В Елабужском районе в стороне от оживлённых современных автодорог сохранились старинные инженерные сооружения – каменные мосты через речушки и овраги, а также связанные с ними участки дорог, вымощенные природным известковым камнем.
Так как Елабуга в прошлом долгое время являлась уездным городом Вятской губернии, то обратимся к историческим сведениям, доступным нам из учебника «География Вятской губернии» 1890 года.
«Все сухопутные тракты, проходящие по Вятской губернии, делятся на почтовые, земские и коммерческие. Почтовые тракты были проложены давно, более 100 лет тому назад, когда местность была плохо известна, и кругом было много лесов. При проложении почтовых трактов имелось в виду соединить между собой хорошими сухопутными дорогами губернские города и захватить по пути и уездные. Поэтому почтовые дороги не везде имеют прямое направление, а уклоняются иногда в сторону, чтобы пройти через уездный город». Получается, что почтовые дороги должны были быть здесь уже в 18 веке.
Практически во всех сведениях, которые приводят историки-краеведы, дорожное полотно являлось обычной грунтовой дорогой на большем протяжении всех почтовых трактов. «Почтовые дороги содержатся, по возможности, в исправности: полотно дороги выравнивается, низкие топкие места заваливаются камнем, щебнем и мелким кустарником (фашинником). По обеим сторонам почтовых дорог насажены в один или два ряда берёзы, разставлены верстовые и телеграфные столбы, через овраги и речки перекинуты мосты. ... Исправление и содержание в порядке дороги лежит на обязанности земства».
Содержать дорогу во все времена было непростым делом, особенно в весеннюю и осеннюю распутицу, когда местами проехать по грязной дороге было просто невозможно. Вот некоторые выдержки из Высочайшего повеления, объявленного адмиралтейств-коллегии графом Кушелевым 1799 года 16 июня: «…Высочайше повелеть…Еловые деревья вырубить позволить без взимания с них денег, но и то не из других каких лесов, как единственно из прилежащих к тем дорогам, и не более того количества дозволять вырубать, каковое действительно потребно будет для одного только намощения мостов чрез рытвины, ручьи и речки и самыя топкия и непроходимыя места, поелику все таковыя дороги для удобнаго по оным проезда необходимо должны быть насыпаны с подкладкою фашинника, или мощены камнем, но не бревенчатыя».
«Почтовые тракты делятся на губернские и уездные. На карте Вятской губернии из приложения в учебнике обозначено только два почтовых тракта, проходящих через Елабугу. Из них губернского значения – Уфимский тракт и уездного значения – Елабужско-Воткинский тракт. Елабужско-Воткинский тракт шёл через Сарапул в Воткинский завод. Он совпадает в плане 1855 года с дорогой на уездный город Сарапул. Тракт отчётливо выделяется в плане среди прочих дорог, и по всему видимому, он был устроен по всем правилам устройства почтовых дорог, утверждённых в 1817 году указом Александра I. Под дорогу отводилась полоса шириной в 30 саженей (около 60 м). Из них под проезжую часть оставляли 8-10 саженей. По пять саженей по обе стороны проезжей части оставлялись для канав (кюветов) и придорожных берёзовых аллей. Берёзовые аллеи, состоящие из двух рядов посадки, ставились для защиты дорог от снежных заносов в зимнее время. Как раз, сохранившийся большой каменный мост через речку Каринка вблизи современной трассы на город Ижевск и был построен на этом почтовом тракте.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: