«Идея всегда первична, но это не значит, что все воплощения одинаковы. Просто идея важнее. Части примут любую физическую форму, чтобы передать идею. Больше всего меня интересуют концептуальные связки, которые соединяют элементы в нечто целое. (...) Природные системы постоянно меняются, а искусственные системы выходят из-под контроля. Контроль фактически это только иллюзия. Концепция, построенная человеком. И все же мы удивляемся, когда сталкиваемся с системами, над которыми у нас нет контроля, такими как землетрясение, наводнение или ураган. Но мы не должны, потому что мы на тектонических плитах, которые постоянно движутся по планете, мчащейся через пространство»
Рокси Пейн, из интервью для журнала Studio International от 19 ноября 2014
Рокси Пейн (англ. Roxy Paine, р. 1966) - современный американский художник, скульптор.
Биография, творчество
Рокси Пейн родился в 1966 году в Нью-Йорке, США. Начал рисовать в девять лет. Учился в Университете искусств и дизайна Санта-Фе (Santa Fe University of Art and Design. Нью-Мексико, США) и Институте Пратта в Нью-Йорке. Свои первые работы начал демонстрировать в 1990-91 гг. в Бруклине в составе арт-группы Brand Name Damages. Первая персональная выставка художника состоялась на испытательном полигоне Herron в октябре 1992 года. В те годы Рокси Пейн создавал в основном кинетические скульптуры, многие из которых создавались для конкретных арт-проектов (например, скульптура "Viscous Pult" (Вязкая пуля) 1990 года, которая представляла из себя кисть, размазывающую кетчуп, белую краску и моторное масло; "Displaced Sink" (Перемещенная раковина) 1992 года, которая состояла из протекающей трубы в потолке, вода из которой капала на высокую стопку мыльных плиток, оставляя лужу из полужидкого мыла на полу галереи).
Следующая персональная выставка Рокси Пейн была в галерее Рональда Фельдмана в 1995 году и здесь художник также сконцентрировался на кинетических скульптурах. Тем не менее, центральной и наиболее обсуждаемой критиками работой стала инсталляция под названием "Обед диктаторов" (Dinner of the Dictators, 1993-95). Зрителям демонстрировалась витрина, на которой были представлены таксидермированные любимые блюда известных диктаторов (Чингисхана, Адольфа Гитлера, Наполеона Бонапарта, Сухарто и др.).
С этого момента работы Рокси Пейна концептуально можно разделилась на несколько отдельных, но связанных между собой категорий. Первая включает в себя "натуралистические" работы (мельчайшие, точные репродукции природных объектов, таких как грибы, листовые растения или маки). Вторая категория состоит из "машинных" работ (например, ряд сложных арт-машин, таких как SCUMAK (Auto Sculpture Maker), 1998, PMU (Painting Manufacturing Unit), 1999-2000, и Erosion Machine, 2005), в которых зачастую арт-объекты создается машинами. Неким компромиссом между, условно говоря, натуралистическими и машинными работами можно считать деревья из нержавеющей стали, которые в настоящее время считаются визитной карточкой художника. Сам художник так прокомментировал свою идею: "это о том, что это значит, «машина делает искусство». Что происходит, когда момент творческого акта смещен. (...) Каждая машина устанавливает для себя язык элементов и правил, с помощью которых эти элементы используются. Я создаю аппарат, я создаю систему, я создаю элементы управления, но я не участвую во второй части процесса и потому думаю лишь о потенциале. Одна и та же программа всегда будет создавать две совершенно уникальные работы даже благодаря лишь естественным процессам. Это потому, что термодинамика, комнатная температура, события, незначительные природные силы и другие машины... Все влияет на конечный результат. Это грань между промышленностью и природой, контролем и хаосом". Искусствовед Джонатан Финебург писал, что "красота машины и эксцентричность результатов здесь это безусловно нечто романтическое. Пейн позиционирует как свои сады, так и свои машины как нечто иное, но основанное на категориях человека, категориях природы и науки; они приводят зрителя к интуитивному опыту, к опыту переживания границы между механикой и жизнью. Границе, которую ученые обнаружили, когда начали перепроектировать геном человека и соединять живые нейроны с кремниевыми элементами".
В конце 90-х - начале 2000-х годов Рокси Пейн начал создавать крайне точные ботанические скульптуры. Художник скрупулезно воспроизводил при помощи термореактивных полимеров, красок, лаков, эпоксидных смол и других материалов растения, которые традиционно ассоциируются с проблемой наркотиков (маки, грибы). Наиболее заметными работами на эту тему можно считать Crop (1997–98) и Amanita Muscaria Field (2000). Особый интерес у художника вызывает листовое растение под названием дурман (известный с древнейших времен яд и галлюциноген). Комментируя данные свои работы, Рокси Пейн обращает внимание на то, что обманчиво простое растение содержит внутри себя сложную структуру, потенциал которой заключается в том числе в возможности изменения состояния уже нашего сознания.
Дендройды, деревья из стали
Значительное место в творчестве Рокси Пейна занимают дендройды (Dendroids), деревья из нержавеющей стали. Художник использует врожденную логику природных форм для создания своих древовидных скульптур. Он сам утверждает, что смог понять "язык" того, как растет дерево и теперь создает вымышленные виды деревьев, которые "растут" уже по собственной логике. Кроме того, в философии постструктурализма и постмодернизма древовидная структура ассоциируется с понятием ризомы, и стальное дерево, вписанное в окружающую действительность при помощи множества неиерархических точек входа-выхода, может считаться метафорой данного понятия. Сам Рокси Пейн сказал: "я обработал идею дерева и создал систему по подобию его формы. Я беру это органическое величественное существо и разбиваю его на составляющие и правила. И воспроизвожу нечто иное по этим правилам".
Используя правила, который художник определил как правила деревьев, деревья Пейна "выращиваются" посредством трудоемкого процесса сварки цилиндрических труб и стержней уменьшающегося размера. Художник говорил: "я стремился расширить границы языка, вырваться из границ формы. По сути, я устанавливаю правила языка, а потом ищу пути, как их нарушить".
Первой скульптурой такого рода стала работа Impostor (1999), которая в настоящее время хранится на территории Ванас Фоундэйшн (Wanas Foundation) в г. Книслинге, Швеция. В течение десяти лет Пейн создал более 25 подобных скульптур. Среди них: Bluff, 2002 (в Центральном парке Нью-Йорка на время проведения Биеннале Уитни-2002), Conjoined, 2007 (в парке Мэдисон-сквер на Манхэттене, Нью-Йорк), Inversion, 2008 (в секции публичных арт-проектов на фестивале Арт-Базельl 39), Maelstrom, 2009 (в музее Метрополитен, в Нью-Йорке), Graft, 2009 ит.д.
В 2014 году дендройд Рокси Пейна появился в Санкт-Петербурге. Работа под названием Defunct (рус. усопший, несуществующий) была установлена в Чернорецком переулке на личные деньги бизнесмена Дмитрия Костыгина. Около года ушло на согласование появления стального растения в Адмиралтейском районе города со всеми профильными комитетами Смольного.
Диорамы
В сентябре 2013 года Рокси Пейн представил первую инсталляцию из серии работ, которую условно можно назвать "Диорамы". Первые две диорамы представляли из себя вырезанные из дерева копии в натуральную величину ресторана быстрого питания и диспетчерской.
Концептуально свои диорамы Рокси Пейн связывает с идеями Мишеля Фуко (идея эпистемы, совокупности правил и отношений в конкретных месте и времени, формирующих условия существования исторических форм культуры и знания) и Жана Бодрийяра (идея "копии копии копии" и фетишизации обыденности). Художник говорит, что пытается анализировать здесь современную западную культуру и особые отношения, которые в наши дни складываются при столкновении западных и восточных идей.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: