Вот ведь парадокс! Переулок – Большой Козихинской (в честь коз!), а дом, который меня заинтересовал – не, не, не, не с козами, а с кошками! Обожаю парадоксы! И в литературе, и в науке, и в жизни! В литературе первым, кто приходит на память так это Оскар Уайльд. Помните, конечно же, философско-мистический «Портрет Дориана Грея»? А мне вот ещё его пьесы сразу вспоминаются, которые мы в институте читали в оригинале (ну, не совсем по своей воле и выбору, а просто они в программе такого предмета как Home Reading стояли). Приводили в дикий восторг парадоксальные фразы, мысли и суждения из его произведений. Остроумные! Забавные! Прикольные! Часто такие жизненные. А вот парочка-другая для интереса: «Женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить»; «Единственный способ отделаться от искушения – поддаться ему»; «Всегда прощайте своих врагов, ничто не раздражает их так сильно».
Но простите, простите меня! Разговор-то у нас совсем о другом. Это так, к слову пришлось. Ассоциативная связь. Подсознательные аналогии.
Совсем немного истории
Так о чём это я? Ах, да, о Большом Козихинском переулке! Это сейчас он в самом центре шумного суетливого мегаполиса. Чистенький, аккуратненький. Заасфальтирован, тротуары собянинской плиткой выложены, фонари по вечерам зажигаются, стойки вэтэбэшных прокатных велосипедов понатыканы. И машины, машины безостановочно по переулку катят. И всё такие представительные, солидные, внушительные. И знаменитые Патриаршие пруды здесь же, по соседству.
Но вы, как люди умные и знающие (а среди нашего брата геокешера других и не бывает!), конечно же, понимаете, что так не всегда было. Если мы заглянем в глубь веков, то увидим, что в XVI веке здесь было мокро и сыро. А всё потому, что в этой местности привольно раскинулось Козье болото. А почему Козье? Да потому, что жители близлежащих деревень пасли там своих коз. Трава там больно густая и сладкая росла. В конце XVI века, после постройки валов Земляного города, местечко вошло в черту Москвы. Люди стали его постепенно всё больше и больше заселять, и уже в XVII веке тут появилась слобода, которая принадлежала московским патриархам. И тогда шкуры и шерсть тех коз, которые продолжали пастись на Козьем болоте, стали на патриарший двор поставлять. Со временем болота начали осушать, людей всё больше прибывало, и местечко получило название Козиха.
Ближе к середине – концу XIX столетия в этом районе стали селиться студенты – здесь сдавались дешёвые комнаты. Молодая и весёлая братия школяров считала, что жить вне студенческого лагеря порядочному студенту просто не к лицу. Это «налагало на всю местность какой-то особенный отпечаток». Поэтому район часто называли Латинским кварталом, по аналогии с подобным местом близ Сорбонны в Париже. Из путеводителя «По Москве» 1917 года издания узнаём один весьма примечательный факт: «К этому району приурочена была ныне почти забытая студенческая песня:
Есть в столице Москве Один чудный квартал, Он Козихою там
прозывается. От зари до зари, Лишь зажгут фонари, Вереницей студенты там шляются...»
Со второй половины XIX века и особенно активно в начале XX века здесь строились в основном доходные дома, среди которых и тот наш, о котором я расскажу чуть позже.
Наши дни
В 1959 году Большой Козихинский переулок был переименован и стал носить имя А.А. Остужева – известного актёра Малого театра, Народного артиста СССР. В угловом доме № 12 в этом переулке талантливый актёр прожил почти 50 лет, вплоть до своей смерти. На доме вы увидите памятную доску с барельефом красивого с тонкими чертами лица выдающегося артиста. В этом же доме в 1900–1968 годы жил учёный-библиограф Б.С. Боднарский – первый директор Книжной палаты РСФСР. Он издавал журнал «Библиографические известия», редакция которого располагалась в этом же доме. В 1994 году переулок, как и многие другие улицы и переулки в наступившее новое время, был опять переименован в Большой Козихинский.
В Большом Козихинском переулке в разное время жили известные деятели культуры – композитор А.Е. Варламов, художники А.К. Саврасов и А.В. Лентулов, писатели М.П. Арцыбашев и А.М. Адамович, актёры А.А. Остужев, М.А. Ульянов и Л.М. Гурченко. Многие исторические дома, представлявшие если не архитектурную, то, несомненно, историко-культурную ценность были, к сожалению, снесены. На их месте выросли современные элитные дома. Сейчас в переулке можно увидеть здания разного времени – XIX – начала XX столетий, советского периода и начала XXI века.
А давайте-ка я вам ещё немножко расскажу об интересных домах в начале Большого Козихинского переулка. Я по нему не раз проходила, когда гуляла в этом райончике близ, вокруг и около романтическо-мистических Патриарших прудов. И вас приглашаю немного прогуляться и на симпатичные разноцветные домики конца XIX – начала XX веков посмотреть. Это в основном доходные дома, в которых квартиры сдавались в аренду. И хотя жилая застройка Москвы, как известно, всегда отличалась от петербургской большей свободой и разнообразием композиционных приёмов, здесь, в Большом Козихинском переулке, застройка живо напомнила мне именно Петербург. Дома выстроились ровнёхонько по красной линии улицы и примыкают своими торцами впритык друг к другу. Это так называемая сплошная фасадная застройка. А как же во двор пройти? А для этого в каждом доме есть арка. Одни проёмы-проходы в доме фигурными металлическими воротами закрыты, а другие стоят открыто, нараспашку – заходи, проходи!
В этот раз я шла со стороны Тверского бульвара, а потом Большой Бронной улицы. Поэтому по чётной стороне Большого Козихинского мне сначала попался дом № 4. Нежно зелёный, украшенный флористической лепниной и маскаронами в виде изящных женских головок, с большими окнами лестничных клеток с необычной расстекловкой. И арка имеется. Это бывший доходный дом, построенный архитектором В.И. Мясниковым в 1912 году. Он и сам там жил. В 1920-е годы здесь была квартира биохимикаА.И. Опарина, который известен своей новой теорией происхождения жизни на земле – из первичного «бульона» органических веществ. А к этому дому примыкает другой – доходный дом П.Н. Силуанова 1898 года постройки (архитектор И.Г. Кондратенко). Дом приятного фисташкового цвета отличается рустованными стенами на уровне второго этажа и большими круглыми окнами-иллюминаторами над парадными входами. И, конечно, он тоже с аркой.
А дальше под номером 8 идёт нарядный бирюзовый с белой отделкой тоже доходный дом, построенный архитектором О.Г. Пиотровичем в 1906 году. Он известен как самый плодовитый строитель доходных домов среднего класса в Москве. Его дома, хотя и не причислены пока к памятникам архитектуры, но имеют большую архитектурную и историческую ценность. Здесь в одной из квартир была мастерская советского скульптора А.Н. Златовратского – одного из основателей Общества русских скульпторов и ученика великого Конёнкова.
А на другой стороне переулка моё внимание привлёк дом № 7 – четырёхэтажный красный кирпичный с белым декором. Смотрится очень нарядно. Кирпичные стены не оштукатурены, как у других домов, и не отделаны глазурованной плиткой, как иногда было принято. Оставлять чёткий рисунок кирпичной кладки – это было целое направление в архитектуре тех лет. А построен дом в 1887 году, архитектор А. Захаров. В этом доме жил хирург В.Э. Салищев, впоследствии заслуженный деятель науки. А в 1930-х годах – ботаник Н.В. Павлов, академик и заслуженный деятель науки Казахской ССР. Он много путешествовал по стране, изучая и научно описывая растительный мир разных областей и регионов. Стоящий впритык к этому дому угловой уже значится по Спиридоньевскому переулку. Но он достоин вашего внимания. Большой пятиэтажный нежно-персикового цвета – он самый старый здесь (а не скажешь!), построен в 1867 году. Уже в наши дни гармоничный фасад здания немного подпортили наружными лифтовыми шахтами – эдакими гранёными стаканами. А во дворе этого большого углового здания в доме поменьше в 1906–1908 годах жила семья Маяковских, приехавшая из Грузии.
Дом с шипящими кошками и не только
Ну, а теперь я расскажу вам о самом главном, самом интересном доме в этой части Большого Козихинского переулка. Это дом № 10. Он был построен в 1902 году заказу купца Казимира Станиславовича Клингсланда. Проект разработал архитектор Г.Н. Иванов, человек интересный, близкий к театральным кругам – он дружил со знаменитой актрисой М.Н. Ермоловой. Одно из построенных по его проекту примечательных зданий в столице – это Пассаж. А ещё Средние торговые ряды (мне лично больше известные как Второй дом Министерства обороны), соседствующие с Красной площадью и ГУМом. Жаль, часть зданий этого архитектурного комплекса была снесена в 2007 году в угоду современной постройке-новоделу.
Дом, который нас интересует, построен в чрезвычайно популярном в те времена архитектурном стиле модерн с элементами готики и необыкновенно щедро декорирован. Всмотритесь и вы увидите среди декора и горельефы сказочной птицы Сирин (некоторые специалисты считают, что это древнегреческая богиня победы Ника) над входами, и прекрасные немного задумчиво-капризные лики юных дев в шлемах в обрамлении цветов по бокам стрельчатых лестничных окон, и гротескные маски над дверями подъездов, и цветы чертополоха и подсолнуха, и даже головы лесных зверей – волков и лисиц в обрамлении сказочных цветов. В цветочно-растительном декоре встречаются и привычные нам маки и розы, и экзотические магнолии. Вот такое необыкновенно живописное лепное разнообразие! Можно рассматривать и рассматривать.
Но главное – это горельефы диковатых кошек в испуганно-угрожающей позе – с воинственно выгнутыми спинами и поджатыми хвостами над окнами третьего этажа. Кажется, что они узрели некую опасность и готовы дать достойный отпор. Глаза широко открыты, уши торчком, рот приоткрыт. Кажется, вы даже слышите их громкое предупреждающее шипение и ворчание. Поэтому этот дом иногда называют не просто дом с кошками, а дом с шипящими кошками. В доме два парадных подъезда, а по центру, как и в других уже упомянутых мной домах, расположена широкая арка, через которую можно пройти во двор. Раньше там стоял ещё один доходный дом того же архитектора Иванова. Но где-то в 1970-е годы его снесли. Кстати, не поленитесь и зайдите через арку во двор. Вас непременно поразит дикий контраст между нарядным фасадом здания и его совсем неприглядным тылом. И я замечала, что так не только в Москве, но и в других городах тоже. Это же не какой-нибудь усадебный дом, а всего лишь доходный дом. Поэтому важен красивый, бросающийся в глаза фасад, а красота тыла никому и не нужна!
В 1908-м году доходный дом выкупило крупнейшее страховое общество «Россия». К слову сказать, о нескольких других интересных домах этой крупнейшей страховой компании вы можете узнать из другого нашего тайника «Властелин кольца. Сретенский бульвар» https://geocaching.su/?pn=101&cid=25947 Тогда же, в начале XX века часть помещений в доме арендовало «Товарищество просвещения» и редакция художественно-сатирического журнала «На распутьи», редактор-издатель С.П. Серебровский. До революции 1905 года здесь располагалась нелегальная студенческая библиотека, связанная с народовольческим движением. После Октябрьской революции дом продолжал оставаться частично жилым, а частично сдавался в аренду организациям. Среди известных людей, живших в нём в разные годы, надо назвать драматурга В.В. Шкваркина (1894–1967). Наибольший успех ему принесли комедии с музыкальными вставками, написанные в 1920–1930-е годы, такие, например, как «Вредный элемент», «Чужой ребёнок» и «Простая девушка». Драматург жил в квартире № 11 с 1928 года до середины 1930-х годов.
В начале 2000-х годов в этом историческом доме работал книжный магазин «Фаланстер», привлекавший к себе внимание слоганом «Обмен денег на книги». Среди книг и журналов значительное место занимала литература радикального левого толка, за что «Фаланстер» в некоторых СМИ называли «новым домом политической книги», «антиглобалистским магазином» и награждали другими эпитетами радикального толка. В помещении магазина устраивали встречи с писателями, политиками, общественными деятелями, а также творческие встречи с писателями, поэтами и представителями искусства. Так, здесь проходили встречи с участием политика Эдуарда Лимонова, поэта и драматурга Наума Коржавина, политика и писателя Захара Прилепина, социолога и левого публициста Бориса Кагарлицкого, исламского общественного деятеля Г.Д. Джемаля. Здесь же выступали немецкий писатель Инго Шульце, писатель из Франции Мишель Турнье, и такой известный кинорежиссёр как Квентин Тарантино.
В 2019 году после комплексной и тщательной экспертизы дому с кошками был присвоен статус «объекта культурного наследия». Интересный документ – Акт государственной историко-культурной экспертизы за подписью эксперта Б.О. Дёмина можно найти в интернете в формате pdf.
И ещё совсем немного интересностей, по крайней мере, на мой взгляд. Я как-то раньше не обращала внимания на кафе под названием «Receptor», которое занимает часть первого этажа в нашем доме с кошками, а часть уже в соседнем, примыкающем к нему. А почему же на этот раз оно привлекло моё внимание? А всё тем же! Котиками! :-) Их тут много! Котики с крылышками – котики-ангелочки держат или, я бы сказала, несут в своих лапках вывеску кафе. Присмотритесь, и вы заметите этих котиков-ангелочков да и других котиков также и во многих других местах. На стеклянных дверях кафе написано и даже забавно нарисованы все те, к кому в кафе всегда будут дружелюбны и приветливы. Догадались, кто среди этих посетителей? Да, да, котики и даже маленькие собачки. :-))
А когда я осматривала дом со двора, то моё внимание, среди всевозможных труб и кондиционеров, привлекло неярко освещённое окно кафе – на нём моему взору предстали интересные рисунки и изящные чёрные силуэты двух тесно прижавшихся друг к другу котиков – он и она. Стало любопытно, и моё любопытство привело меня с вопросами в кафе. Девушка на входе оказалась очень приветливой и даже пригласила меня пройти в тот дальний зальчик кафе. Да, рисунки. Да, две кошачьи фигурки на окне, совсем немаленькие. Оказалось, что их ставят на заказные столики. А ещё на стенах кафе оказалось много ярких сочных картин, невольно напомнивших мне Поля Гогена. Оказалось, что это картины хозяйки кафе – Надежды Пак. Мне так понравилась уютная атмосфера в кафе, что я осталась, села за столик и с большим удовольствием – в тот морозный вечерок это было очень кстати – выпила большую кружку горячего имбирного чая. Ну, и не смогла сдержаться и порадовала себя кусочком очень вкусного тортика «Катарсис Наполеона». А дома с интересом почитала о хозяевах кафе – это не только Надежда Пак, но и её муж Александр Брайловский. Творческие, любящие путешествовать люди. Узнала всё это из блога Надежды и нескольких статей в СМИ.
Ну, и ещё кое-что – уже, наконец, точно последнее, а то, наверное, я уже утомила вас. Тут же по соседству, на пересечении Большого Козихинского и Спиридоньевского переулков нашлось местечко для сквера. Сквера Михаила Булгакова – имя полученное до того безымянным островком зелени в 2015 году. Такое название совсем неудивительно – рядом же Патриаршие пруды, где завязывается увлекательнейшее действие романа «Мастер и Маргарита». А один из персонажей? Кот Бегемот. Во-о-о-т! И тут связь с кошачьим племенем! Именно здесь хотели установить памятник писателю работы скульптора Г.В. Франгуляна, который он создал ещё в 2015 году. Но местные жители выступили против, видимо, убоявшись соседства с мистикой и чертовщинкой. Спустя три года памятник Булгакову всё же установили, но уже на Большой Пироговской. И там даже был наш тайник, который, увы, ушёл в архив.
Ну, вот теперь вроде всё, что хотела вам, дорогие коллеги по игре, рассказать. Прошу прощения за многословность – ну, не умею иначе – одно цепляется за другое и так хочется охватить если не всё, то многое, что мне показалось интересным и достойным внимания. Знаю, не все читают длинные описания тайников. Но всё же надеюсь, что найдутся те, кто прочитает и найдёт что-то новое и познавательное для себя. Спасибо за внимание! И приятной вам прогулки по московскому переулочку и его окрестностям!
При подготовке описания местности использованы материалы:
1. По Москве: прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям / Под ред. Н.А. Гейнеке, Н.С. Елагина и др. М., 1917. 2. Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. М., 1989. 3. Акт историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Доходный домов К.С. Клингсланда, 1902 г., архитектор Г.Н.Иванов», расположенного по адресу: г. Москва, Большой Козихинский пер., д.10. здесь
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: