своих товарищей, в том числе и командиров. Зимовали беринговцы в Петропавловской гавани, а летом 1743 года тоже ушли в Охотск, опять оставив на берегу Авачинской губы маленький гарнизон для охраны строений и имущества. И вновь потекли над этими пустынными краями годы почти полного забвения. В последующие годы гавань гостеприимно давала приют кругосветным экспедициям зарубежных мореплавателей. В 1779 году здесь побывали британские парусники «Дискавери» и «Резолюшн» погибшего капитана Джеймса Кука, а в 1787 году у причалов Авачинской бухты швартовались фрегаты знаменитого французского мореплавателя графа Жана-Франсуа де Лаперуза. С 1812 года Петропавловск стал административным центром Камчатки и части территорий на северо-востоке России под названием «Петропавловская гавань». В 1822 году он получил ранг города и стал называться Петропавловским портом. В XVIII веке и до начала XX века поселение именовалось упрощенно – Петропавловск. С 1924 года город стал называться Петропавловском-Камчатским.
Одним из символов города Петропавловска-Камчатского является макет кораблей, установленный на двух обелисках при въезде в город. Автор этой работы Юрий Копытовский. Стела установлена в сентябре 1973 года рабочими бригады Петра Васюканцева из ДСУ «Камчатстрой». Корабли на обелисках символизируют пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел». Однако, полувековая история стелы – история большой ошибки. В 1973 году при её создании скульпторы допустили неточность – создали трехмачтовые макеты парусников, больше напоминающие каравеллы. Ведь у пакетботов было всего две мачты. То есть корабли на стеле при въезде в город Петропавловск-Камчатский не являются макетами пакетботов «Св. Петр» и «Св. Павел», и лишь символически изображают парусные суда XVIII века. Пакетботы строились в Охотске по присланным из Санкт-Петербурга чертежам. В списке русских военных судов с 1668 по 1860 годы, составленном Ф. Веселаго и изданном в Санкт-Петербурге в 1872 году, в разделе «Сибирская флотилия» записано: «Пакетбот «Св. Петр» (вооружение – бриговое) длина 80 фут, ширина 22 фут, глубина интрюма 9 фут. Строено в Охотске. Строители Ругачев и Кузьмин. Спущен в июне 1740 года». Строительство корпусов пакетботов продолжалось 2 года 4 месяца. «Святой Петр» был спущен на воду 29 июня 1740 г., а «Святой Павел» через несколько дней – 2 июля. К сожалению, чертежи этих пакетботов не сохранились. Специалистами были воссозданы размеры «Святого Павла», пакетбот имел по корпусу: длину – 99 футов (30,175 м), ширину – 22 фута (6,706 м), осадку – 9 футов 6 дм (2,914 м), водоизмещение в соленой воде – около 311 тонн. Артиллерийское вооружение «Святого Петра» состояло из 9 трехфунтовых пушек (калибр 72 мм) и пяти двухфунтовых (калибр 67 мм). Экипаж «Святого Петра» состоял из 78 человек, а экипаж «Святого Павла» из 75 человек. С течением времени стела «Пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» на 11-ом км Елизовской трассы сильно обветшала. Горожане решили, что её потрепанный вид вредит имиджу Петропавловска-Камчатского. Поэтому в 2018 году местные жители провели рейтинговое голосование и выбрали стелу как самый важный городской объект, нуждающийся в восстановлении. Колонны композиции были полностью демонтированы, так как на одной из них нашли трещину, установили новые, были отремонтированы макеты кораблей, заменена надпись "Петропавловск-Камчатский". Однако… лишние мачты при благоустройстве «визитной карточки» Петропавловска-Камчатского убирать не стали. Многим жителям города не понравился новый облик стелы. Как лучше – "до" или "после", решайте сами, все фото мы предоставили.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: