Человеческая память – мостик между поколениями, между событиями прошлых лет и нынешних. Все знают о блокаде Ленинграда, о ледовой «дороге жизни», но единицы – об организации авиасообщения с городом в самые тяжелые месяцы 1941 года.
Много еще «белых пятен» можно найти на «карте» Великой Отечественной войны, события «воздушного моста» - одно из них. О том, что происходило осенью 1941- го года, о героических летчиках Московской авиагруппы особого назначения (МАОН), о роли Хвойнинского района в работе воздушной трассы и рассказывается в нашем тайнике.
«Мёртвый сезон» — самый тяжёлый для города Ленинграда, так как водный путь уже невозможен, а ледовая трасса ещё не наморожена. В это время практически единственным путём сообщения со страной оставался «воздушный мост». 20 сентября 1941 г., спустя 12 дней после того, как фашистские войска замкнули кольцо блокады Ленинграда и Ладога осталась единственной коммуникацией для города, Государственный Комитет Обороны принял Постановление об организации транспортной воздушной связи. Воздушная дорога жизни, Воздушный мост блокадного Ленинграда, Воздушный коридор - по-разному называют этот путь сообщения блокадного Ленинграда с «Большой землёй».
Десятки транспортных самолетов и тяжелых бомбардировщиков были сняты с других важных участков и направлены на помощь Ленинграду. Чтобы эта коммуникация , проложенная через две линии фронта, могла постоянно и надежно действовать, нужны были и прикрытие истребителей, и организация новых оперативных аэродромов как в Ленинграде, так и на «большой земле», и формирование новых направлений грузопотока продовольствия, переброски людей и оружия.
Полеты первых транспортных самолетов из Вологды, где находились значительные запасы продовольствия для снабжения войск Ленинградского, Волховского и других фронтов, показали недостаточную эффективность столь дальних воздушных перевозок. Было решено подобрать аэродромы, расположенные поближе к Ленинграду. Хвойная становится основной авиабазой за блокадным кольцом.
В июле в район прибывают строители. В течение трех жарких недель полевые аэродромы были оборудованы в самой Хвойной и в нескольких деревнях. Секретарь Хвойнинского райкома Е.И. Зверев понимал, что развертывание в районе авиабазы, через которую пойдут воздушно – транспортные перевозки в Ленинград и оттуда на «большую землю», круто изменит весь ритм жизни Хвойной и всего района в целом. Также надо было срочно еще организовать встречу и обустройство 3-й эскадрильи Московской авиагруппы особого назначения.
В Доме культуры подготовили комнаты для размещения летчиков, также были организованы летная столовая, парикмахерская, баня, магазин. В поселке комплектовались молодежные бригады строителей, аэродромных рабочих и военизированной охраны самолетов и продуктов.
На самом аэродроме вовсю кипела работа. Бойцы батальона аэродромного обслуживания, юноши и девушки – старшеклассники, присланные райкомом комсомола, возили землю и глину, подсыпали и выравнивали взлетно – посадочную полосу, рубили кусты и деревья на местах намеченных самолетных стоянок. Сооружались простейшие укрытия для людей, самолетов, имущества. Были отремонтированы складские помещения, бензохранилище, построены пункты обогрева для авиамехаников, шоферов, рабочих, бригад грузчиков, занятых на погрузке самолетов. Но когда прибыли представители эскадрильи, оказалось, что аэродром тесноват, взлетно – посадочная полоса была явно коротка для тяжелых транспортных кораблей. Пришлось полосу удлинять и расширять, используя песок, щебенку и колотый кирпич. По окончании работ взлетно – посадочная полоса была продлена на 150 метров, что позволяло грузить в каждый самолет лишние 50 – 70 килограммов продуктов. Вскоре начались пробные вылеты в Ленинград, а 7 октября – регулярные транспортные рейсы.
23 октября немецкие войска захватили Будогощь, единственная железная дорога, от которой шел подвоз продовольствия к Ладожскому озеру, оказалась перерезана. Оставалась только воздушная трасса. Для более четкой организации была создана северная неотдельная авиагруппа, а штаб ленинградской группы «Дугласов» разместился в Хвойной.
В октябре 1941г. небо над Ладогой стало ареной частых воздушных схваток. Каждый транспортный самолет для фашистов – мишень большого размера. К концу года самолетов сопровождения осталось мало, летать им приходилось часто. Пилоты от усталости иногда после приземления не могли даже самостоятельно выбраться из самолёта. Случалось, экипажам удавалось только пару часов поспать – и снова в воздух. Транспортные самолёты вылетали группами по 6 или 9. Летели «клином», прикрывая друг друга. Также их прикрывали истребители сопровождения. Нередко на сопровождение вместо положенных 10 истребителей взлетали только три или два, а то и всего один! А сопровождать приходилось караваны и по 27 транспортников, возвращающихся из Ленинграда.
На борту каждой машины не менее 30 пассажиров, всего свыше – 800 человек. Фашисты знали, что по воздушному мосту в Ленинград доставляли продукты, а из города вывозили женщин, стариков, детей, раненых. И враг делал все, чтобы помешать этим перевозкам. Гитлеровское командование даже установило большое денежное вознаграждение своим асам за каждый сбитый советский транспортный самолет.
Ремонт поврежденных самолетов доставлял немало хлопот инженерам и техникам, которые зачастую сутками не покидали аэродрома. Эти незаметные, скромные труженики войны ремонтировали свои машины обычно в ночное время или в нелетную погоду, когда пилоты отдыхали. Ни дождь, ни снег, ни мороз не могли помешать самоотверженному труду авиатехников и механиков. Они знали одно: что бы ни случилось, к установленному сроку машины должны быть подготовлены к вылету. За всю работу эскадрилий Московской авиагруппы на трассах «воздушного моста» не было ни одного случая отказа материальной части в полете по вине инженерно – технического состава авиагруппы.
На исходе октября летчики транспортных самолетов работали на пределе возможностей, летали в любую погоду: при отсутствии видимости, при сильном ветре и обледенении. Запасы продовольствия в осажденном Ленинграде катастрофически таяли, а подвоз их по Ладоге почти прекратился. Летчики сражались за каждую тонну хлеба, мяса, жира. Они до предела сократили время загрузки и разгрузки самолетов, брали продовольствия больше положенного, экономили каждую минуту на взлете, на маршруте и во время посадки, что выкроить необходимые сто минут для дополнительного рейса!
Сто минут длился полет от Хвойной до Ленинграда. Сто минут непрерывного риска. Все рейсы в осажденный город были сопряжены с большой опасностью. Враг, имевший численное превосходство в воздухе, стремился сорвать воздушные перевозки в город, который по замыслу гитлеровкого командования был обречен на голодную смерть.
Постановлением ГКО 9 ноября 1941 г. был установлен ежедневный минимум доставки продовольствия в блокадный Ленинград – 200 тонн высококалорийных продуктов. За время войны исключительно воздушно-транспортным путём в город также доставлялись: консервированная кровь, газетные матрицы, почта.
В обратный путь на Комендантском аэродроме можно было увидеть, как на носилках переносили из санитарных машин в транспортные самолеты беспомощных раненых бойцов, отрешенные лица женщин без возраста: голод, холод и болезни превратили красивых, полных жизни ленинградок в старух. А маленькие пассажиры, укутанные до самых глаз в теплые платки и шарфы, молчали. Дети были очень истощены, двигались медленно, словно в полусне. Они стояли тихие, вялые, разговаривали вполголоса, и их широко открытые, печальные глаза смотрели на летчиков с необыкновенной для детей серьезностью, доверием и надеждой. К такому привыкнуть было невозможно.
За время действия «воздушного моста» было вывезено из блокадного города более 50 тысяч человек, в том числе более 9 тысяч тяжелораненых бойцов и командиров. Жителей Ленинграда потом отправляли дальше в тыл, а раненым и больным оказывали помощь в Хвойной, где были развернуты 4 эвакогоспиталя на 1 600 человек. Раненые проходили первый этап лечения, без которого нельзя было их отправлять в тыловые госпитали. К сожалению, всем помочь не могли. На Хвойнинском кладбище захоронено 714 солдат и офицеров, умерших после тяжелых ранений.
5 декабря 1941г. дивизии 4–й армии перешли в наступление на тихвинском направлении. Освободили Тихвин, очистили железную дорогу Тихвин – Волхов, что позволило подвозить продовольствие почти к самому Ладожскому озеру. К концу месяца лед на Ладоге достаточно окреп, и по ледовой «дороге жизни» потянулись колонны грузовиков. Северная неотдельная авиагруппа была расформирована, и «Дугласы» перебазировались под Москву. За время проведения операции было потеряно 10 боевых самолётов и 28 лётчиков из 32. Общее количество вылетов 3115 рейсов в Ленинград и обратно.
Организация «воздушного моста» не только спасла жизни тысячам ленинградцев, но и оказала существенное влияние на усиление отпора врагу в Ленинграде и под Москвой. Непрерывным потоком по нему, сквозь кольцо вражеской блокады, поступали в Ленинград продукты, медикаменты, почта, горючее и многое другое. А из Ленинграда в район Тихвина и Волхова транспортировались стрелковые дивизии, подразделения морской пехоты, эвакуировались на «большую землю» жители города, дети и женщины, раненые бойцы, ученые и квалифицированные рабочие. «Воздушный мост» был создан и действовал благодаря усилиям многих: партийных работников, руководителей предприятий, летчиков, техников, колхозников, молодежи. Вклад хвойнинцев поистине велик! Строительство полевых аэродромов, их охрана и обслуживание, работа госпиталей, помощь эвакуированным ленинградцам, а главное – сбор среди колхозников из личных запасов продовольствия для блокированного города на Неве, чтобы экипажи транспортных самолетов поднимались в воздух с полной загрузкой!
Буклет Проект «Воздушный мост», посвященный 75 – й годовщине освобождения Ленинграда от блокады, 2020г.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: