Время основания Карсуна было временем становления и укрепления русского феодального государства, освоения и заселения плодородного Поволжья. С целью защиты южных и восточных границ от набегов кочевников, подстрекаемых Турцией, продвижения далее на юг и восток, освоения новых земель в 1636–1646 годах велось строительство Белгородской оборонительной линии. Её продолжением явилась Карсунско-Симбирская линия. Она начиналась от Пензы и тянулась до Волги, где в 1648 году на крутом волжском берегу был основан город Симбирск, ставший главным опорным пунктом Карсунско-Симбирской линии.
Строительство Карсунско-Симбирской линии велось с 1647-го по 1654 год одновременно от Симбирска и Карсуна. Ежегодно на строительстве работало от 3 до 5 тысяч человек, сменяемых помесячно. Организатором работ по строительству линии, основателем Карсуна был стольник и воевода Богдан Матвеевич Хитрово – впоследствии видный государственный деятель России второй половины XVII века.
Вместе с отрядом Хитрово на Волгу прибыл стольник Артемий Степанович Волынский – первый карсунский воевода. Он участвовал в закладке Карсуна, строил Карсунскую оборонительную линию со всеми острогами и городками. Он же отвечал за её охрану. В строгом царском указе велено было воеводе Волынскому: «…и у засечных крепостей со всеми ратными людьми стоять с великим бережением, чтобы всякие воинские люди <…> через засеку на Русь не пришли, и уездных людей не повоевали и побили, и в полон не поймали…».
Карсун основан на месте мужского монастыря, существовавшего в XVI веке во времена Ивана Грозного. К моменту строительства Карсуна монастырь был разрушен. Его остатки, вероятно, и послужили ориентиром при строительстве нового города.
Первоначально Карсун представлял собой четырёхугольное земляное укрепление с шестью деревянными башнями. С востока и юго-востока оно было защищено крутым берегом реки Барыш, оврагом Плутиха, с запада и севера – рвом, валом и частоколом. В центре укрепления находилась обширная площадь, там размещались посад, где жили ремесленники и торговцы, дом воеводы, приказные избы, два острога (мужской и женский), «кружечный сбор» (т. е. распивочная).
К укреплённому городку тесно примыкали три слободы, основанные первыми жителями Карсуна: Пушкарская – пушкарями из Курмыша, Стрелецкая – стрельцами и татарскими мурзами из Алатыря, Казачья – казаками из Чигиря и Корсуни. По легенде, они дали название новому городу – Корсунь. Впоследствии – Корсун, Карсун, что нам привычнее.
Поныне существуют несколько толкований самого названия города. Но точное происхождение его неизвестно. Существует версия, что на тюркском языке «кар-су» означает «сосновая вода», так называлась в древности река Карсунка.
Пётр I переименовал первых жителей Карсуна – пушкарей, стрельцов и казаков – в «пахотных солдат». С 1836 года «пахотные солдаты» переданы Удельному ведомству. Учитывая важное государственное значение освоения Поволжского края, правительство способствовало его заселению. Переселенцам назначалось жалование. Давали также «дворовые места» для строительства дома, а также пашни, сенокосы и всякие угодья
Постепенно были заселены Карсун и основанные вокруг слободы городки и остроги: Погорельский острог (1647), Уренский городок (1648), Сухой Карсун (1648), Станичная слобода (1649), Усть-Уренская слобода (1650) и др.
Остатки Карсунско-Симбирской линии, сохранившиеся до наших дней, относятся к археологическим памятникам республиканского значения.
Со временем границы русского государства перемещаются далеко за Волгу. Карсунско-Симбирская оборонительная линия теряет стратегическое значение. В 1708 году военное управление было ликвидировано. Карсун становится административным, хозяйственным, торговым центром края, с 1780 года – уездным городом Симбирского наместничества, с 1796 года – Симбирской губернии.
Материал взят с сайта: годы-и-люди.рф