28 апреля 2002 года страну облетела весть: "Генерала Лебедя убили!" Ещё не зная причин катастрофы, народ интуитивно почувствовал: своей смертью такой политик, как Александр Лебедь — губернатор, или, как его ещё называли, "генерал-губернатор", Красноярского края, — умереть не мог. Он непременно должен был погибнуть от рук врагов — скрытых или явных.
Но уже на следующий день министр по делам ГО и ЧС Сергей Шойгу огласил другую версию произошедшего: вертолёт Лебедя упал из-за плохой видимости, зацепившись за линию ЛЭП. Что же произошло на самом деле?
Утром 28 апреля губернатор Александр Лебедь летел на вертолёте Ми-8 в район Ойского озера на "презентацию" горнолыжной трассы. На борту находилось ещё 19 человек: чиновники, охрана и журналисты.
Был воскресный день, и после осмотра трассы губернатор с приближёнными собирался порыбачить — на вертолёт были загружены снасти. Но в 10:15 утра в Ермаковском районе Красноярского края недалеко от Буйбинского перевала, не долетев до посадочной площадки у озера 1800 метров, его вертолёт рухнул с высоты, ещё в воздухе начав разваливаться на части.
Сидевший по правому борту губернатор был обречён: именно на эту сторону пришёлся удар тяжёлого ротора винта, сорвавшегося с места. Генерал умер от травм в больнице Абакана. Командир экипажа Ми-8 Тахир Ахмеров выжил: у него были сломаны обе ступни и правая рука, которую вырвало из плеча ручкой управления. Когда его вытащили из кабины, он тут же потребовал закидать снегом печку в салоне вертолёта — чтобы не случилось пожара.
Кроме губернатора погибло ещё семь человек: его зам Надежда Кольба, начальник Управления по туризму Лев Чернов, глава Ермаковского района Василий Роговой, сотрудник санатория Лев Конзинский и трое журналистов: Игорь Гареев, Константин Степанов и Наталья Пивоварова. Вскоре список жертв пополнился: от травм умер охранник Виталий Шлык, выпавший из вертолёта с высоты, и от инсульта неожиданно умер бортинженер Павел Евсеевский.
Версий трагедии было несколько: плохая погода и плохая видимость, ошибки экипажа, неисправность вертолёта, указания самого Лебедя, который якобы мог приказать пилотам лететь на предельно низкой высоте, и, наконец, ЛЭП, которая не была указана на полётных картах.
Правда, власти тут же заявили, что вертолёт был в "идеальном" техническом состоянии, а возможность теракта вообще не рассматривали. Комиссия, занимавшаяся расследованием причин катастрофы, пришла к выводу, что падение Ми-8 произошло из-за столкновения в полёте с ЛЭП. Это случилось из-за неудовлетворительной подготовки к полёту экипажа, незнания местности и решения экипажа лететь по маршруту Ермаковское — Ойское озеро в плохую погоду.
Командир экипажа Тахир Ахмеров и его помощник Алексей Курилович пошли под суд и получили приговоры — четыре года колонии-поселения и три года условно соответственно. Оба лётчика вину не признали и подавали кассацию, но Верховный суд отклонил её. Но, может статься, в 2002 году комиссия просто нашла стрелочников? А главные виновники ускользнули от внимания?
28 апреля 2007 года на месте трагической гибели Александра Лебедя и семерых его спутников в субботу открыта часовня Святого Николая Угодник. Часовня деревянная, восьмигранная шатровая постройка. Рядом стоит памятный камень, с высеченными именами всех погибших в той авиакатастрофе.
Более подробно о версиях катастрофы можно ознакомиться здесь:
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: