Мы пришли сегодня в порт, Мы пришли сегодня в порт, Мы пришли сегодня в порт. Мы стоим, разинув рот, Мы стоим, разинув рот, Мы стоим, разинув рот.
Если стоять на берегу Волги в Саратове, то чувствуешь себя почти как дома – широкая река, левый зеленый берег, гранитная набережная города, длинный мост по левую руку….Только зачем-то на Бобрах многоэтажки построили)) Ан нет – не Бобры это, а город Энгельс, и я не в Волгограде, а в Саратове. Но родная Волга течет отсюда к моему городу и качает в своих ладонях корабли. Меньше, конечно, чем раньше. Особенно жаль рейсового пароходства – остались только круизные корабли, к растущим каждый год ценам на которые мы не успеваем привыкнуть. Потому и путешествие в Сартов, которое планировали уже года три как проплыть по Волге – как раз ночь в каюте под плеск воды – пришлось осуществить сухопутно. Но речпорт все равно навестили. Он здесь весьма лаконичной архитектуры. Своей формой с башней мне напомнил печку гиганта! И корабль у пристани стоял, круизный.
"С 1839 года в Саратове начинает производится судовой сбор, за подход к Саратову и груз. В Статистическом отчёте о Саратовской губернии Фадеева А.М. 1839- 1847 г.г. (ГАСО Фонд 407 опись 2 дело 1897.) написано: " Волга судоходна в границах Саратовской губернии, сплавные реки Сура , Хопёр, Медведица. В Саратовской губернии постоянное речное судоходство весь период времени между вскрытием и замерзанием реки производится лишь на Волге. Важнейшие пристани Хвалынская, Вольская, Саратовская, Камышинская и Дубовская. Глубина воды при Саратовской Пристани от 5 до 8 сажен. На них суда нагружаются всеми продуктами, которыми Саратовская губерния снабжает как верховье, так равно и Астрахань плюс Закавказский край преимущественно зерновым хлебом, ржаною и пшеничною мукою, салом, солью, табаком и проч. Привоз к пристаням, а также плотами строевым и дровяным лесом преимущественно из Вятской губернии. Из Астраханской губернии привозится рыба и икра. Ценность груза привозимого и отвозимого из Саратовской губернии показывается до 3.5 млн. руб. выгоды. Число проходящих понеже судов простирается до 2200, плотов до 40 , а число судорабочих до 65 тыс. чел. Постройки судов в губернии не производится, торговцы покупают их и нанимают у иногородних купцов."
"«Саратовский календарь» на 1873 год отметил, что "в городе было: пристаней пароходных -10, перевозных - 1. лесных – 12." Было в Саратове и свое пароходное общество, которое называлось «Купеческое пароходство». Оно было основано в 1886 году купцами второй гильдии братьями Польскими Василием и Иваном и предпринимателем И.И Прянишниковым."
"С февраля 1907 года учреждается полное товарищество под названием «Купеческое пароходство» по р. Волге, членами которого кроме указанных купцов были и другие граждане: купеческого, дворянского, мещанского, крестьянского и других сословий города. Всего 12 человек. Пароходство открыло регулярное сообщение между Балаково и Ровное. В дальнейшем его пароходы стали ходить по всей Волге и даже по Каме. В начале 20 века оно имело 52 парохода и 75 дебаркадеров и стало к тому времени самым большим на Волге и Каме."
"В 1917 году в Саратовской губернии было зарегистрировано 655 самоходных и несамоходных судов. Саратовские пристани входили в Казанский округ путей сообщения. В городе размещались судоходная дистанция, Саратовское отделение путей сообщения, главное управление Волжско-Камского коммерческого пароходства (бывшее купеческое, сокращённо ВККП). В Саратове имелись пристани всех крупных пароходных компаний «По Волге», «Самолёт», «Кавказ и Меркурий», «Нептун», «Дружина»."
" Берегового пассажирского вокзала до 30-х годов 20 века в г. Саратове не было. Пассажиры ожидали пароходы на плавучих дебаркадерах - пристанях или на берегу. 23 января 1918 года Совет народных комиссаров принял Декрет о национализации флота. Все судовые предприятия были объявлены собственностью государства. В Саратове национализация началась 3 февраля 1918 года. Саратовцы, ветераны Волги, очевидцы национализации вспоминают: капитан п/х «Любезный» тов. Данилов В.И. « Я как капитан был в составе комиссии. Приехали в Золотовский затон (с. Золотое)., где стояло несколько десятков единиц парового и непарового флота разных судовладельцев. Нами суда были национализированы. Судовладельцы всячески старались вредить проводимому мероприятию, мешали ремонтировать суда и готовить их к навигации. Нам, речникам, принявшим суда, пришлось организовать их вооружённую охрану. Силами рабочих, особенно машинных команд, организовали ремонт флота. К навигации 1918 года флот был подготовлен и отправлен в Саратов в распоряжение Транспортвода, начальником которого в э тот период был военный моряк т. Симаков Н.И. »"
"В суровые годы Великой Отечественной войны речники Саратовской пристани осуществляли воинские и народно-хозяйственные перевозки на своём эксплуатационном участке протяжённостью в 396 км от пристани Хвалынск до пристани Иловатка. Большинство грузопассажирского флота пристани работало на спец. заданиях, на воинских и эвакуационных перевозках на дальних плечах. В период битвы за Сталинград исключительно стратегическое значение имели перевозки по Волге. Через Саратовскую пристань в район боёв шли сотни судов с солдатами, военной техникой и грузами. За выполнение боевых задач в ходе Сталинградской битвы и личную доблесть все члены экипажей судов «Самара», «Землячка», «Волжская Коммуна», были награждены боевыми орденами и медалями."
Более подробно можете почитать в источнике, мы же добавим, что подъём речпорта – и в смысле воды и в смысле работы – пришелся на 1960-е годы: пришла большая вода созданного Волгоградского водохранилища. В 1967 году на месте старого деревянного вокзала был построен новый комплекс сооружений речного вокзала, включавший причальную стенку длиною 550 метров с 8-ю причалами, пригородный павильон и гостиницу на 184 места. В 1980-е годы пассажирские суда Саратовского порта, среди которых были 17 скоростных судов, обслуживали 60 населённых пунктов.
Сейчас, как и все речные порты страны, Саратовский переживает не лучшие времена. В основном здании речпорта теперь торговый центр. Грузовой речпорт перешел в частные руки и не слишком процветает, судя по публикациям в СМИ. И только Волга все так же величаво несет мимо своих спокойные воды….
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: