Языческий период у ингушей длился не одно тысячелетие и прочно закрепил в сознании людей святость и покровительство божеству горы Мят-лоам, покровителя земледелия и плодородия, в честь которого и построен храм Мят-Сели. Всего святилищ было три: Мят-Сели, Мятар-Дяла и Сусон-Дяла. Основное из них, сохранившееся до наших дней – это святилище Мят-Сели, от двух других остались лишь руины и полуразрушенные стены. Святилище Мят-Сели построено, по данным исследователей, не позднее XVI века. Это строение с прямоугольным основанием (6,98×3,59 м) и двускатно-ступенчатой крышей (12 сланцевых плит с продольным гребнем – «коньком»). Общая высота сооружения – 4,92 м (высота продольных стен до первых плит крыши – 1,77 м). Толщина стен – 50 см. Внутреннее помещение по длине поделено стрельчатой аркой на две равные части. Каждое лето в день летнего солнцестояния у святилища Мят-Сели древние предки ингушей проводили жертвоприношения, совершали моления и проводили грандиозные праздники. Этот день по ингушскому календарю считался началом летнего периода, который наступал, когда солнце в полдень достигало высочайшей точки на небе. На этой высоте солнце оставалось несколько дней, затем начинался его поворот на зимний путь. К концу XIX века под влиянием ислама ингуши ограничивались лишь принесением жертвы солнцу, сопровождавшейся обязательной раздачей мяса и общественной трапезой. Но из письменных источников известно и то, что в Мят-Сели, по свидетельству современников, обрядовые моления, в частности с просьбой ниспослать им дождь во время засухи, проводились вплоть до начала XX века. Так, доподлинно известно, что в 1925 году жители Джейрахского ущелья молились о дожде и устраивали в святилище на Столовой горе жертвоприношения. Жители во главе со жрецом поднималась на священную гору к святилищу Мят-Сели, ведя с собой жертвенного быка. На вершине горы его ставили обращенным головой к востоку. Верховный жрец, обратившись лицом на восток, произносил молитву, просил Бога дать дождя и большого урожая, после чего быка резали и здесь же в огромных котлах варили мясо. По некоторым свидетельствам, на священной горе собирался народный совет, принимавший важные решения. Здесь же проходили турниры, на которых определялись лучшие ингушские джигиты. Почитать тут.Можно тут.
Собственно при подготовке поездки мы пользовались этой информацией. Добавлю лишь несколько фраз. 1. Если хотите дойти до вершины Столовой, выходить надо и в самом деле часов в шесть утра. Мне по работе никак не получалось уехать из Владикавказа раньше, чем в половине одиннадцатого. В итоге вышли мы из Бейни только в 12 дня. Дойти без напряга до Мят-Сели и вернуться обратно до темноты – реально. До вершины – нет. 2. Мы шли вопреки совету "идти по дороге от Бейни до серпантина". Путь по дороге долог и очень скучен. Мы взяли горку в лоб, выйдя чуть ниже родника. Кстати, тропинка там есть. Мне было нормально идти, сопровождавшие пыхтели, но если у вас нормальная физическая форма, нет смысла ползти по скучной дороге. Более того, в следующий раз (а я все-таки хочу забраться на вершину горы), я вообще не буду тратить время на желтый участок. В селении можно нанять для подъема "Ниву" и спокойно доехать до серпантина. Если вы боитесь пропустить шикарные виды – могу утешить: виды как раз и начинаются от обустроенного шашлыкового места неподалеку от начала серпантина. Прекрасные альпийские луга с изумрудной зеленью появляются ближе к концу подъема по серпантину. А по дороге – просто скука. Идешь себе и идешь. 3. Воду (если она вам нужна) надо брать с собой. Родника по факту нет. Из него сделали поилку для скота, а в лючке для людей все настолько заржавело-окислилось, что провернуть что-либо невозможно. 4. Со связью все нормально. Вышка стоит на соседней горе, Билайн летает, на яндекс.картах тропы есть, заблудиться невозможно. Да и указатели стоят, с отметками высот. 5. Мы были на Столовой в конце сентября. По-моему, это лучшее время для восхождения. Солнце уже не палит как оглашенное, световой день еще достаточно длинен. За время прогулки нам встретилось человек шестьдесят (!!!) туристов, включая организованную группу. Так что остаться в одиночестве там не получится. Ночевали мы в палатке в Бейни на специально выделенном для туристов "полигоне". Пока все бесплатно.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: