Узловая I [VI/26987]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Тульская обл.
Ближайший нас.пункт
Узловая
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
5.00Рекомендаций: 2Нашли: 15
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: макс и сцветка
Создан: 18.07.2021
Опубликован: 27.07.2021
(отредактирован: 27.07.2021)

Описание окружающей местности

         Своим рождением и названием Узловая обязана железной дороге. Не случайно День города и День железнодорожника здесь отмечают одновременно. История Узловой давняя и начиналась в 1873 году, когда в село Хрущёво Тульской губернии пришла железная дорога. В 1873 году она родилась как пристанционный поселок, в 1938 году - стала городом.
Визитной карточкой города с 1990 г. стал ПАРОВОЗ ФД№ 20-1535,застывший на вечной стоянке у здания вокзала станции Узловая 1. Это не просто памятник, это - машина-труженик, а в нелёгкие годины гражданской и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.- машина – боец. Этот паровоз водил в годы первых пятилеток и в период Великой Отечественной войны наш земляк, знатный машинист, железнодорожник Сергей Иванович Тихонов со своей бригадой.

      Здание вокзала, построенное, вероятно, в 1874 г., являлось одноэтажным. Оно находилось напротив Базарной площади (ныне Советская). Центральная кирпичная часть здания имела боковые деревянные пристройки. Для красоты сделали четыре малые колонны, которые придавали строению некую помпезность. Так как вокзал в Узловой предназначался для станции второго класса, то такой небольшой «имперский размах» как раз был «по чину». У центрального входа висели два керосиновых фонаря, а вверху крупными буквами написали название станции - «Узловая».
В вокзале находились: касса, зал ожидания, буфет, книжный киоск. В служебных помещениях располагался телеграф, полицейский участок. Как вспоминал фельдшер М.Я. Сухих: «На станции Узловая всегда дежурили два жандарма и несколько стражников». Перед вокзалом деревянная платформа. На столбе висел станционный колокол, в который звонили во время отхода пассажирского поезда. А еще здесь размещалась кубовая - помещение, где всегда кипятилась вода. Тогда не во всех поездах проводники предлагали чай. Пассажиры помимо личных вещей брали в дорогу чайник, с которым бежали на остановках за кипятком. Поэтому у кубовой всегда собиралась толпа.
Рядом с платформой стояло самое высокое сооружение в Узловой - пожарная каланча. Зимой, во время сильных морозов, вверху вывешивали белый флаг. Это означало, что ученикам не стоит спешить в школу.

    За свою многолетнюю историю вокзал не раз становился немым свидетелем визитов в Узловую, хотя и проездом, известных людей: Л.Н. Толстого, В.И. Ленина, Николая II.
9 сентября 1892 г. на поезде через станцию проследовал Л.Н.Толстой. Здесь он увидел вооруженных солдат, ехавших под предводительством тульского губернатора Е.А. Зиновьева усмирять восставших крестьян графа В.А. Бобринского. Думаю, это еще раз убедило Толстого в том, что «все устройство нашей жизни зиждется на грубом насилии…». На следующий день лев Николаевич написал жене, что увидел ужасную картину на узловском вокзале.
23 февраля 1897 г. по пути в Сибирскую ссылку проезжал станцию Узловая В.И. Ленин. Он получил разрешение добраться до места без полицейского конвоя, своим ходом. В соответствии с расписанием движения пассажирских поездов того времени поезд № 6 Тула-Самара прибыл на станцию Узловая в 15 ч. 12 мин, а отправился в 15 ч. 30 мин.
В 1904 г., во время русско-японской войны, чтобы ободрить «верноподданных» Николай II предпринимает поездку по России. Весть о возможном проезде через Узловую царя взбудоражила «провинциальные умы». Многие хотели увидеть государя, если удастся, поговорить с ним. Однако полиция, опасаясь давки, решила оцепить перрон у вокзала. Предварительно выдали некоторым узловчанам (в основном машинистам) специальные пропуска. В семье узловчанки М.Н. Галкиной из поколения в поколение рассказывали, как ее прадед машинист И.С. Костин ходил смотреть на императора. «Мой прадед, - вспоминает М. Галкина, - был уважаемый машинист. Жил он с семьей в казенной квартире двухэтажного дома по ул. Железнодорожной по соседству с Завенягиными. Специальный пропуск ему выдали заранее - билет зеленого цвета, предъявив который, можно было пройти на перрон только двум персонам. В назначенный день Иван Степанович, одев железнодорожную форму и белые перчатки, направился с женой к вокзалу встречать царя. Дочь моего прадеда, 16-летняя Мария (моя бабушка), тоже хотела взглянуть на государя, но специального билета у нее, конечно же, не оказалось. Однако накануне она ходила в местную баню и сохранила тамошний билет, имевший тот же оттенок. Показав его полицейскому, она прошла на перрон. Отец, увидев дочь, строго спросил: «Ты как сюда попала?». Та, смутившись, призналась: «По билету из бани».
    Когда к вокзалу подошел императорский поезд, Николай II, в военной форме, спустился к народу. Из Богородицка на тройке лошадей примчался граф Бобринский. Состоялась беседа. Постояв минут 10-15, царский поезд тронулся дальше, а изумленные узловчане разошлись по домам и долго обсуждали встречу с самодержавцем.
…Шло время. Менялись события. А старый вокзал в Узловой продолжал стоять. Работали касса, телеграф, железнодорожные службы. Прибывали и отправлялись поезда, только на вагонах после революции уже не было двуглавого орла. В 1935 г. в связи с большим железнодорожным строительством и расширением пути старый вокзал снесли. В этом же году построили временное деревянное здание, а в 1950 г. возвели современное.

    Газета «Сталинское знамя» писала: «Узловский вокзал хорошо оборудован. В здании отведены комнаты для матери и ребенка, зал ожидания. Имеется хороший ресторан, медпункт, газетный киоск».
   5 ноября 1968 года от вокзала по направлению Узловая-Ожерелье впервые отправился пассажирский дизель-поезд, раскрашенный ярко-красной краской.
   7 ноября 1988 года у здания вокзала поставили паровоз ФД-20-1535 в память о мужестве и героическом труде железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Инициатива установки принадлежала ветеранам локомотивного депо во главе с А.Р.Абдрахмановым.
     Современный вокзал, являясь одним из красивейших зданий Узловой, продолжает радовать глаз всех пассажиров.

   В Узловой завершили работу над мемориальным комплексом «Город воинской доблести». Такое звание Указом Губернатора Тульской области Алексея Дюмина ему было присвоено 25 июля 2018 года. Комплекс расположился на территории железнодорожного вокзала. Здесь установили памятник командиру истребительной авиационной эскадрильи Николаю Трегубову и паровоз, названный в честь известного революционера Феликса Дзержинского, а вокруг - благоустроили территорию. Военный, который вернулся с войны и машет рукой встречающим – это уроженец Узловой, командир истребительной авиационной эскадрильи Николай Трегубов. Он совершил 461 боевой вылет, сбил 13 самолётов противника лично и 2 — в группе. Над бронзовым монументом герою около месяца работал архитектор Денис Стретович. Высота мемориала больше 2,5 метров.

   Обо всех вехах истории Узловой, а также истории железнодорожных предприятий этого крупнейшего узла Тульского региона МЖД рассказывает музей локомотивного депо Узловая, ныне – подразделение по сохранению исторического наследия МЦНТИБ на станции Узловая-1. Значительная часть экспозиции, занимающей сегодня более 250 кв. м, посвящена описанию быта железнодорожников, начиная с конца XIX века и до советских времён.

    В скором времени часть музейной экспозиции переедет в здание вокзала. Планируется, что именно он станет центром нового историко-культурного комплекса, над созданием которого работают тульские железнодорожники совместно с Российским военно-историческим обществом.

Источники:
1) 
2)
3)
4) 

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Zlodey (23.11.2024 14:23:13)
Наступили ранние осенние сумерки, традики в лесу стало искать темно - и мы с Зепром решили скоротать вечер ситикешингом. И отправились в Новомосковск, по пути заехав в Узловую на этот паровоз. Спасибо автору
zepr (30.10.2024 11:17:21)
Брали уже по темноте, хорошо что доступ на платформу свободный. Внимание к себе почти не привлекли.
Mary010 (11.06.2024 09:19:48)
lmi (16.03.2024 19:29:38)
A&Y (14.03.2024 21:52:17)
Артём Сергеевич (13.06.2023 13:00:49)
Pavva (30.05.2023 08:27:00)
HunterLip (05.01.2023 13:53:25)
Jelemi (04.11.2022 09:20:10)
talyana (12.10.2022 16:17:11)
ЖЖ и Chuma (06.08.2022 23:50:20)
Feodor (20.04.2022 13:35:57)
Лиса и Алиса (04.11.2021 20:28:19)
Кочевники (17.08.2021 09:14:24)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.