Думаю, не ошибусь, если скажу, что парк Победы на Поклонной горе в Москве знают все москвичи и гости столицы. Это огромная территория (135 га) с фонтанами, цветниками, зелёными зонами, Музеем Победы в виде огромной подковы, множеством памятных скульптур и композиций, храмом Георгия Победоносца, мемориальными мечетью и синагогой. Здесь проходят различные праздничные мероприятия и концерты. Особенно многолюдно в парке в дни, связанные со знаменательными датами – прежде всего Днём Победы. Но здесь приятно и просто так погулять всей семьёй или в компании друзей в хорошую погоду.
Я как-то на днях по работе оказалась в Музее Победы, он же Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. А потом прошлась по парку. И вот тут погода (ох, и капризная дама!), до этого чудесная, солнечная, вдруг неожиданно, на что-то вдруг рассердившись, решила показать свой нрав. Небо стремительно затянулось тяжёлыми мрачными тучами, резкие порывы сильного ветра раскачивали и гнули деревья, ещё миг – и с разверзшихся небес хлынули мощные потоки воды. А у меня даже зонтика с собой не было. И тут я углядела поблизости небольшое строение, под защиту которого и ринулась со всех ног. Этот аккуратненький стеклянный домик оказался одновременно сувенирным магазинчиком и кассой, где можно было купить билеты для осмотра военной техники на площадке под открытым небом. Я раньше видела собранные там танки, автомобили, пушки, самолёты, но только мельком, из-за забора, прогуливаясь по аллеям парка.
А тут я подумала, что было бы совсем даже неплохо ознакомиться с военной техникой поближе. Купила билет, подождала немного, когда кончится дождь. Пока ждала, осмотрела все довольно интересные сувениры – макеты военной техники, образцы оружия, предметы военной формы, коллекцию солдатиков и монет, тематические магниты, брелоки, оружие и многое другое. С последними каплями дождя пошла осматривать экспозицию площадки военной техники 1930–1940-х годов. Чтобы лучше представлять себе, что и где находится можно ознакомиться с планом-схемой экспозиции – где и какие разделы расположены. А здесь я вам расскажу об этом в общих чертах, чтобы, когда вы будете там ходить, вам было бы всё немного понятнее, да и легче справиться с поиском ответов на вопросы. Вас ожидает линейная прогулка протяжённостью около 1,5 км. Итак, начнём.
Сразу за входом на территорию экспозиции находится раздел «Трофейная техника и вооружение Германии и её сателлитов». Здесь представлены средний танк Т-III обр. 1937 г., макет самоходного противотанкового орудия «Мардер 38М», макет 7,5-см штурмового орудия StuG III, 75-мм горная пушка, артиллерийский тягач Unic 304-F («Ситроен-Кегресс») и другие образцы вооружения и техники вермахта. Дальше вы оказываетесь на символической границе – так отделена трофейная военная техника и советская. Здесь возвышается полосатый пограничный столб и установлена карта СССР в границах 1941 года.
Перейдя границу, вы можете вообразить себя солдатом или офицером военного времени и пройтись по разветвлённым ходам сообщения, представить, что вы стреляете по врагу со стрелковой позиции, с наблюдательного пункта зорким взором окинуть позиции неприятеля, посмотреть, как устроена землянка, блиндаж и ДЗОт. Как вы уже догадались, это раздел «Инженерно-фортификационные сооружения». Здесь же, чуть дальше вперёд по ходу вашего движения, вы увидите противотанковые ежи, надолбы, защитные устройства для пулемётчиков и превращённые в огневые точки башни танков. В годы Великой Отечественной войны было создано 50 600 км укреплённых рубежей, 122 400 огневых и наблюдательных сооружений, 13 400 защитных фортификационных сооружений, 60 800 км траншей и ходов сообщений.
В этой же части экспозиции вас ждёт неожиданный, но приятный сюрприз – среди всей этой суровой и беспощадной военной техники и оружия вы вдруг встречаете симпатичную бронзовую овчарочку, которая, навострив уши и вытянув передние лапы, лежит на танковом траке. На боку у неё санитарная сумка. Как эта собачка здесь оказалась? А всё потому, что это не просто какая-то там обычная псинка. Это фронтовая собака! Умная, смелая, выносливая и преданная! Военные собаки даже в Параде Победы участвовали. Вот, может, и эта собачка – прототип бронзовой – тоже тогда по Красной площади прошлась.
Слева идёт, вьётся дорога с самыми разными автомобилями – это раздел «Военно-автомобильная дорога». Здесь вы увидите воссозданные фрагменты временного дорожного покрытия военных лет, образцы автомобильной и дорожной техники, а также артиллерийско-миномётного вооружения. Среди них знаменитая «Эмка» – легковой автомобиль М-1, автомобиль ГАЗ-67Б с брезентовым тентом, а также грузовик «полуторка» ГАЗ-АА – самый массовый автомобиль Великой Отечественной войны, который можно было встретить и на послевоенных мирных дорогах страны вплоть до конца 1960-х годов.
А прямо по курсу нашей экскурсии – «Железнодорожные войска и специальные формирования НКПС». Ваше внимание сразу привлечёт разрушенный железнодорожный мост с покосившимся вагоном на нём. Экспозиция железнодорожных войск не только интересна, но и уникальна. Здесь и паровоз серии Эу № 680-96, и санитарный вагон, и знакомая по фильмам теплушка, и платформа с зенитным орудием, элементы мостов, линий связи и других железнодорожных сооружений. У меня вызвало интерес некое устройство на путях с огромным и мощным «клювом-носом». Оказалось, что это немецкий путеразрушитель «Крюк».
Идём дальше и знакомимся с разделом «Артиллерия большой и особой мощности резерва Верховного Главнокомандования». Кто же не знает высказывания, что артиллерия – это бог войны. Здесь, вы, конечно же, увидите легендарную «Катюшу» БМ-13, а также 203-мм гаубицу обр. 1931 г. Б-4, железнодорожный артиллерийский транспортёр ТМ-1-180, 122-мм гаубицу обр. 1938 г. М-30, 152-мм гаубицу обр. 1943 г. Д-1 и другие образцы тяжёлого артиллерийского вооружения. Внутри каждой группы орудия расположены в порядке увеличения калибра.
Увидели первые танки – значит, начинается раздел «Бронетанковая техника». Здесь представлены танки и САУ как советского производства, так и стран-союзников, которые поставляли нам технику по ленд-лизу. Здесь стоят такие мощные тяжёлые танки как КВ-1с, ИС-2 и ИС-3, средний танк Т-34-76 с надписью «От рабочих Казахстана». Экипаж этого танка под командованием лейтенанта Н.М. Тухватчина в бою у деревни Жарки Новосокольнического района Псковской области огнём и гусеницами уничтожил более сотни немецких солдат. Во время боя танк был подорван вражеской гранатой. Поисковики нашли его в озере Жарки и в 1999 году и подарили музею.
Среди других образцов бронетанковой техники вы сможете осмотреть и такие: лёгкий двухбашенный танк Т-26 обр. 1931 г., лёгкие танки БТ-7 обр. 1937 г. и Т-70 обр. 1942 г., английский пехотный танк Мk.II «Матильда», американский средний танк М4А2 «Шерман», средние танки Т-34-85 и Т-44, самоходные установки и многое другое.
А дальше под длинным навесом вас ждут самолёты – раздел «Военно-воздушные силы и противовоздушная оборона». В нём представлены образцы советских и зарубежных самолётов периода Великой Отечественной войны. Среди них есть подлинные экспонаты, макеты и реплики. Вас непременно заинтересуют дальний бомбардировщик Ил-4, истребитель Р-63 «Кингкобра», входивший в состав 940-го авиационного полка 190-й дивизии генерал-майора В.В. Фокина, принимавшего участие в боевых действиях на Дальнем Востоке в 1945 году. Он был найден на острове Шумшу Курильской гряды. Ваше внимание обязательно привлечёт большой транспортный самолёт Ли-2, который после войны летал на линиях «Аэрофлота», а уже совсем стареньким оказался в пионерском лагере в районе Углича. В 1994 году он был подарен музею Комитетом по культуре города Москвы.
В виде макетов и ретрокопий представлены истребители И-16, ЛаГГ-3, Ла-5, Як-3, штурмовик Ил-2, немецкий истребитель «Мессершмитт» Ме-109 F-2, лёгкий ночной бомбардировщик По-2 и другие самолёты. В этом же разделе вы найдёте образцы техники ПВО и аэродромного обслуживания. Я лично была поражена огромным прожектором на автомобиле ЗиС-12 – это автомобильная зенитная прожекторная станция 3-15-4Б (диаметр отражателя – 150 см, дальность действия луча – до 12 км).
Любопытна история появления в музее бомбардировщика Ил-4 (ДБ-3Ф). В 1993 году бывший военный лётчик, шеф-пилот и создатель одной из первых частных авиакомпаний России «ДальАэро» Владимир Сафронов, совершая свой очередной рабочий полёт над уссурийской тайгой, обнаружил самолёт, потерпевший крушение во время войны. Вместе с товарищем на вертолёте Ми-8 он вывез самолёт из тайги и по частям перевёз на аэродром «Барановский». Сафронов хотел дать военному самолёту вторую жизнь, отреставрировав его за свой счёт. Но, к сожалению, не успел это сделать – вскоре скончался от полученных в авиакатастрофе травм. Но Ил-4 всё же получил вторую жизнь – благодаря энтузиазму Виктора Акимчука, председателя авиационного военно-спортивного клуба «Поиск», и реставратора Олега Лейко. Сейчас у восстановленного самолёта можно увидеть табличку с портретом Владимира Сафронова и историей его находки.
За самолётами идёт раздел «Полевая артиллерия» – различные образцы артиллерийско-минометного вооружения Красной армии. А вы идёте дальше и вскоре попадаете в лес, где увидите землянки, окопы и наблюдательную вышку – это «Партизанская поляна». Вы проходите лесок и выходите к экспозиции «Военно-морской флот». Часть экспонатов, например, торпедный катер проекта 123-бис типа «Комсомолец», сторожевой артиллерийский бронекатер проекта 1204 «Шмель» стоят у причала в искусственном водоёме. А часть – на берегу. Это боевая рубка подводной лодки Л-3 «Фрунзовец» II серии, потопившей на Балтийском море за семь боевых походов 25 транспортных и боевых кораблей противника, а также боевая рубка успешно действовавшей на Балтике подводной лодки Щ-307 «Треска», 433,5-мм большой морской бомбомёт БМБ-2, много образцов корабельных и береговых артиллерийских орудий, якорей и гребных винтов.
Меня поразила огромная установка ТМ-3-12 (транспортёр морской типа 3 калибра 12 дюймов), 305-мм железнодорожное артиллерийское орудие образца 1938 года – сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария». Использовалась в береговой обороне для охраны протяжённой береговой линии. Было выпущено всего три такие установки, которые состояли на вооружении вплоть до 1961 года. До наших дней сохранились все три экземпляра, один из которых как раз и находится в Музее Победы. Эту грозную громаду вы найдёте на пригорке, за деревьями.
И, наконец, в самом конце экспозиции – раздел «Трофейное японское вооружение и военная техника периода советско-японской войны 1945 года». Здесь вы познакомитесь с образцами японской военной техники, в том числе привезёнными с острова Шумшу (Курилы) экспедицией Музея Победы: истребитель Накадзима Ки-43 «Хаябуса», танки «Ке-Ну», «Ха-Го» и «Чи-Ха».
Вот теперь ваша прогулка-экскурсия по площадке военной техники 1930–1940-х годов завершена. Выйти в парк можно через КПП, который находится тут же. Надеюсь, вам понравилась прогулка, и вы узнали для себя что-то новое. По купленному вами билету можно также посетить площадку военной техники 1950–1980-х годов (через дорогу от кассы).
Режим работы экспозиции: Понедельник – выходной день В остальные дни – 10.00–20.00.
Стоимость билета: взрослый – 300 руб.; льготный – 200 руб.; дети до 16 лет бесплатно. Вход и продажа билетов прекращаются в 19.30. Тел. музея (общий): 8(499)449-81-81
При подготовке описания частично использована информация:
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: