Казанский вокзал Москвы по праву считается выдающимся творением отечественной архитектуры. Однако, таким, каким мы его знаем, вокзал стал не сразу.
В 1862 году после открытия первого, Коломенского участка Московско-Рязанской железной дороги московские газеты писали: "пока в устройстве дороги еще много несовершенств, ни на одной станции вокзалы еще не отстроены". Действительно, Московско-Рязанская линия была пущена в эксплуатацию с недоделками. Пассажиры жаловались, что в "большинстве платформы не готовы и из вагонов приходится выпрыгивать", даже в Москве "пассажиров снимали с лестниц вагонов, а дам – на руках".
Первый, временный вокзал Рязанской дороги в Москве размещался в небольшом деревянном домике.
Каменный вокзал появился лишь в 1864 году. Построил его архитектор М.Ю. Левестам. Он стал третьим вокзалом на Каланчевском поле. Небольшое здание Рязанского вокзала имело общую кровлю с дебаркадерным покрытием над путями и платформами. Над входом поднималась башенка с часами. Вокзал был тесен, неудобен и с архитектурной точки зрения не очень выразителен. До наших дней от всего вокзального комплекса того времени сохранилось лишь одноэтажное ажурное здание веерного депо, выполненное в итальянском стиле.
В 1893 году железную дорогу продлили до Казани, поток пассажиров значительно возрос. Необходимость нового вокзала стала очевидной. Правление дороги рассмотрело несколько проектов переустройства вокзального здания, однако даже наиболее удачный вариант имел серьезные недостатки и не был утвержден министерством. Вторая заявка на новый вокзал была подана в 1907 году, но и она не получила поддержки. Положение становилось критическим, и в 1910 году старое здание в спешном порядке реконструировали: были значительно расширены помещения 1 и 2 класса.
Однако это не решало всех проблем, и вскоре был объявлен конкурс на проект нового вокзала. Наиболее интересными из всех представленных на конкурс оказались три проекта: академика архитектуры Ф.О. Шехтеля, академика архитектуры А.В. Щусева и художника Е.Н. Фелейзера.
Принципиальное отличие варианта, предложенного Щусевым, заключалось в том, что он перенес главные архитектурные формы с узкого Рязанского проезда на угол Каланчевской площади, "повернув тем самым всю композицию лицом в наиболее выгодную для города сторону". Во многом благодаря именно этому правление дороги и постановило строить новый вокзал по проекту Щусева. Открыть новый Казанский вокзал предполагалось к 1 ноября 1916 года.
Щусев задумал вокзал не только как функциональное здание, но и как произведение архитектуры, призванное украсить и Каланчевскую площадь, и Москву. Для росписи залов были приглашены выдающиеся художники: А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, З.Е. Серебрякова, М.В. Добужинский, Н.К. Рерих, А.Е. Яковлев, И.А. Билибин, а позднее – Е.Е. Лансере.
Однако не все из задуманного удалось осуществить. Началась первая мировая война, затем революция, гражданская война.
В марте 1918 года все железные дороги РСФСР, в том числе и Московско-Казанская, были национализированы. Работы на стройке возобновились, хотя стройматериалов не хватало.
В 1919 году, когда в главном корпусе смонтировали электроосвещение, состоялось открытие части вокзала. К июню 1922 года на Казанском вокзале были готовы новые пассажирские залы. Временный деревянный вокзал, прослуживший 10 лет, был сломан. Считается, что в 1926 году был завершен первый этап строительства, а в 1940 году – второй.
Еще в самом начале строительства Щусев настоял на устройстве часов с боем. Заказал для них в Петербурге бронзовые знаки зодиака, рисунки которых выполнил сам. Однако знаменитые вокзальные часы работы часового мастера В. Пушкарева были пущены только в 1923 году и работали до осени 1941 года, когда от разрыва фугасной бомбы колокол был сброшен. Водрузили его обратно лишь в 70-х годах.
Во второй половине ХХ века вокзал постоянно развивался и обновлялся. В 50-е годы был построен подземный зал для пригородных пассажиров, имеющий выход в метрополитен.
В 70-е годы началась крупномасштабная реконструкция вокзала, в ходе которой была увеличена его пропускная способность, и одновременно многое было сделано для реализации и восстановления архитектурно-художественного замысла А.В. Щусева. В 1990 году были построены новые залы ожидания, переходы от поездов к станциям метро и на Комсомольскую площадь. Подземный тоннель, соединяющий все три железнодорожных вокзала Комсомольской площади, стал самым протяженным в столице. Над платформами появилось уникальное крупнопролетное перекрытие площадью 17 тыc.кв. м.
Завершилась реконструкция в 1997 году к 850-летию Москвы. На Новорязанской улице и Рязанском проезде выросли новые корпуса, сохраняющие общий стиль Казанского вокзала. Возводились они на основе сохранившихся чертежей архитектора Щусева.
Казанский вокзал сегодня – это современный комплекс, предлагающий пассажирам разнообразные услуги, и памятник архитектуры, принесший автору мировую известность.
Находясь в помещении вокзала, обратите внимание на роспись стен и потолков. Если удастся оказаться в помещении VIP-зала, вы увидите больше произведений исскуства в отделке интерьеров.
К сожалению, не нашлась информация о большом панно в восточной части зала ожидания. Будем благодарны за любые сведения об этом художественном объекте.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: