Брегава-кормилица [MV/29505]

Одна из действующих мельниц
Одна из действующих мельниц
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Исторический
Природный
Прогулка
Техноген
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Босния и Герцеговина
кантон Герцеговачко-Неретванский р-н
Ближайший нас.пункт
Столац
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 5
Паспорт тайника
Экспорт точки
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Водопад провалине и вид на ресторан
Водопад провалине и вид на ресторан
Мост Инат-Чуприя
Мост Инат-Чуприя
Что-то когда-то бывшее мельницей
Что-то когда-то бывшее мельницей
Бывшая часовая башня
Бывшая часовая башня
Автор: Seriy Volk
Создан: 14.04.2023
Опубликован: 19.05.2023
(отредактирован: 19.05.2023)

Описание окружающей местности

Очередной город-музей ждет вас в гости.

Столац ведет свою историю со времен Древнего Рима, на берегах Брегавы располагался город Диллунтум. Затем история обрывается во тьму средневековья и только в 15 веке незадолго до османского вторжения, появляются письменные свидетельства существования поселения на этом месте. В те времена Брегава называлась Видошей и по ее имени назвали крепость, построенную вокруг старого города. Это было одно из герцогств Герцеговины, где правил герцог Степан Вукчич Косач. Крепости мы посвятим отдельный тайник, а это посвящен самой реке.

Еще в османском периоде, а далее в австрийском, Брегава служила источником благосостояния горожан. Осенью, зимой и весной полноводная, летом она мелела, что позволяло построить на ней различные гидротехнические объекты из камня, самые распространенных из которых – плотины, мостики и водяные мельницы. Сила воды использовалась для привода в движение мельничных жерновов, а также более экзотических машин: ступ и баданей. Ступа использовалась для валяния сукна. Это, по всей видимости, такая же конструкция как для давления масла из льна и конопли. Бадань – большая стиральная машина, использовалась для стирки больших вещей типа ковров или одеял. Подобные же выставлены в болгарском музее Этар.

Ну а мельниц в Столаце было до 2-х десятков. Было это неспешное время до эпохи электричества. Крестьяне привозили в город зерно, а пока оно мололось сидели в тавернах, принося доход горожанам. Сейчас все изменилось, электрические мельницы дешевле и не требуют забот, в черте города осталось не более десятка мест, где осталось хоть что-то, но что-то все ж осталось и две мельницы даже действующие. Главная – это мельница Батана Бузалько. Это целое хозяйство: и мельница, и бадань, и музей, и ресторан, и форелевое хозяйство, поставляющее рыбу для ресторана, и бесплатный туалет, единственный в округе. Мельница стоит в прекрасном месте – над водопадом, когда сидишь в ресторане, то вокруг журчит вода. Вторая мельница на противоположном рукаве реки, и она частная, непубличная.

Да мельницы стоят на рукавах, сразу после водопада, Брегава делится на две рукава, это было удобно для распределения воды и обслуживания, видимо. Все мельницы расположены на рукавах. Можно пройти вдоль одного рукава, а вернуться вдоль другого. Именно это мы и рекомендуем сделать.

Мосты через Брегаву строились издавна. Самый знаменитый – Инат-Чуприя. Про строительство этого моста ходят легенда.

Дело было примерно в 16-м веке. Правил тогда Столацем бег, имени которого история не сохранила. Случилась в одной из провинций огромной Османской империи очередная война, и султан приказал бегу отправляться туда, да ещё прихватить с собой всех мужчин Столаца, годных к строевой. Не успела пыль осесть на дороге за отбывшим войском, как в городе появился некто Тртак с небольшим отрядом головорезов и узурпировал власть. Как раз в это время мастера Исах и Ристо снимали леса с моста, построенного через Брегаву по заказу бега. Увидел Тртак новый мост и приказал построить ещё один, в свою честь. Но у этого моста арок должно быть больше, чем у бегового. Исключительно «из ината»  – мол, чем я хуже бега? «Инат» – это дух противоречия, особая черта характера боснийцев и герцеговинцев. Исах и Ристо не знают, что и делать – бег вернётся, им не поздоровится. Но и перечить вооружённому до зубов разбойнику не с руки. Стали они строить новый мост. У Тртака инат, но и у них инат, они тоже в Герцеговине рождены и национальную черту характера впитали с молоком матери. Мост они ему построили большой, пятиарочный. Но такой несуразный, что смеялись все, кто его видел. Только Тртак ничего не приметил, был он слишком неотёсан и самоуверен. Когда бег вернулся, Тртак сбежал, а мастера получили плетей за то, что его приказ выполнили, но головы свои они спасли, потому что первый, бегов мост остался самым красивым в городе.
Прошло уже пять сотен лет, а Инат-чуприя, несмотря на свою неуклюжесть, стоит крепко. Сейчас по ней даже автомобили разъезжают, и ничего ей не делается.

Подградский мост состоит из двух арок, моложе «упрямого» лет на 100, но он настолько прочный, что по нему ездят автомобили и автобусы. В конце 19 века Австро-венгры реконструировали этот мост, расширив его до стандартной дороги в две полосы.

Есть еще мост некогда частный, но сейчас общий, носящий имя хозяйки – мост Сары Кашикович. Ну и опять легенда, связанняя с причиной постройки моста.
Сара Кашикович имела неосторожность полюбить иноверца, жившего по соседству, правда, на другом берегу реки. Отец её был категорически против этого романа, но своевольная Сара продолжала встречаться с возлюбленным под покровом ночи. В этом месте Брегава совсем неширока, для хорошего пловца – дело нескольких секунд. Здравомыслящий человек дошел бы до соседнего моста и перешел бы, но любовь срывает крышу. Молодой человек переплавлялся исключительно вплавь, и однажды в ненастную ночь не справился с рекой. Унесло. Сара была выдана замуж за человека своей веры и нашла утешение в бизнесе – открыла первый отель в Столаце под названием «Европа» и была в этом предприятии весьма успешна (это уже не легенда, а факт). Мост она построила в память о возлюбленном и с тем, чтобы влюблённые с противоположных берегов могли встречаться без опасности для жизни.

И четвертый мост, достойный упоминания – мост в Беговине – самый верхний по течению реки. Мост достаточно длинный, но узкий, поэтому только пешеходный. Эта переправа также изначально была частная, и построена не настолько надежно как остальные мосты, поэтому мост пережил несколько ремонтов.

И конечно же в городе не счесть мелких, частных и общественных мостиков, ширина которых рассчитана на одного человека. Некоторые уже без покрытия, только быки стоят, но идти можно по ним. Да какие быки – бычки.

Уверен, вы получите удовольствие от прогулки. Быстрым шагом тайник можно взять за час.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.